Г) Формы и методы осуществления функций государства




Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Рис. 4

Правовые формы – отражается связь государства и права, обязанность государства при выполнении своих функций действовать на основе права и в рамках закона Неправовые формы – организационно-подготовительная работа в процессе осуществления функций государства. Не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия
Правотворческая деятельность – подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна Организационно-регламентирующая – текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства – подготовка проектов документов, организация выборов, планирование, координация действий, контроль
Правоисполнительная деятельность – зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных), возглавляемых правительством страны. Организационно-хозяйственная – оперативно-техническая и хозяйственная работа: связана с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием и т.д.
Правоохранительная деятельность – Правоохранительная деятельность – властная, оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности Организационно-идеологическая – повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связана с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению
Договорная форма – используется в государствах с развитой рыночной экономикой, с децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами  
Рис. 5 Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции
Убеждение Значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через позитивные юридические средства (субъективные права, законные интересы, льготы)
Принуждение Значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового воздействия (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение осуществляется через такие юридические средства как меры пресечения, приостановления, наказания
Рекомендации Значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства
Поощрение Значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность

Классификация функций государства

Рис. 6

Внутренние функции Основные направления деятельности государства внутри страны 1) экономические (стратегическое управление экономикой страны) 2) политические (данные функции осуществляет политическая (государственная) власть (законодательная, исполнительная, судебная) 3) социальные (обеспечение социальной защищенности личности: здравоохранение, просвещение, строительство жилья, культурный отдых, работа транспорта) 4) функции финансового контроля (учет государством доходов, бюджет и пр.) 5) функции охраны правопорядка (обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений) природоохранительная функция – охрана памятников природы (заповедников); охрана экологии – особенно в последнее время актуальная функция (загрязнение атмосферы, воды, земли, накопление огромного запаса смертоносного оружия
Внешние функции Основные направления деятельности государства на международной арене 1) взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества (разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных отношений, сочетающих интересы данного государства с общими интересами всех государств) - в межгосударственном экономическом сотрудничестве – обмен новейшими технологиями, развитие кредитно-финансовых связей и пр. (ООН) - в политической области – решение вопросов войны и мира. Такая международная организация как ЕС имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные, судебные органы. По политическим вопросам занимается Совет безопасности - культурное, научно-техническое сотрудничество – вопросы образования, науки, культуры (ЮНЕСКО, Международный союз архитекторов, Гринпис и пр.) 2) Оборона страны от нападения извне - укрепление оборонной мощи страны (экономика обеспечивает высокий уровень военной промышленности, создание запасов стратегического сырья, продовольствия и пр.) - повседневное совершенствование вооруженных сил, повышение их боеспособности и боеготовности - охрана государственных границ - организация гражданской обороны (эвакуация жителей) - военное обучение запаса вооруженных сил (резервов)
Регулятивная функция Обеспечение четкой организации общественных отношений, связана с положительными явлениями общественной жизни, возникающих в разных сферах общественных отношений (правоотношения) – общественные отношения возникающие в процессе применения норм права. - семейные - финансовые - имущественные - трудовые - уголовные - административные - процессуальные и пр.
Охранительная функция Нацелена на охрану положительных и вытеснения вредных для общества отношений. Выражается: - в установлении системы запретов на совершение противоправных деяний (КоАП, УК, ГК) - и применении юридических санкций за совершение указанных деяний (штраф, исправительные работы, запрет занимать определенную должность, арест, тюремное заключение и пр.)

Классификаций функций государства множество.

Некоторые высказывают идеи о том, что указанные выше функции не характерны для государства, поскольку в их решении заинтересованно все общество. Соответственно для государства характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности – осуществления государственной власти. В таком случае государство имеет только 3 основных функции – законодательную, исполнительную, судебную.

Представляется интересной идея о единой классификации функций государства независимо от его отнесения к той или иной классификационной группе. При таком подходе выделяют 4 функции: экономическая, политическая, социальная и идеологическая.

Также многие юристы-правоведы считают деление функций на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны во многом зависит от внешних условий и внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования как Европейское Сотрудничество, СНГ и пр. Здесь различить внешние и внутренние функции зачастую просто невозможно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: