Методические рекомендации




Общая туристская подготовка

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям

 

 

Самара 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..…………3

Тема 1. Приемы ориентирования в путешествии …………………….............……...……4

Тема 2. Узлы, страховка и основные техники работы с веревкой..............………....11

Тема 3. Порядок движения. Способы преодоления препятствий.............…….…….17

Тема 4. Организация спасательных работ. Оказание первой помощи.................… 20

Тема 5. Защита проекта «Туристский маршрут»........…………………………………21

Тема 6. Проведение туристского похода…………………....................................……….21

Список литературы…………………………………………………………………..22

 

 

Введение

Факультатив «Общая туристская подготовка» является важным этапом в знакомстве студентов с основами организации спортивно-экскурсионных маршрутов в активных видах туризма. Он расширяет представления о видах туристских услуг, направлениях развития туристско-экскурсионной деятельности, специфике организации спортивно-экскурсионных маршрутов.

Целью данного курса является изучение теоретических и практических аспектов организации путешествий в активных видах туризма. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить организационные основы активных видов туризма;

- определить комплекс умений и навыков, необходимых для организации безопасных путешествий в активных видах туризма;

- определить особенности подготовки спортивно-экскурсионных маршрутов.

Кроме лекционных и семинарских занятий, необходимой формой выработки и проверки закрепления полученных знаний и навыков является проведение туристских походов в составе учебной группы. Такие походы лучше планировать на начальной и на завершающей стадиях изучения курса. Именно такое сочетание теоретического материала и практических навыков может дать позитивное усвоение материала. Перед проведением похода, необходимо запланировать задания студентам на время похода, определить маршрут и график его прохождения; в завершающей стадии или уже в рамках аудиторных занятий произвести коллективный разбор выполненных заданий.

 

Краткое содержание разделов дисциплины

ТЕМА 1. ЦЕЛИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

ПРОЕКТ СПОРТИВНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ.

ТЕМА 2. СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА.

ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ПУТЕШЕСТВИИ.

ТЕМА 4. ПРИЕМЫОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПУТЕШЕСТВИИ.

ТЕМА 5. СТРАХОВКА И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫС ВЕРЕВКОЙ. УЗЛЫ.

ТЕМА 6. ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ НА МАРШРУТЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИВАЛОВ.

СПОСОБЫПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ.

ТЕМА 7. БЕЗОПАСНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ. КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВАННОСТИ.

ТЕМА 8. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

ТЕМА 9. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ В ВОДНЫХ ВИДАХ ТУРИЗМА.

ТЕМА 10. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ В ГОРНЫХ ВИДАХ ТУРИЗМА.

ТЕМА 11. ВЕЛОТУРИЗМ.

Темы и планы семинарских занятий.

Тема 1. Приемы ориентирования в путешествии.

Тема 2. Узлы, страховка и основные техники работы с веревкой.

Тема 3. Порядок движения. Способы преодоления препятствий.

Тема 4. Организация спасательных работ. Оказание первой помощи.

Тема 5. Защита проекта «Туристский маршрут».

Тема 6. Проведение туристского похода.

 

Семинарские занятия

 

Тема 1. Приемы ориентирования в путешествии (4 часа)

1. Работа с картой и компасом.

2. Ориентирование без карты и компаса. Туристская маркировка.

3. Измерение расстояний и ошибки восприятия.

Методические рекомендации

Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа. Ориентирование при передвижении в незнакомой местности состоит в определении расстояний и выдерживании нужного направления маршрута.

Практически туристу приходится ориентироваться все время, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. У опытных путешественников вырабатывается даже особое чувство ориентирования в пространстве. Для начинающего же туриста основой основ является умение работать с компасом и картой, без которых не обходятся ни одно туристское путешествие.

Карта это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе. Искажение происходит вследствие того, что сферическую выпуклую поверхность, образцом которой является поверхность Земли, нельзя без разрыва развернуть на плоскости. Исключением является тот случай, когда на карте изображается очень небольшая часть земной поверхности, которую мы можем считать почти плоской. Карты различаются по своему содержанию и по масштабам. Виды карт очень разнообразны. Наиболее точные - топографические. Однако туристы чаще всего имеют дела с областными картами. Точность изображения местности на карте, полнота, подробность карты зависят от ее масштаба. Масштаб - это отношение длин линии на карте к длине соответствующей ей линии на местности. При уменьшении масштаба многие детали, чтобы не загружать карту, не изображают: так, пропадают мелкие повороты и изгибы дорог, рек и ручьев. Это следует учитывать. Длина реки или дороги, замеренные по карте мелкого масштаба, на местности окажутся больше вследствие того, что на карте детали отсутствуют, а дано только общее, генеральное направление линий.

Чтение карты предполагает знание условных знаков. Обозначения условных знаков в определенной мере зависят от масштаба карты, все их принято делить на три группы: масштабные, внемасштабные и пояснительные. Первые изображают местные предметы (обычно контуром), которые «укладываются» в масштаб карты: озера, крупные города и т. п. Вторые - объекты, которые не могут быть выражены в данном масштабе. По такому знаку нельзя судить о действительном размере показанного на карте селения или моста. К третьим знакам относятся цифры, надписи и другие обозначения. С уменьшением масштаба карты масштабные условные знаки превращаются во внемасштабные. Карта изображает, как правило, летнее состояние местности.

Рельеф местности изображается при помощи горизонталей, которыми называются кривые замкнутые линии, соединяющие на карте точки местности, одинаковые по высоте над уровнем океана. Расстояние по высоте между двумя смежными горизонталями, взятыми на одном скате, называется высотой сечения, а расстояние между горизонталями по плану - заложением. Чем круче скат, тем меньше величина заложения, и наоборот. Чтобы определить направление ската по горизонталям, на некоторых из них ставятся перпендикулярные черточки - скатоуказатели (бергштрихи), «смотрящие» своим свободным концом в сторону понижения. Некоторые формы рельефа изображаются не горизонталями, а особыми условными значками. Так, обрывы, овраги, валы, ямы показываются линией с зубчиками, обращенными в сторону крутого склона. При пользовании мелкомасштабными картами туристы могут встретить изображение рельефа способом отмывки (сгущения теней) и гипсометрическим («чем выше, тем темнее»). На картах, где нанесена только гидросеть (реки, ручьи, озера), рельеф приходится «дорисовывать» в уме, опираясь на густоту, направление и извилистость водотоков и высотные отметки. На схемах и планах горных районов рельеф часто изображают только линиями водоразделов (гребней), отметками основных вершин, показом рек и ледников.

Способы ориентирования с помощью компаса и карты. Ориентирование карты служит для определения своего местонахождения. Для этого карту кладут горизонтально, ставят на нее, компас и вращают карту вместе с компасом так, чтобы направление стрелки компаса совпало с меридианом. Так как направление магнитной стрелки не точно совпадает с направлением на географический полюс, то различают два меридиана - истинный (географический) и магнитный. Разница между истинным и магнитным меридианами называется углом магнитного склонения и может достигать величины в 10 - 20° и более и иметь разный знак.

Учет магнитного склонения необходим для точного определения своего местонахождения. Местное склонение иногда указывают на карте. Если магнитное склонение восточное, то на картах оно подписывается со знаком плюс (например, +7°). Это означает, что истинный север находится влево от направления северного конца магнитной стрелки на величину в 7°. Следовательно, надо повернуть компас так, чтобы северный конец стрелки совпал с указанием на лимбе «7°». Тогда, ось лимба С - Ю пройдет через истинный географический меридиан и компас окажется точно ориентированным по отношению к сторонам горизонта. В случае западного магнитного склонения (знак минус) истинный север лежит вправо от северного конца стрелки также на величину градусов магнитного склонения.

Определение своего местонахождения. Азимут это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки от направления на север до направления на данный предмет (ориентир). Азимут измеряется в градусах от 0 до 360. Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан, азимут называется магнитным.


Рис. 1 Склонения и азимуты.

 

Рис. 2. Ориентирование по местным предметам.


После того как карта сориентирована, ее «привязывают» к местности путем визирования на заметные предметы или с помощью компаса. Для этого узнают по компасу магнитные азимуты на два ориентира и сделав поправки на местное магнитное склонение, определяют географические азимуты этих ориентиров.

Затем из точки изображения ориентиров на карте проводят линии под обратным азимутом (обратный азимут равен наблюдаемому ±180°). Пересечение линий на карте и определит точку вашего местонахождения (рис. 2) Движение по азимуту заключается в определении на местности нужного направления по заданному азимуту и выдерживании этого направления в пути до выхода к намеченному пункту. В походе к движению по азимуту обычно прибегают на закрытой местности или в бездорожье, для чего заранее по карте определяют магнитные азимуты и расстояние до ориентиров.

При движении по азимуту практическая точность выхода на ориентир составляет обычно до одной десятой пройденного маршрута. Поэтому всегда желательно намечать на маршруте промежуточные ориентиры. Для этого перед движением устанавливают визирное приспособление компаса на нужное направление и ориентируют компас. Затем визируют в нужном направлении (или рядом с ним) какой-нибудь ярко выраженный и не очень отдаленный ориентир, к которому и двигаются. Достигнув ориентира, операцию повторяют вновь. При определении направления надо следить, чтобы северный конец стрелки компаса совпадал с отметкой севера на его лимбе. При движении по азимуту на пути туристов могут встретиться значительные препятствия. Для строгого выдерживания направления обходить их желательно по ломаной прямой с наименьшим количеством «колен». При обходе следует четко записать величины промежуточных азимутов и расстояния, пройденные по ним.

Движение в тумане и ночью по компасу: туристу необходимо уметь пользоваться компасом и картой в тумане. Нередко ему приходится идти в таких условиях, когда цель пути закрыта и приходится ориентироваться по компасу. Выше мы уже говорили о том, что одна точка не определяет направления в пространстве, поэтому при движении в тумане группу следует выстроить по заданному курсу и компас передать последнему. Замыкающий, наблюдая по компасу за всей цепочкой, обеспечит продвижение по заданному направлению. В густом лесе для выдерживания направления рекомендуется поочередно обходить встречающиеся препятствия - деревья, завалы - то с левой, то с правой стороны.

Иногда при отсутствии промежуточных ориентиров полезно делать заведомое отклонение в определенную сторону от заданного азимута. Пройдя рассчитанное шагами или по времени движения расстояние до конечного ориентира, туристы круто сворачивают в сторону и разыскивают в новом направлении (одном, а не в двух противоположных, как было бы, если они двигались прямо по заданному азимуту) искомую точку на местности. При больших расстояниях надо намечать ограничительные (боковые) ориентиры, а конечный ориентир выбирать по возможности линейным и таким, чтобы он был развернут широким фронтом к направлению движения.

Ориентирование с картой без компаса отличается тем, что карту ориентируют по линиям местности или по ориентирам. Ориентирование по линии местности в походе применяется при совпадении маршрута с прямолинейным участком дороги, просеки, реки. В данном случае достаточно провизировать направление еще на один ориентир. Пересечение этого направления с изображением линии местности на карте и даст точку стояния (метод полуобратной засечки).

Способ Болотова применяют при невозможности точно сориентировать карту. Для этого из одной точки на листке прозрачной бумаги последовательно визируют и прочерчивают направления на три видимых на местности и опознанных на карте ориентира. Затем накладывают прозрачную бумагу на карту так, чтобы прочерченные направления на ориентиры прошли через их изображения на карте. При таком положении листка точка на нем (и карте) будет точкой местонахождения туриста. На практике путешественники часто прибегают также к приближенному ориентированию, определяя точку стояния по расстоянию до ближайшего имеющегося на карте ориентира.

Ориентирование без карты и компаса позволяет с помощью небесных светил и некоторых местных предметов определить стороны горизонта.

Ориентирование по часам и солнцу. Для этого часовую стрелку направляют в сторону солнца: при таком положении часов биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой 2 на циферблате (в период с октября по март - цифрой 1) укажет примерное направление на юг (рис. 3). Часы должны идти по местному времени. Точность ориентирования этим способом летом невелика. Ошибка может достигать величины 20 - 25°.



Рис. 3. Ориентирование по солнцу и часам (для зимней половины года)

Рис. 4. Ориентирование по Полярной звезде.

Ориентирование по Полярной звезде. Направление на Полярную звезду определяется следующим образом. Через две крайние звезды «ковша» Большой Медведицы мысленно проводится прямая, на которой откладывается пятикратное расстояние между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда, точно указывающая (ошибки менее 2°) на север - рис. 4.

Ориентирование по луне. Для приблизительного ориентирования полезно знать, что летом в первую четверть луна в 20 часов находится на юге, в 2 часа ночи - на западе, в последнюю четверть (с) в 2 часа ночи - на востоке, в восемь утра - на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяют так же, как по солнцу и часам, причем луна принимается за солнце.

Ориентирование по местным предметам. Известно, например, что мхи и лишайники покрывают северную сторону деревьев и камней, смола больше выступает на южной половине хвойного дерева, муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный. Не рекомендуется ориентироваться по таким, неверным, хотя и всем известным признакам, как густота кроны с той или иной стороны у дерева, по годичным кольцам прироста древесины на пнях спиленных деревьев, т.к. они зависят от целого ряда факторов. Весьма осторожно надо прибегать к ориентированию по квартальным столбам в лесу. Хотя считается, что ребро между двумя соседними гранями столба с наименьшими цифрами указывает на север, нужно помнить, что просеки в данном лесу могут быть прорублены не по меридианам и параллелям, а по линии рельефа или параллельно дорогам и границам угодий.

Туристская маркировка - это система специальных условных обозначений, которые наносятся на местные предметы для разметки туристских маршрутов. Ориентируясь по маркам, туристы могут пройти маршрут без карты, компаса и описания: указательные, предупреждающие, предписывающие и запрещающие знаки подскажут, где имеются объекты для осмотра, бивачные площадки, приюты, охраняемые природные достопримечательности, места для купания, каково расстояние до того или иного пункта, какие виды деятельности туристов разрешены, какие опасности ожидаются впереди и т. п.



Рис. 5. Туристская маркировка: некоторые рекомендательные, запрещающие и ограничивающие знаки туристской маркировки: 1 - достопримечательность; 2 - памятник или памятное место; 3 - брод; 4 - автобусная остановка; 5 - место для разведения костра; 6 - привал запрещен; 7 - место, опасное для купания; 8 - трогать запрещено.

Рис. 6. Упрощенная туристская маркировка: 1 - обзорная точка; 2 - памятник; 3 - питьевая вода; 4 - приют, место для бивака; 5 - опасность; 6 - конец пути

Часто, карта не отражает всех объектов на местности. В этих случаях туристы должны уметь определять расстояния. Самый распространенный способ – измерение расстояния шагами. Средняя длина двух шагов равна 1,50 м. Средняя ошибка на хорошо выверенном шаге составляет 2-4% измеренного расстояния. Меньшее значение имеет глазомерное определение расстояния, хотя для тренированного наблюдателя ошибка на 1000 м обычно не превосходит 15%.

Определение расстояния по времени движения обычно проводится исходя из средней скорости 3-4 км/ч.

Поправки на ошибки восприятия. Особенности видения на маршруте различных предметов зависят от многих факторов, и в первую очередь от расстояния. Чем дальше расположен предмет, тем он выглядит ниже и уже, чем в действительности, поэтому крупные предметы кажутся ближе, чем мелкие. Лежащие предметы (например, поваленное дерево) кажутся длиннее, чем стоящие такого же размера.

Расстояние на воде, в ущелье, на снегу кажется короче действительного. Ширина реки с пологого берега представляется большей, чем при наблюдении с крутого берега. При взгляде сверху вверх, от подножия горы на ее вершину склон кажется менее крутым, а предметы на горе ближе, чем при наблюдении сверху вниз, с горы. Ночью все источники света и ярко освещенные предметы представляются значительно ближе их действительного положения. Днем светлые или окрашенные в яркие цвета предметы кажутся ближе, чем предметы темные или мало контрастирующие с природным фоном.

В таблице 1 указаны дальность оценки расстояния глазомером и начала слышимости звуков на открытой местности в условиях тишины и при нормальной влажности воздуха.

 

Таблица 1. Расстояния начала: видимости предметов и слышимости звуков.

Наименование предметов Дневное время: Расстоя-ние Источники звука Расстоя- ние
Населенные пункты 10-12 км Шум идущего поезда 5-10 км.
Большие строения 8 км Стрельба из ружья 2-4 км.
Отдельные небольшие дома 5 км Резкий шум мотора трактора, тягача, гудки автомашины 2-3 км.
Окна в домах (без переплета) 4 км Движение автомашин на шоссе 1-2 км.
Трубы на крышах 3 км Лай собак, ржанье лошадей 1-2 км.
Отдельные деревья 2 км Громкий крик, неразборчиво 1-1,5 км.
Люди (в виде точек) 1,5 - 2 км Движение автомашин по грунтовой дороге 0,5-1 км.
Движения ног, рук 700 м Падение срубленного дерева 800 м.
Переплеты оконных рам 500 м Стук топора, визг пилы, звяканье котелков 300-500м
Голова человека 400 м Разговор людей, неразборчиво 200 м.
Цвет и части одежды 250-300 Негромкая речь, кашель 50 - 10м
Листья на деревьях 200 м    
Черты лица, кисти рук 100 м    
Ночное время: Горящий костер   6-8 км    
Свет карманного фона 1,5-2 км    
Горящая спичка 1-1,5 км    
Огонь папиросы 400- 500    

При ориентировании и оценке расстояния на маршруте надо помнить, что крутизна обнаженных склонов кажется обычно большей, чем залесенных; расстояние до дальнего леса, реки, горы - короче реального; ровная дорога - менее длинной, чем такой же путь по бездорожью.

Оценка времени суток. Определить время можно по солнцу (солнечные часы), луне, звездам и отдельным явлениям природы, имеющим суточный ритм развития. Умение определять время без часов важно не столько на случай поломки последних, сколько для осуществления различных видов наблюдения и развития наблюдательности.

При потере ориентировки: - на легком участке можно продолжить движение вперед всей группой до выхода на известное место; - на сложном отрезке маршрута так делать нельзя: здесь лучше потратить время на тщательную разведку, чем идти вслепую. Если туристы заблудились и не могут правильно сориентироваться, то при отсутствии дорог им надо выходить на «воду» и идти вдоль нее вниз по течению: ручей приведет к речке, та - к большой реке, на которой туристы обязательно, встретят человека. По пути следует оставлять на видных местах туры с записками - это ускорит поиск пропавших.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите оптимальный диапазон масштабов и типов карт для туризма?

2. Возможно ли по карте определить крутизну склонов и высоты хребтов?

3. Какое время года обычно отображается на картах?

4. Какие характеристики рельефа отображаются в первую очередь?

5. Назовите достоверную, в целом достоверную, малодостоверную, недостоверную и отсутствующую информацию топографических карт об объектах, представляющих интерес для туристов?

6. Назовите основные способы ориентирования на местности с картой.

7. Назовите основные способы ориентирования без карты и без компаса.

8. Что такое магнитное склонение, азимут, как им пользоваться?

9. Назовите способы ориентировки в условиях отсутствия видимости.

10. Назовите способы ориентировки при потере ориентировки.

 

Тема 2. Страховка и основы техники работы с веревкой (2 часа)

1. Вязка узлов.

2. Приемы организации страховки с помощью веревки.

3. Наведение навесной переправы через реки и овраги.

Методические рекомендации

В спортивном туризме существует жесткое правило. Независимо от сложности рельефа, если при неловких действиях туриста и случайного падения велика вероятность несчастного случая – организуется страховка с помощью веревки. Иными словами, если есть, куда падать, если один из участников испытывает страх или менее опытен, чем остальные – вешай веревку. Взаимная страховка и помощь - одно из непреложных правил туристов. Страховка - это внимательное наблюдение за туристом, преодолевающим препятствие, или оказание ему действенной помощи для предотвращения срыва, падения, утопления и т. д. Приемы страховки различны в зависимости от условий путешествий, но наиболее распространенным средством является страховка при помощи веревки. Момент для применения страховки определяется руководителем группы исходя из степени трудности и профиля пути, состояния туристов и других причин.

Подготовка страховки. Включает в себя следующие моменты: распределение сил участников группы для преодоления препятствия, определение порядка и последовательности их действий на страховке; проверка средств страховки (веревки, средств для непотопляемости судна и т. п.); выбор места опоры для страховки, ее опробование и, в случае необходимости, обработка (очистка, укрепление площадки, обрубка острых краев на выступе); проверка наличия соответствующей одежды (при страховке веревкой, например, необходимы штормовые костюмы и рукавицы); обеспечение надежной самостраховки для страхующего туриста.

В зависимости от характера препятствий; страховка может быть различной.

Одновременная страховка организуется на сравнительно простых участках маршрута и несложных препятствиях. В этом случае все туристы, находясь в движении, одновременно страхуют своих товарищей. Попеременная страховка. Применяется на более опасных препятствиях, когда один турист передвигается, а другие страхуют его.

Страховка перилами. Веревочные перила чаще всего навешивают для страховки и быстроты прохождения опасных мест большими группами туристов. При передвижении по перилам применяют гимнастические приемы: руки перехватываются по закрепленной веревке, а ноги упираются в склон, бревно переправы, дно реки.

При преодолении участков со скальным рельефом или там, где можно устойчиво упереться ногами, используют страховку веревкой через туловище страхующего туриста. Наиболее распространенные виды такой страховки - сидя через поясницу и стоя через плечо. При наличии крупных камней, скал, деревьев более надежна страховка через выступ. Иногда применяют комбинацию из этих видов страховки.

Рис. 7. Переправа вброд со страховкой.

На снегу применима страховка через палки, ледоруб, лыжи, крепко воткнутые в снег. На переправе может использоваться подвижная страховка (страхующий имеет свободу передвижения по берегу). Кроме того, ниже места переправы должен быть установлен контрольный пост «перехвата».

Эффективность попеременной страховки веревкой во многом определяется умением занять правильную позицию и положение, чтобы рывок веревки не вывел страхующего из равновесия, и умением протравить веревку при страховке. Жесткое закрепление веревки может порвать ее или нанести серьезные травмы.

Самостраховка и самозадержание. Самостраховка перед препятствием. Подготовка к ней состоит в проведении ряда мероприятий для проверки своей готовности к преодолению препятствия.

Они включают проверку индивидуального снаряжения (наличие, качество, опробование его в действии); проверку индивидуальных спасательных средств (для туриста-водника - надувного жилета, пояса, кругов; для горного туриста - лавинного шнура и т. д.); мысленное повторение плана собственных действий, необходимых для преодоления препятствия; оценку возможных вариантов срыва на препятствии и экстренных действий для предупреждения травматизма; общую мобилизацию физических и психических сил на преодоление препятствия.

Использование палки (ледоруба). Основа самостраховки при прохождении многих препятствий в пеших, горных, частично лыжних путешествиях состоит в использовании дополнительной опоры - альпенштока, ледоруба, лыжной палки. Если препятствие несложное, палка держится одной рукой, создавая в случае необходимости третью опору и помогая устойчивости.

При движении по крутым или скользким склонам палку держат в двух руках в положении «на изготовку»: рука, держащая верхний конец палки на уровне груди, обхватывает древко ладонью кверху, а другая рука, находящаяся ближе к нижнему концу (штычку) палки, берет древко ладонью книзу и в любой момент готова как бы придавить палку к склону. С помощью палки можно постоянно сохранять в движении две точки опоры: пока турист делает очередные два шага, он опирается палкой на склон, затем, стоя на двух ногах, быстро переносит палку вперед, в другую точку опоры, и цикл движения повторяется.

При пересечении склона (траверсе, движении зигзагом) штычок палки должен быть всегда обращен к склону. При перемене направления или повороте к склону другим боком палка перехватывается руками без отрыва штычка от земли. Ледоруб на опасных склонах держат также в двух руках (верхняя сжимает металлическую головку ледоруба), клювом вниз и от себя.

Переправляясь вброд с палкой, ее штычок выносят навстречу течению. На переправе вброд на веревке категорически запрещается использовать петли со схватывающими узлами. Самостраховка подобным способом при движении по веревочным перилам может применяться на «сухом месте» (спусках, подъемах, траверсах), причем длина самостраховочной петли должна быть короче вытянутых рук.

Самозадержание. Состоит в умении прекратить или хотя бы частично затормозить падение, срыв и т. п. При падении или соскальзывании на травянистом склоне или мелкой осыпи необходима мгновенная опора палкой (альпенштоком, ледорубом) в склон из положения «на изготовку». Если это не удалось сделать и турист покатился вниз, надо стремиться сразу перевернуться на живот, головой вверх, и задерживаться палкой в положении лежа. При этом палка удерживается в полусогнутых руках и упирается штычком наискось в землю. При падении на снежном склоне турист должен рывком перевернуться на живот и, вжимая палку штычком в снег, постепенно затормозить движение. Важно, чтобы ноги упавшего были широко раздвинуты и упирались ступнями в склон.

Рис.8. Самозадержание на снегу.

Веревки и узлы. Основным навыком, приобретаемым туристами при подготовке к путешествию, является работа с веревкой. Веревка может удержать туриста в случае срыва, предотвратить сам срыв. Кроме того, веревка служит прямым средством для лазания, спуска, вытягивания груза, для спасательных целей.

Умение обращаться с веревкой включает несколько приемов. В первую очередь необходимо знать, как смотать веревку. Правильно смотанная веревка не только занимает меньше места, предотвращает скручивание, но и быстро расправляется, не запутывается при ее использовании.

При передвижении и преодолении препятствий наиболее распространено применение капроновых веревок основных (толщина 9 - 11 мм, длина 30 - 40 м) и вспомогательных (толщ. 5 – 7 мм, длина 30 - 40 м и 4,5 - 5 м).

Таблица 2. Основные туристские узлы.

Название Рисунок узла Примечания
Встречный узел легко вяжется, хорошо держит; «не ползёт»; под нагрузкой сильно затягивается; для связывания веревок любого диаметра (а-г), для лент (д) и сочетаний лента-веревка; для вязки проводника с образованием незатягивающейся петли.
«Восьмерка» надежный узел, хорошо держит; «не ползёт»; вяжется медленно; сильно затягивается; для связы-вания веревок как одинакового, так и разного диаметров; для вязки проводника с образованием незатягивающейся петли.
Схватывающие для самостраховки при движении по верёвке; вяжутся вспомогательной верёвкой (репшнуром) на основной; будучи ослабленными, легко перемещаются по основной верёвке в любом направлении, при резком приложении нагрузки сразу затягиваются и стопорятся на верёвке.
Штык для быстрого и надежного прикрепления веревки к дереву; используется при наведении навесной переправы.
УИАА (полустремя) для динамичной страховки на мягкой, эластичной верёвке; для организации спуска по веревке при отсутствии технических приспособлений.
Булинь для образования незатягивающейся петли, а также для обвязывания туриста при организации страховки

Рис. 9. Вязка узлов: а) ткацкого; б) «проводника»;в) прямого; г) брамшкотового.

Следующий этап освоения приемов работы с веревкой – вязка узлов. В горном, пешеходном, водном туризме и альпинизме закономерно применяются морские узлы. Но специфика туризма, прежде всего альпинизма и еще в большей степени спелеотуризма, сделала узлы не только неотъемлемой частью техники преодоления препятствий, но и способом создания временных конструкций в разнообразных условиях,

В практическом применении узлов большее внимание уделяют не их функциональным особенностям, а свойствам. Выделяют схватывающие узлы, стремена, проводники, удавки, контрольные узлы (своего рода стопорные, дополняющие несущий нагрузку узел) и др. В целом, туристские узлы разделяют на основные, узлы страховки и самостраховки, вспомогательные узлы.

В рамках начального этапа освоения техники работы веревкой студентам необходимо знать узлы, представленные в таблице 2.

При вязке узлов не следует забывать на концах связанных веревок делать дополнительные страховочные (контрольные) узлы: при больших нагрузках на веревку они будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла. Надо также помнить о другой особенности узлов: они должны не только крепко держаться, но и легко развязываться.

Узлы в «саморазвязывающемся» варианте вяжутся с дополнительной петелькой одного из концов веревки в узле или с палочкой, предварительно вставленной в узел. Узлы для связывания двух веревок одинакового диаметра - ткацкий или прямой («морской») (рис.9а,в). При разной толщине веревок применяют брамшкотовый узел (рис.9г). Вспомогательные узлы. Узел «удавка» (рис. 10а) может быть использован для быстрого и надежного крепления веревки к дереву, камню, выступу. Вяжется на конце веревки.

Схватывающий узел (рис. 10б) вяжут из вспомогательной веревки на основной и используют при страховке, подъемах, натягивании веревки на переправе и т. п. Своеобразие узла состоит в том, что, будучи ослаблен, он легко передвигается рукой по основной веревке, а при резком натяжении вспомогательной веревки сразу же затягивается. Вяжется на конце веревки петлей. Узел «стремя» применяется для привязывания веревки, при вязке транспортировочных устройств, подъемах и т. п. Он легко регулируется и без труда развязывается. Вяжется на конце и в середине веревки.

 

Рис.10 Завязывание узлов: а - «удавки»; б – схватывающего.

Контрольные вопросы и задания:

1. Расскажите о способах самострахования палкой, альпенштоком, ледорубом.

2. Расскажите о способах страховки: самостраховка, одновременная страховка, страховка перилами, попеременная страховка, страховка через туловище, страховка через выступ, умение протравить и жесткое закрепление веревки.

3. Расскажите о способах наведения навесной переправы через реки и овраги.

4. Продемонстрируйте способы вязки основных веревочных узлов: ткацкого, проводника, прямого, брамшкотового, «удавки», схватывающего, встречного, «восьмерки», «штыка», УИАА, булинь… и расскажите об их назначении.

 

Тема 3. Порядок движения и способы преодоления препятствий (2 часа)

1. Режим походного дня. Темп и ритмичность.

2. Порядок и линия движения. Траверсирование.

3. Переправа через реку.

Методические рекомендации

Успешное проведение путешествия во многом определяется умением туристов правильно распределить время и силы, выбрать наиболее рациональный темп и порядок движения группы, овладеть способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствий.

Режим походного дня должен обеспечивать необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха. Режим переходов обычно состоит из 40 - 50 минут дви



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: