Тема 9. Диагностика креативности




Тема 1. Психодиагностика как наука и сфера практической деятельности

1. Понятие «психологической диагностики» с точки зрения различных подходов в зарубежной и отечественной психологии.

2. Предмет изучения психологической диагностики, его особенности выделения с позиции различных психологических школ.

3. Различение психодиагностического обследования и диагностического исследования в современной тестологической культуре

 

Тема 2. История развития психодиагностики, основные проблемы, современное состояние

1. Теоретические истоки и основные этапы развития психодиагностики в России и за рубежом. Выделение психодиагностики из экспериментальной психологии. Первые психологические лаборатории (В. Бунд, В. Бехтерев).

2. Возникновение тестирования интеллекта как последствие возникновения массовой школы и создания обучающих программ.

3. Становление и развитие психодиагностики личности. Перспективы развития психологической диагностики.

Тема 3. Психометрические основы психодиагностики

1. Основные этапы конструирования теста. Показатели качества психологического измерения. Определение валидности, надежности теста. Стандартизация теста.

2. Понятие «адаптированная методика». Основные типы данных.

3. Основы статистических методов обработки и интерпретации данных.

Тема 4. Классификация и характеристика основных психодиагностических методов

1. Малоформализованная и строгоформализованная психодиагностики. Характеристика основных методов малоформализованной психодиагностики: наблюдения, беседы, контент-анализа. Основные правила проведения наблюдения. Карта наблюдения Д. Стотта.

2. Основные виды и правила составления диагностического интервью. Особенности беседы в работе с детьми. Основные психодиагностические процедуры: анкеты, опросники, тесты. Основные принципы составления опросников и тестов. Проблемы определения достоверности результатов.

3. Проективные методы и их отличительные особенности.

Тема 5. Научные методы постановки психологического диагноза, принципы построения психологического заключения

1. Понятие психологического диагноза, системные принципы его построения, структурированность.

2. Психодиагностический процесс: этап сбора данных, этап переработки и интерпретации, этап принятия решения.

3. Основная форма написания психологического заключения.

Тема 6. Диагностика интеллектуального развития

1. Изучение интеллекта в зарубежной психологии. Изучение умственного развития в российской психологии. История развития и состояние вопроса исследования интеллекта.

2. Невербальные тесты интеллекта, их особенности и цели применения. Доски Сегена, прогрессивные матрицы Равена, интеллекту­альный тест, свободный от влияния культуры Р. Кеттела.

3. Вербальные тесты интеллекта, их достоинства и недостатки. Характеристики тестов Д. Векслера, Р. Амтхауэра, ГИТ Дж. Ваны. Отечественные исследования умственного развития.

 

Тема 7. Психодиагностика развития младенцев и дошкольников

1. Психодиагностика раннего периода развития ребенка. Основные методы: наблюдение, наблюдение за игровой деятельностью ребенка, пирамида, кубики, матрешки, мозаика, разрезные картинки, предметные картинки и др. Ведение индивидуального журнала развития ребенка.

2. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Диагностика новообразований психического развития детей-дошкольников. Диагностический минимум 2—3 года, 3— 4 года, 5-6 лет.

3. Методика интервью с ребенком.

Тема 8. Понятие психологической готовности к школе. Основные проблемы и подходы. Проблемы диагностики школьной дезадаптации

1. Диагностика психологической готовности к школе, ее практическая обоснованность; основные понятия и компоненты психологической готовности к школе. Знакомство с некоторыми диагностическими программами, направленными на диагностику готовности к школе (Керн - Йерасик, А. Л. Венгер, П. Кеэс, Н. Гуткина.).

2. Диагностика детей с особенностями развития (тревожные дети, агрессивные дети, гиперактивные и импульсивные дети). Авторские школы начального обучения и особенности диагностики школьной зрелости (В. Давыдов, Д. Эльконин, Л. Занков и др.).

3. Диагностика психологических трудностей школьника (младший школьник, подросток, выпускник).

 

Тема 9. Диагностика креативности

1. Понятие креативности; основные направления исследования в зарубежной психологии. Дивергентное и конвергентное мышление. Креативность и интеллект. Креативность и личность.

2. Калифорнийские тесты кретивности Дж. Гилфорда, их теоретическое обоснование. Тесты креативности П. Торранса. Возможности тестов креативности в измерении творческих способностей и предсказании творческих достижений.

3. Изучение творческих способностей в отечественной науке. Интеллектуальная инициатива и метод «креативного поля» Д. Б. Богоявленской.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: