B.1. Постановка транспортной задачи




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2.

Решение транспортных задач электроэнергетики

Цель работы: Получение навыков составления математических моделей для решения задач линейного программирования в пакете MS Excel. Приобретение навыков решения транспортных задач электроэнергетики.

Краткие теоретические сведения.

B.1. Постановка транспортной задачи

Транспортная задача - это задача отыскания таких путей перевозки продукта от пунктов производства к пунктам потребления, при которых общая стоимость перевозок оказывается минимальной.

Математический аппарат транспортной задачи применим и к задачам электроэнергетики. Здесь под продуктом подразумевается электрическая мощность, передаваемая от источников питания к потребителям по линиям электропередачи. Источниками питания являются электрические станции или подстанции, потребителями - промышленные, городские, сельскохозяйственные потребители электроэнергии. Оптимизации подлежат затраты на схему электрической сети, состоящей из линий электропередачи, связывающих узлы источников питания с узлами потребителей.

Пусть в проектируемой системе электроснабжения имеется i = 1, 2,... n узлов источников питания и j = 1, 2,... m узлов потребителей. Мощность каждого из источников составляет Ai, а мощность каждого из потребителей - Bj единиц мощности (е.м.). Известно взаимное расположение узлов источников и потребителей. Стоимость передачи единицы мощности от источника i к потребителю j (удельная стоимость) составляет zij у.е./е.м.

Общее количество возможных к строительству линий электропередачи, связывающих источники с потребителями, составляет nm. Мощности, передаваемые по этим линиям, являются искомыми переменными xij, следовательно, количество искомых переменных составляет nm.

Затраты на электрическую сеть равны сумме произведений удельных стоимостей на величины передаваемых мощностей от источников i к потребителям j. Поэтому подлежащая минимизации целевая функция имеет следующий вид:

n m

Z = Σ Σ zijxij → min. (1)

i= 1 j= 1

С позиций теоретической электротехники электрическая сеть является электрической цепью и для этой сети применимы все законы, известные из курса электротехники, в частности 1-й закон Кирхгофа. Для каждого i -го источника питания сумма мощностей, оттекающих по линиям ко всем j= 1,2,... m узлам потребителей, равна мощности Ai этого источника

 

 

m

Σ xij = Ai. (2)

j= 1

Для каждого j -го потребителя сумма мощностей, притекающих по линиям от всех i= 1,2,... n источников, равна мощности Bj этого потребителя

n

Σ xij = Bj. (3)

i= 1

Соотношения (2) и (3), представляющие собой балансы мощности в каждом из узлов, являются ограничениями при решении транспортной задачи.

Каждая базисная переменная xij соответствует присутствию в схеме линии между узлами i и j, поскольку мощность, протекающая между узлами i и j, не равна нулю. Каждая свободная переменная xij соответствует отсутствию в схеме линии между узлами i и j, поскольку мощность, протекающая между узлами i и j, равна нулю.

В рассматриваемой постановке транспортной задачи все искомые мощности х ij, передаваемые от источников к потребителям, являются неотрицательными. Следовательно, граничные условия имеют вид

xij > 0, i =1, 2,... n; j =1, 2,... m. (4)

Выражения (1), (2), (3) и (4) представляют собой математическую модель транспортной задачи. Видно, что выражения целевой функции (1) и ограничений (2) и (3) являются линейными.

Пример 1. В проектируемой системе электроснабжения имеется два узла с источниками питания и три узла потребителей. Мощности источников составляют A 1 и А 2, а мощности потребителей - B 1, В 2 и В 3 е.м. Взаимное расположение узлов и возможные к сооружению линии электрической сети показаны на рис. 1. Удельные затраты на передачу мощностей по линиям между узлами источников и потребителей составляют z 11, z 12, z 13, z 21, z 22, z 23 у.е./е.м.

Составить математическую модель для решения транспортной задачи.

Рис. 1. Взаимное расположение узлов и возможные к сооружению линии электрической сети

 

Решение. Целевая функция, представляющая собой суммарные денежные затраты на электрическую сеть, в соответствии выражением (1) будет иметь вид

Z = z 11 x 11 +z 12 x 12 +z 13 x 13 +z 21 x 21 +z 22 x 22 +z 23 x 23 → min.

Ограничения, представляющие собой балансы мощности в узлах электрической сети, в соответствии с выражениями (2) и (3) будут иметь следующий вид:

x 11 +x 12 +x 13 =A 1,

x 21 +x22+x23=A 2,

x 11 +x 21 =B 1,

x 12 +x 22 =B 2,

x 13 +x 23 =B3.

Граничные условия в соответствии с соотношением (4) запишутся как

x 11 > 0, x 12 > 0, x 13 > 0, x 21 > 0, x 22 > 0, x 23 > 0.

Полученные выражения представляют собой математическую модель транспортной задачи для схемы, приведенной на рис. 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: