Понятие ассортимента товаров. Классификация ассортимента товаров




 

Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразие, аналогичные индивидуальные потребности.

Предметы в форме изделий, вырабатываемые промышленными предприятиями, составляют промышленный (производственный) ассортимент. Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемый изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Ассортимент товаров, поступающих на оптовые и розничные торговые предприятия (в сферу обращения товаров), называется торговым. Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

Промышленный и торговый ассортимент товаров взаимосвязаны. Промышленный ассортимент товаров определяется потребностями населения, спросом потребителей и заказами торговли, а также сырьевыми и производственными возможностями, а в торговлю поступает продукция промышленных предприятий.

В торговле оперируют такими понятиями, как товарно-групповой ассортимент, ассортимент торгового предприятия, широкий, узкой, простой, сложный ассортимент.

Ассортимент товаров торговых предприятий определяется их типом.

Широкий ассортимент товаров представлен в супермаркетах и на оптовых базах, более узкий ассортимент — на специализированных торговых предприятиях.

Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований.

Сложный ассортимент — набор товаров, представленный большое число групп, видов и наименований товаров, отличающихся исходными материалами, конструкцией и иными признаками.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований.

Марочный ассортимент — набор товаров одного вида марочных наименований, которые могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические (престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов).

С целью улучшения обслуживания отдельных групп потребителей ассортимент ряда товаров на торговых предприятиях группируют в комплексы (товары для молодоженов, туристов, курортников и др.). Совокупность товаров в них объединяется определенной группой потребностей. Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенный общими признаками и удовлетворяющий аналогичные потребности.

С этой же целью, к основной группе товаров присоединяют сопутствующие товары (в отделе обуви торгуют обувными кремами и вкладными стельками). Сопутствующий ассортимент — набор товаров, не относящийся к основным для данного торгового предприятия.

В практике торговли, товароведении и в торгово-экономических науках широко пользуются понятием “структура торгового ассортимента товаров”.

Структурой ассортимента товаров называют состав товарных групп и иных подразделений, входящих в ассортимент, и количественное соотношение между ними, выраженное в процентах, долях от всего ассортимента. Обычно доли каждой группы (или иного подразделения) рассчитывают по стоимости товаров (по товарообороту). Она позволяет проанализировать соответствие структуры торгового ассортимента потребностям населения.

Под формированием структуры ассортимента товаров понимается пополнение и обновление ассортимента в соответствии с потребностями населения.

Структура ассортимента считается рациональной, если она в наибольшей степени соответствует спросу потребителей.

Показателями рациональности структуры ассортимента являются широта, полнота, степень обновления и экономичность ассортимента товаров.

Понятие широта ассортимента товаров относится как к промышленному, так и торговому ассортименту, характеризуется числом наименований (видов и разновидностей) товаров, выпускаемых промышленностью и находящихся в продаже. Многочисленные однотипные товары, мало отличающиеся друг от друга по составу, конструкции и выполняемым функциям, не соответствующие потребностям населения, не пользуются спросом и “оседают” в торговле. Таким образом, понятие широта ассортимента товаров тесно связано с его оптимальностью и рациональностью, со степенью удовлетворения потребностей населения. К освоению промышленностью рекомендуются типизированные изделия, отличающиеся по назначению и выполняемым функциям.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.

Рациональный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают наилучшее качество жизни.

Полнота ассортимента — это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Полнота ассортимента товаров понимается как отношение числа разновидностей товара, находящегося в продаже, к числу товаров, предусмотренных прейскурантами и договорными обязательствами.

Обновлением ассортимента называют замену находящихся в продаже товаров изделиями с более высокими потребительскими свойствами, которые способствуют более полному удовлетворению потребностей населения. Степень обновления характеризуется долей (в процентах) новых изделий в общем выпуске.

В соответствии со спросом потребителей для торговых предприятий устанавливается определенный минимальный набор товаров, который обязательно должен быть в наличии. Такой обязательный перечень товаров часто называют ассортиментным минимумом.

Устойчивость ассортимента — способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Основным принципом формирования промышленного и торгового ассортимента товаров народного потребления является наиболее полное удовлетворение потребностей населения на базе развития производительных сил, роста промышленного производства, ускорения научно-технического прогресса. Однако со временем сложившаяся структура ассортимента товаров уже не может удовлетворить растущие потребности населения. Поэтому настоятельной необходимостью является систематическое изучение спроса населения с целью разработки (с учетом прогноза спроса) предпочтительной (рациональной) структуры ассортимента. Учет всех факторов, влияющих на спрос, систематическое пополнение и обновление ассортимента товаров все в большей степени должны способствовать его оптимизации, что имеет важнейшее социально-экономическое значение.

На оптовых и розничных предприятиях и в организациях имеются службы, изучающие конъюнктуру и спрос на товары.

Функционирующие службы не только выявляют спрос, но и формируют заказы торгового предприятия, для обеспечения фактических потребностей населения. Маркетинговые службы координируют собственную деятельность с учетом существующей торговой сети конкретного региона. Координация деятельности маркетинговых служб увязана с сегментацией потребностей и потребления, с финансовым обеспечением покупательского спроса.

Факторы потребительского спроса определяют и формирование ассортимента товаров на торговых предприятиях. К этим факторам относятся климатические условия, время года (сезон), социальный состав населения, мода, вкусы и уровень

доходов населения и др.

С ростом уровня доходов населения все в большей степени возрастает спрос на новые товары и товары повышенного качества. Широкое использование новых синтетических веществ и материалов, а также технологических процессов и более совершенной техники приводит к созданию новых товаров, которые вместе с традиционно выпускаемыми товарами все в большей степени удовлетворяют потребности людей. Новизна ассортимента — способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется степенью обновления.

К критериям новизны товаров относят их новые функциональные свойства, улучшенные эргономические и эстетические показатели, повышенную экономическую эффективность использования. Особое место отводится бытовым машинам и аппаратам с низким расходом электроэнергии, воды, потребляемого топлива при обеспечении высокой экологической и биологической безопасности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: