Система дошкольного образования в Германии




Исторический аспект дошкольного воспитания. Первые учреждения появились в начале 19 века. Их главная функция состояла в присмотре за детьми промышленных рабочих, пока те находились на работе. Родителей не интересовало внедрение образования в программу по уходу за детьми. В то же время в д/садах для детей буржуазии осуществлялась подготовка детей к школе.

Новые институты, созданные Ф.Фребелем в 1840г. и названные детский сад, изначально ориентировались на педагогические аспекты умственному, эмоциональному воспитанию и этим очень сильно отличались на ранее существовавших. По его идее д/сады должны дополнять воспитание, получаемое в семьях и способствовать творческому и общественному развитию детей. Деятельность д/садов продолжалась до 1933г. Во времена третьего рейха женщинам было запрещено выходить на работу и многие д/сады прекратили свое существование. Когда вновь потребовалась женская рабочая сила, особенно в оружейной индустрии, система д/садов вновь стала развиваться.

По окончании Второй мировой войны в ФРГ и ГДР стали развиваться различные дошкольные образовательные системы. При введении закона о праве всех детей на место в д/саду, в ГДР было предоставлено место каждому ребенку в возрасте от 3 до 6 лет. Желающие родители могли оставить ребенка на целый день, оплата не превышала стоимость обеда. Остальные расходы финансировались из государственного бюджета.

В ФРГ в 1960-х гг. обсуждался вопрос дошкольного образования и перехода детей начальному образованию – как можно улучшить возможности поступления в школу детей из неблагополучных семей, и будет ли полезным ввести обязательное начальное образование с пяти, а не шести лет. Были организованы развивающие программы по проведению пилотных проектов. Послевоенная педагогика в Западной и Восточной Германии строилась на принципах отрицавших гитлервскую идеологию, и определило основные подходы организации дошкольного воспитания.

Данный период характеризуется интенсивной политикой оказания помощи молодым семьям. Большое внимание в ФРГ уделялось права родителям на воспитание детей в семье. Поэтому в дошкольном образовании ФРГ государство не вмешивалось в воспитание. Особое внимание уделялось самосознанию детей, созданию раскрепощенной обстановки, подбору мебели и отрицались воспитание коллективизма, ограничение детской индивидуальности, работа по единой программе, что было характерно для ДО в ГДР.

В то же время дошкольное образование в ФРГ не избежало критики за недостаточное внимание к гигиене, безопасности детей, пассивность воспитателей в педагогическом процессе, панибратское отношение детей со взрослыми.

После объединения Германии было отдано предпочтение системе образования ФРГ. В связи с этим в бывшей Восточной Германии наблюдался избыток подготовленных работников, а в д/садах Западной Германии – недостаток грамотных воспитателей.

Структура дошкольного образования. С 1957г. действует закон о свободном посещении д/садов, 20% из которых содержит государство, 80% принадлежит церковным общинам, профсоюзу и другим благотворительным обществам. Родители оплачивают 50%.

В Германии существуют типы дошкольных заведений:

- д/с с полным или неполным днем для детей от 3-6 лет;

- одногрупповые дошкольные заведения, преимущественно для старших дошкольников;

- пришкольные группы для 5-х детей;

- подготовительные классы основной школы (воспитывают и учат 5-х детей);

- круглосуточные интернаты для здоровых детей от 3 до 6 лет;

- интернаты для детей с проблемами здоровья и развития;

- материнские центры (матери вместе с детьми занимаются интересной и полезной деятельностью, общаются между собой и специалистами по педагогике и психологии).

Подготовка воспитателей в Германии происходит иначе, чем в нашей стране. Воспитателей учат не в университетах, а в средних профессиональных учебных заведениях. Подготовка происходит в течение 2-х лет и включает 3 этапа:

1 этап – 2 года проходит практическая стажировка (будущие специалисты под руководством опытного педагога включаются в жизнь ДУ и выполняют различные виды работ), что позволяет человеку самоопределиться, понять правильность выбора профессии, приобрести практический опыт работы с детьми.

2 этап – 2 года теоретического обучения, студенты получают знания по детской психологии, дошкольной педагогике, возрастной физиологии и пр.

3 этап – 1 год заключительная практика, молодой специалист работает совместно с квалифицированным коллегой и овладевает техническими навыками профессии.

Особо следует отметить организацию системы переподготовки и повышения квалификации воспитателей. Каждый ежегодно проходит повышение квалификации 5-6 раз (от 1-3 дней до 2-х недель) – работа с родителями, принципы наблюдения за развитием ребенка, диагностика, специальные предметы (как ставить эксперименты в д/с, проводить игры и т.п.).

Таким образом, педагог имеет возможность (раз в 2 месяца), практически без отрыва от работы повышать свой уровень, знакомиться с инновациями.

Всего в д/саду работает 7-10 педагогов и 1-2 стажера. В каждом помещении с детьми находятся 2 педагога, предлагают интересные занятия, опекают детей и несут за них ответственность. За каждым педагогом закрепляют 20-25 детей разного возраста. Отличительной особенностью работы педагога является отсутствие внешних контролирующих инстанций – что повышает ответственность и самостоятельность воспитателя, ориентирует воспитательную работу на детей, а не на проверяющие комиссии.

Цель и направление работы. Детские ДУ понимаются сегодня как неотъемлемая составная часть системы образования Германии. Целью ДУ является в основном развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность, его воспитание и образование.

Не предусмотрены занятия в отдельных отраслях знаний или определенные часы в недельном ритме, не существует строго определенных учебных планов. С детьми от 3 до 6 лет в д/саду предусмотрена педагогическая деятельность с целью развития духовной, физической, эмоциональной и социальной компетентности детей в следующих направлениях:

- речевое развитие, шрифт, коммуникация;

- личностное, социальное развитие, система моральных ценностей/религиозное воспитание;

- основы математических знаний, природы, техники (в том числе и информационной);

- музыкальное развитие/обхождение со средствами массовой информации;

- человеческий организм, движение, здоровье;

- социальный и живой окружающий мир.

Интересные факты. Дошкольное обучение в Германии не очень популярно – «ребенка будут учить в школе», считают немецкие родители. «Игровая группа», в которую приводят ребенка на несколько часов в день – не возможность для мамы отдохнуть, в них проводят время дети в присутствии мам и нянь (последние обычно пьют чай, угощают друг друга и ведут долгие беседы, пока дети получают свою порцию общения, играют).

Д/сад в Германии – что-то вроде клуба для маленьких, который открывается рано утром и перестает работать самое позднее в 2 часа дня. В саду дети не обедают. Считается, что такой важный ритуал должен проходить только дома. Мама играет главную роль в процессе воспитания и уходе за ребенком. Детский сад стоит на втором месте.

В Германии дети (и в 8 лет тоже) вообще не смотрят телевизор - родители включают, когда дети спят и лишь некоторые позволяют детям смотреть 15-30 минут. Дети практически целый день дома – играют в игрушки, рисуют, занимаются музыкой или в кружках, секциях.

Как в любой европейской стране в Германии очень серьезно и ответственно подходят к вопросу о защите прав детей – дети знают о своих правах, этому учат уже в д/саду. Поэтому родителям многое не дозволено – детей нельзя бить, обижать, наказывать, нельзя на них кричать.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: