Процесс вступления Казахстана в ВТО




Переговорный процесс по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) начался 26 января 1996 года с подачи в Секретариат ВТО официального заявления о вступлении Казахстана в ВТО. В феврале 1996 года Казахстану присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО.

Вхождение во Всемирную торговую организацию – очень трудный, сложный, дорогой, длительный и требовательный процесс, подразумевающий изменение тарифов и инструментов торгового регулирования, в политике поддержки местного производителя, включая регулирование сельского хозяйства, а также правовых и институциональных корректировок для полного соответствия условиям соглашений по ВТО.

После пятнадцати лет непростых переговоров достигнут очень значительный прогресс. Казахстан подписал много двусторонних протоколов со своими торговыми партнерами. При этом, конечно, не утихают споры о плюсах и минусах вступления нашей страны в ВТО. При этом важно понимать, что вступление РК в ВТО это не обратимый процесс, и главными здесь являются вопросы когда это нужно сделать и на каких условиях. Если же рассматривать конкретные плюсы и минусы, считаю, необходимым остановиться на следующих:

Начнем с преимуществ. Первый плюс ВТО – это то, что правительства ожидают получить доступ на рынки экспорта на более совершенном уровне. Экономический эффект, ожидаемый от выхода на рынки, в принципе будет достигнут в долгосрочной перспективе взамен обязательств, взятых во время торговых переговоров. В краткосрочной же перспективе преимущества можно достичь, отказавшись от торговых мер дискриминации в отношении партнеров входящей страны.

Вторым источником экономического эффекта является доверие, предсказуемость, безопасность и транспарентность правительственной политики. Ясно, что членство в ВТО подразумевает предсказуемую бизнес-среду и дает гарантии инвестору в необратимости принятых норм. Привлечение прямых иностранных инвестиций является критически важной долгосрочной стратегической целью Казахстана для обеспечения диверсификации национальной экономики, активизации экспорта и устойчивого развития.

Таким образом самыми весомыми аргументами в пользу вступления Казахстана в ВТО является возможность получения выгод при открытии рынков других стран для отечественного предпринимательства. Казахстан также рассчитывает со вступлением в ВТО на увеличение потока зарубежных инвестиций, на развитие банковской системы, на повышение капитализации и главное на расширение процесса интеграции в мировую экономику.

Говоря же о минусах, можно отметить, что их большое количество, хотя многие связаны с низкой осведомленностью в этом вопросе. Один из минусов, связанный с вхождением в ВТО, - это издержки по внедрению и корректировке. Страны, вступающие в организацию, обычно проводят значительные изменения для того, чтобы соответствовать требованиям ВТО, а также для надлежащего исполнения обязательств. Эти расходы делятся на 2 категории: государственные и частные.

Государственные затраты или бюджетные расходы по вхождению, являются значительными и включают помимо остальных затрат, расходы, связанные с гармонизацией инструментов регулирования самой страны с нормами ВТО, а также затраты, связанные с институциональными изменениями по внедрению соглашений организации, например, СФС (Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер) и ТБТ (Соглашение по техническим барьерам в торговле), которые подразумевают существенные улучшения в административных функциях и дополнительные изменения в технологиях и новых инструментах.

Частные расходы являются противоречивыми. Они - следствие изменения соответствующих цен и условий конкуренции, связанных с вхождением в ВТО. Либерализация торгового режима страны ведет к изменению местных цен на продукты и услуги, которые, в свою очередь, оказывают конкурентное давление на те отрасли промышленности, которые были защищены тарифами или квотами. А это уже создает стимул для ресурсов – капитала и труда – перемещаться в те отрасли, которые являются наиболее прибыльными и эффективными. Процесс перетекания ресурсов проходит не без затрат, так как трудовым ресурсам требуется переквалификация.

Также вступление страны в ВТО предполагает снятие всяких барьеров для импорта и отмену субсидий, предназначенных для внутренней поддержки производства и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. При очень слабом развитии и незащищенности, сельскохозяйственный сектор Казахстана не выдержит внешнеторговой экспансии развитых стран, соседей по региону и стран ЕС, которые ежегодно субсидируют экспорт своих фермерских хозяйств. Казахстанские фермеры сегодня работают в зоне рискованного земледелия в условиях хронического дефицита сельхозтехники, минеральных удобрений, пестицидов и воды. В результате, себестоимость произведенной ими продукции оказывается настолько дорогой, что становятся невыгодными реализация и доставка из одного региона в другой, и даже внутри страны.

В такой ситуации мы ничем не можем противостоять нахлынувшему потоку дешевой, качественной поставки сельхозпродукции и продовольствия извне, что приведет, в свою очередь, к массовой безработице в селах.

По причине сырьевой ориентированности экономики Казахстана, трудно будет защитить производства других секторов от иностранной конкуренции.

В первую очередь, экспансию транснациональных корпораций, имеющих огромный опыт конкурентной борьбы, испытывают на себе текстильная промышленность, машиностроение, финансовый сектор (страховые компании и банки), розничная торговля.

При вступлении в ВТО выигрывает тот сектор экономики, где производится и реализуется конкурентоспособный товар. К сожалению, сегодня продукция многих отраслей казахстанской экономики не является конкурентоспособной и не востребована на внешнем рынке. При низкой конкурентоспособности отечественной продукции, вхождение в ВТО спровоцирует интервенцию дешевых импортных товаров и услуг, в результате, вместо ожидаемого наплыва инвестиций, мы уступим существенную долю отечественного рынка иностранным фирмам. Хуже того, отдельные неконкурентоспособные отрасли могут вообще прекратить существование. Так как на тот рынок, куда есть возможность поставить товар, с инвестициями не торопятся.

Конкурентоспособность продукции определяется техническим уровнем, качеством, внешним видом. Проблема многих товаропроизводителей – в отсутствии фирменного стиля, узнаваемой торговой марки, собственного имени. Однако решающим фактором при конкурентной борьбе все-таки является не качество, а более низкая цена. Последний фактор является самым труднопреодолимым для наших производителей. Вхождение в ВТО потребует от Казахстана принятие обязательств по дальнейшей либерализации доступа иностранных услуг (аудит, консалтинг, строительство, международные перевозки, туризм и т.д.) и их поставщиков на казахстанский рынок. Китай и отдельные развивающиеся страны рассчитывают на открытие развитыми странами-членами ВТО отдельных секторов экономики с тем, чтобы увеличить их участие в мировой торговле услугами.

Важной составляющей поставки услуг, является, по их мнению – перемещение физических лиц. Либерализация в этой области может привести к миграции дешевой рабочей силы и специалистов, что усложнит немаловажную проблему безработицы.

Особого изучения требует учет возможных негативных последствий для малого бизнеса в случае вхождения Казахстана в ВТО и меры для его защиты.

Именно в секторе малого предпринимательства на сегодняшний день сосредоточен основной потенциал экономического роста страны. Ведь именно этот сектор дает огромное количество рабочих мест, в сравнении с крупным бизнесом, и как самостоятельный сектор. Поэтому необходимы разработка и применение государственной программы поддержки малого бизнеса для создания условий выживаемости его в конкурентной борьбе с предпринимателями других членов ВТО. Необходимо создать инфраструктуру поддержки предпринимательства и стимулировать инвестиционные и инновационные процессы. В программе приоритеты должны отдаваться оказанию малым предприятиям помощи в приобретении лицензий и ноу-хау, товарных знаков, технологий, а также сдачи в аренду им оборудования и площадей на предприятиях отрасли. Очевидно, что при данных условиях малый и средний бизнес просто не выживет и повлечет за собой гибель некоторых отраслей обрабатывающей промышленности, рост безработицы и падение уровня жизни.

Хотелось бы отметить, что при изучении данного вопроса, я столкнулась, с тем, что эта проблема поднималась в более ранний период, и при этом проблемные вопросы, минусы, как были так они о остались.

В совокупности к положительным и отрицательным сторонам данного вопроса также относятся:

Предполагаемое снижение тарифного барьера, несмотря на ожидаемый рост объемов торговли, приведет к сокращению поступлений в бюджет от налогообложения импорта. Следует отметить, что хотя уменьшение доли импортной пошлины в цене товара будет незначительным, по многим товарным позициям конкурентоспособность иностранных поставщиков возрастет. Это приведет либо к падению отечественного производства, либо вызовет стремление снизить собственные цены за счет уменьшения прибыли или сокращения издержек производства. Сильным фактором будет оставаться динамика реального обменного курса тенге, которая может действовать в двух направлениях: способствовать отечественному производителю в случае обесценения национальной валюты или стимулировать зарубежных поставщиков, когда реальный обменный курс тенге будет расти.

С другой стороны, при вступлении в ВТО снижение тарифного барьера должно происходить на паритетных началах, что создаст дополнительные возможности для отечественных экспортеров. Однако структура казахстанского экспорта такова, что на основную часть вывозимых товаров (энергоносители, сырье и т. д.) импортная пошлина либо нулевая, либо крайне мала. Это означает, что вступление республики в ВТО не станет заметным фактором, облегчающим экспорт. Поэтому представляется, что вступление в ВТО и изменение импортных пошлин является особенно значимым не столько для крупных отраслей, сколько для конкретных товарных групп и отдельных товаров. Таким образом, эффект будет зависеть от размеров экспорта и импорта по отдельным товарным группам и возможностей местной промышленности обеспечить импортозамещение. Крупной и сложной проблемой для Казахстана станет отмена жизненно необходимых трансфертов регионам и низких тарифов на услуги естественных монополий, поскольку согласно требованиям ВТО они будут рассматриваться как субсидирование экспорта. Но важно отметить, что большая часть (около 90%) экспорта – сырье.

Анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые товары (87 %.), доля сырья составляет лишь (13 %)., резко растет экспорт услуг.

В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная. В импорте – готовая продукция и услуги. В экспорте основную долю составляют сырьевые товары: минеральные продукты, продукция металлургического производства, продовольственные товары и сырье для их производства. Такая продукция как машины, оборудование, приборы и аппараты составляет очень маленькую долю экспорта.

Из-за неразвитости перерабатывающих отраслей промышленности возможности для расширения номенклатуры экспортной продукции крайне незначительны. Вне СНГ основные объемы экспорта республики составляют нефть, газовый конденсат, медь. В СНГ экспортируется нефть, газовый конденсат, уголь, пшеница, оксид алюминия и прокат черных металлов. Основная доля импорта из стран вне СНГ приходится на машины и оборудование, трубы, легковые автомобили и медикаменты, продукты питания и предметы широкого потребления. Страны СНГ являются основными поставщиками минеральных и нефтепродуктов, природного газа, химической и металлургической продукции, продовольственных товаров, машин и оборудования.

Сохранение тенденции опережающего роста импорта по сравнению с экспортом, по мнению официальных источников, свидетельствует об интенсивном обновлении основных фондов. Однако рост инвестиционной составляющей импорта, согласно статистическим данным, обусловлен увеличением стоимостного объема импорта, а не изменением его структуры: основная доля инвестиций по-прежнему направляется в добывающие отрасли, что усугубляет сложившиеся в промышленности диспропорции.

Сегодня практически весь сырьевой сектор Казахстана и продукция низкого передела имеет достаточно устойчивые рынки сбыта и без ВТО. Вступив в эту организацию, Казахстан станет еще более зависимым от мировой конъюнктуры. Значительная же часть несырьевого сектора едва начинает подниматься на косвенном государственном субсидировании в виде различных налоговых и тарифных льгот и защитных мер. В условиях либерализации международной торговли отечественные товаропроизводители в большинстве своем не только не смогут конкурировать на внешнем рынке, но и потеряют позиции на внутреннем.

Конечно вступление в ВТО, затронет и такой важный на современном этапе развития сектор, как информационные технологии. Современное состояние ИТ в Казахстане весьма противоречиво. С одной стороны, наблюдается высокая активность, число информационных компаний растет, создана высокоразвитая инфраструктура сбыта и технического обслуживания, сохраняется высокий объем продаж. С другой – комплектующие для сборки компьютеров и компьютерных сетей, периферийные устройства и базовые программные продукты ввозятся из-за рубежа. Отечественные разработка и производство вычислительной техники и программного обеспечения не выдерживают мировой конкуренции, экспорт практически отсутствует. С другой - сотни мелких и десятки крупных предприятий по сбору компьютеров, разработке прикладных программ, интеграции компьютерных систем развиваются очень активно, используя импортное оборудование и комплектующие. Снижение пошлин на эту продукцию, несомненно, явится позитивным фактором развития данного сектора ИТ.

Для предприятий нефтяной и газовой индустрии (главного экспортного сектора казахстанской экономики) вступление в ВТО особых проблем не создает. Во-первых, республике не стоит опасаться иностранной конкуренции на отечественном рынке энергоносителей. Во-вторых, вступление в ВТО особенно не повлияет на развитие экспорта энергоносителей из Казахстана, поскольку вряд ли даст новые возможности для его роста, а потенциала для дальнейшего сокращения ввозных пошлин на энергию у зарубежных стран уже нет: они и так минимальные или нулевые. В то же время вступление в ВТО даст Казахстану возможность поставить вопрос о несоответствии требований Европейской энергетической хартии правилам международной конкуренции, установленным в документах и соглашениях ВТО. Однако реально это может коснуться лишь казахстанского экспорта ядерного топлива, который, например, страны ЕС ограничивают нетарифными мерами.

Продукция черной металлургии в наибольшей мере подвержена торговым ограничениям со стороны стран-импортеров, поэтому можно рассчитывать на то, что вступление в ВТО поможет сократить масштаб этих ограничений. Вместе с тем в результате вступления в ВТО, по-видимому, произойдет вытеснение с внутреннего рынка ряда видов отечественных товаров. Однако конкурентоспособность отечественной металлургии, как на внешнем, так и на внутреннем рынке будет зависеть, прежде всего, не от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий.

Вступление в ВТО приведет к снижению уровня тарифной защиты казахстанского рынка, но металлургию все равно будут подвергать антидемпинговым мерам. Хотя, пользуясь статусом страны с рыночной экономикой и механизмом ВТО по урегулированию торговых споров, казахстанские экспортеры могут добиваться прекращения ряда дискриминационных действий со стороны зарубежных стран. Однако следует иметь в виду, что потери казахстанских экспортеров от антидемпинговых расследований (в частности, по экспорту урана, антидемпинговым санкциям США по казахстанской горячекатаной стали), по сравнению с общим объемом экспорта, не так велики, чтобы стать одним из приоритетов государственной политики.

Алюминиевая промышленность Казахстана также находится в сильной зависимости от конъюнктуры международного рынка, поскольку практически все, что производится, идет на экспорт. Эксперты отрасли считают, что вступление в ВТО не нанесет ей заметного ущерба, хотя, как и в случае с черной металлургией, следует ожидать роста активности зарубежных поставщиков на отечественном рынке продукции высоких переделов. В то же время членство в ВТО вряд ли окажет положительное воздействие на экспортную активность казахстанских поставщиков глинозема.

В целом вступление в ВТО может создать сложности для роста инвестиций в развитие производства черной и цветной металлургии и, скорее всего, не позволит увеличить загрузку имеющихся производственных мощностей. Необходим поворот сырья на внутренний рынок. Неоднозначным будет влияние вступления страны в ВТО на отечественную химическую промышленность. Специфика отрасли заключается в том, что по некоторым видам товарной номенклатуры в стране имеются достаточные производственные мощности, и дальнейшее снижение импортных тарифов предопределит рост импортной зависимости и, соответственно, сокращение объемов отечественного производства химических товаров, включая пластмассы, автомобильные покрышки, лакокрасочные материалы, моющие и чистящие средства, полиэтилен, полипропилен и др.

При этом надо учитывать, что низкая норма прибыли в отрасли делает ее чувствительной даже к незначительному изменению импортных тарифов и при сохранении заявленных ставок связывания можно ожидать обострения конкуренции по малотоннажным продуктам, лакам, краскам, отделочным материалам, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, в том числе ввиду сохраняющейся недогрузки многих предприятий.

Следует отметить, что вступление Казахстана в ВТО потребует открытия в полном объеме экономических и торговых границ для беспрепятственного продвижения китайских товаров. Торговые отношения Казахстана и Китая приобретут новый характер, а отечественным товарам придется столкнуться с еще большей конкуренцией. Китай (контролирующий 1/8 мирового производства одежды и обуви), получив свободный доступ на казахстанский рынок, поставит под сомнение перспективу подъема отечественной легкой промышленности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: