B.2. Учет пропускной способности линий




При проектировании систем электроснабжения часто сталкиваются с задачей ограничения пропускной способности линии. В частности, ограничение передаваемой мощности по существующей линии обусловлено допустимым нагревом ее проводов.

Пусть для линии xij между источником i и потребителем j передаваемая мощность ограничена величиной S (xij < S).

B.3. Транспортная задача с транзитом мощности

В рассмотренных выше транспортных задачах передача мощностей осуществлялась непосредственно от источников к потребителям. Это транспортные задачи в так называемой классической постановке.

В реальных схемах электрических сетей часто оказывается целесообразной передача мощности через промежуточные (транзитные) узлы. Такими транзитными узлами могут быть как узлы источников питания, так и узлы потребителей. На рис. 2 в качестве примера приведены простейшие схемы электрических сетей, поясняющие понятие "транзит мощности".

а) б) в)

Рис. 2. Поясняющие схемы к понятию "транзит мощности"

На рис. 2.а показано взаимное расположение узлов источника А 1 и потребителей В 2 и В 3. При классической постановке транспортной задачи оптимальная схема электрической сети будет иметь вид, показанный на рис. 2.б. Очень возможно, что эта схема будет дороже, чем схема, приведенная на рис. 2.в, в которой мощность к потребителю В 3 передается через промежуточный (транзитный) узел потребителя В 2. Величина транзитной мощности, передаваемой через узел В 2, равна мощности потребителя В 3, т.е. х 22 3.

Транзитная мощность обозначена переменной с двумя одинаковыми индексами, соответствующими номеру узла, через который она протекает. Можно показать, что транзитным узлом может быть и узел источника питания.

Таким образом, транспортная задача с транзитом мощности является более общей задачей и имеет более широкие возможности по оптимизации схемы электрической сети, чем транспортная задача в классической постановке.

При решении транспортных задач с транзитом мощности с количеством источников n и количеством потребителей m всем узлам схемы присваивается единая нумерация 1, 2,... (n+m).

Целевая функция представляет собой сумму произведений удельных стоимостей на величины передаваемых мощностей от узла i к узлу j

Для оценки удельных затрат zii на передачу через i -й узел транзитной мощности xii обратимся к рис. 2.в. Затраты на электрическую сеть, показанную на этом рисунке, составляют Z= z 12 x 12 +z 23 x 23. Транзитная мощность х 22 и удельные затраты z 22 на ее передачу через узел 2 не входят в выражение целевой функции Z. Следовательно, удельные затраты на передачу транзитной мощности через любой i -й узел zii =0.

Как и в классической транспортной задаче, ограничениями в транспортной задаче с транзитом будут балансы мощности во всех узлах. В частности, для узла В 2 схемы рис. 3.6, в баланс мощности запишется в виде х 12 = В 2 + х 22 или х 12 - х 22 = В 2.

В общем случае для любого j -го потребителя сумма мощностей, притекающих от всех других узлов, за вычетом транзитной мощности xjj равна мощности этого потребителя

n+m

Σ xij - xjj =Bj. (5)

i= 1, ij

Аналогично можно записать уравнение баланса мощности для любого i -го источника. Сумма мощностей, оттекающих от i- го источника ко всем другим узлам, за вычетом транзитной мощности xii равна мощности этого источника

n+m

Σ xij - xii =Ai. (6)

j= 1, ij

Из двух последних выражений видно, что транзитная мощность входит в математическую модель транспортной задачи со знаком минус.

 

Задание

В проектируемой системе электроснабжения имеется 2 узла источников питания и 3 узла потребителей. Мощности источников составляют A 1и A2, а мощности потребителей B 3, B 4и B 5. Удельные затраты на передачу мощностей по линиям между узлами составляют z 13, z 14, z 15, z 23, z 24, z 25, z 34, z 45, z 56.

Требуется найти оптимальную схему электрической сети:

1. Для случая отсутствиятранзита мощности.

2. Для случая отсутствиятранзита мощности и ограничения на пропускную способность линий электропередач x13 < 50 и x24 < 50.

3. Для случая транзита мощности.

4. Для случая транзита мощности и ограничения на пропускную способность линий электропередач x13 < 50 и x24 < 50.

 

 

ВАРИАНТЫЗАДАНИЙ

N A 1 A2 B 3 B 4 B 5 z 13 z 14 z 15 z 23 z 24 z 25 z 34 z 45 z 35
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

Контрольные вопросы:

1. Приведите примеры транспортных задач для электроэнергетики.

2. Приведите математическую модель для транспортной задачи.

3. Приведите математическую модель для транспортной задачи с ограничением по пропускной способности.

4. Приведите математическую модель для транспортной задачи с транзитом мощности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: