Тема 5. Функции и механизм государства
План учебного занятия:
1. Значение и объективный характер функций государства.
а) Соотношение функции с целями задачами государства.
б) Общесоциальное, классовое и национальное в функциях государства.
в) Понятие функций государства и признаки; отличие функций государства от функций отдельных госорганов.
г) Формы и методы осуществления функций государства.
2. Классификация функций государства.
3. Понятие механизма государства.
а) Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Признаки механизма государства.
б) Принципы организации и деятельности механизма государства.
в) Структура механизма государства.
4. Понятие государственного органа.
а) Различные подходы к классификации государственных органов.
б) Основная система государственных органов.
в) Прокуратура. Контрольно-ревизионные органы государства. Силовые структуры государства.
Актуальность темы:
Любое государство с разной степенью активности постоянно действует.
В настоящей лекции мы рассмотрим государство с его функциональной, деятельностной стороны. Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.
В предыдущих лекциях мы рассматривали государство в статике. Статика государства – это то постоянное стабильное, устойчивое, что характеризует государственно организованное общество (сущность и социальное назначение государства, его устройство и политический режим). Но познание государства предполагает изучение его в динамике, т.е. как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, выполняет свое социальное назначение (функционирование государства). В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является система государственных органов, реализующих функции государства – другими словами, это механизм государства.
Список используемой литературы:
Значение и объективный характер функций государства
Трудно определить точно, когда произошла юридизация понятия «функция». Ранее (17-18 вв.) данное понятие употреблялось только в математике и выражала зависимость одной переменной величины от другой, т.е. ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом. Первое понятие функции государства дал в 1900 году А.Г. Еллинек в своей работе «Общее учение о государстве.
А) Соотношение функции с целями задачами государства, объект функций
Задачи государства предопределяют функции государства. Функции государства в упрощенном понимании – это то, что делает государство, чем занимаются его органы.
Данные понятия являются взаимосвязанными, но не тождественными.
Рис. 1
Задачи государства – это проблемы, которые стоят перед обществом, то, что требует разрешения.
Цель государства – то, к чему стремится общество – обеспечить свое нормальное функционирование.
Функции государства – это основные направления деятельности, направленное на разрешение определенных задач.
Таким образом, порядок возникновения и изменения функций государства зависит от очередности задач, которые ставит перед собой государство. Это все делается для того, чтобы реализовать задуманную, поставленную цель.
Как вам будет известно из курсов ИОГП, ИГПЗС в отдельные исторические периоды государством ставились различные задачи и цели, а, соответственно, были и различные функции для решения задач и достижения целей. На любом этапе развития общества и государства функции всегда меняются – когда задача выполнена, исчезает и функция; когда появляется новая задача – появляется и новая функция.
Объект функций – определенная сфера общественных отношений (экономика, культура, образование и пр.), на которую направлено государственное воздействие.
б) Общесоциальное, классовое и национальное содержание в функциях государства
Рис. 2
Классовое содержание | Функции имеют четкую классовую характеристику. Это общество, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы противостоят друг другу по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства. Государство выступает в качестве института экономически господствующего класса, обслуживает интересы и защищает только господствующий класс (феодальное, буржуазное общество середины 19 века). «Общие дела» (деятельность (функции)) государства в отношении интересов всего общества) – не совпадают, т.к. различны стремления противоположных классов. Соответственно и функции специфические – деятельность государственного аппарата с помощью определенных средств сгладить, смягчить социальные конфликты за счет ущемления интересов, за счет подавления нужд непосредственных производителей (зависимых крестьян, рабочих) |
Общесоциальное содержание | Содержание общесоциальных функций: а) решение основных экономических, социальных, политических и иных задач, затрагивающих интересы общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности б) обеспечение существования и благополучия всего общества. Это островные средневековые государства Португалия, Испания, Нидерланды (поддержание мореплавания, морской торговли |
Национальное содержание | Главная задача в деятельности государства (его основные функции) – сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций. Данные функции близки к содержанию общесоциальных функций, но не сливаются с ними. Национальное содержание функций государства демонстрирует и социальную ценность государства |
в) Понятие функций государства и признаки; отличие функций государства от функций отдельных госорганов
Современная трактовка функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов, в которых находит свое выражение его сущность и социальное назначение. Другими словами это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач (что и как государство делает).
Функции характеризуют деятельность государства.
Признаки функций:
1. функции носят объективный характер
2. функции носят систематический, постоянный характер
3. в функциях выражается сущность и социальное назначение государства, его деятельность
4. функции возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства
5. функции осуществляются всем государством, механизмом государства в целом
6. Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами
Функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных его органов.
Надо различать функции государства; функции государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); функции государственных органов.
Государство – организация политической власти
Государственная власть - выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях.
Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственный аппарат – материальная сила государственной власти
Государственные органы – это структурные звенья государственного аппарата, официальные представители государства. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства).
Рис. 3
Таким образом, получается, что государственный орган следует создавать под ту или иную функцию государства, а не наоборот – создавать орган, а потом находить ему занятие, функцию.
Когда данные положения соблюдаются в государственной жизни, они приобретают большое значение для практической организации наиболее эффективной деятельности государства, выполнения его социального значения. Напротив, недопустимо дублирование одних и тех же функций разными органами (например, в Российской империи (18-19 вв.) – судебные функции одновременно выполняли как суды, так и полиция).
Подробнее данную тему мы рассмотрим при изучении механизма государства.