В целом, уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный., так как имеет следующие проблемы:
− Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
− Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий,
особенно в производственной сфере;
− Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
− Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой [21].
Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:
− Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
− Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
− Лекарственных препаратов и медицинской техники;
− Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
− Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения [21].
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
|
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.
Предпринимательства в России позволяет утверждать, что для создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы следующие пути решения:
- разработка стандартных условий получения кредитов. Государству необходимо ввести правила для всех банков, с помощью которых будет определяться платежеспособность нового бизнеса.
- пересмотр системы оценки рисков. Эту деятельность должны выполнить сами банки. Залог в этом случае является хорошим и достаточным гарантом.
- увеличение кредитного рынка. Это путь наиболее приемлемый, так как приведет к конкуренции, которая в свою очередь позволит снизить процентные ставки на кредит.
- помощь начинающим бизнесменам. Необходимо рассмотреть и смягчить условия для нового дела.
- пересмотр налогового кодекса. Необходимо смягчить условия налогообложения и тогда бизнес будет развиваться активнее.
|
- обучение персонала. Многие бизнесмены при не соответствии работника сразу меняют его на другого, а это ведет к торможению всего процесса. Наилучшим путем решения таких проблем является повышение квалификации с помощью обучения, уже работающих и вникших в суть дела кадров.
Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.
Заключение
Значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
- развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
|
- занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
- объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
- сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
- массовое развитие малого бизнеса способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.
Список использованной литературы
1. СамуэльсонП.Э., Нордхаус В.Д., Экономика. – Москва, 2010 – 113 с.
2. Юркова Т.И., Юркос С.В., Экономика предприятий.- Москва, 2009 – 54-57с.
3. Успенский И.В., Маркетинг. – Санкт-Петербург: СПГУЭ и Ф., 2008 – 351с.
4. Багиев Г.Л., Асаул А.Н., Организация предпринимательской деятельности.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ., 2009 – 78 с.
5. Закон «О развитии малого и среднего бизнеса РФ» от 02.10.2006.
Гражданский кодекс РФ, Ч 4.
6. Афанасьева Т.П., Буев В.В., Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России. – М.: Бизнес-Тезаурус, 2008. – 128с.
7. Блинов А. Развитие предпринимательства. // Экономист. – 2010. – №6. – 70-73 с.
8. Горбунов Э. Об условиях развитии малого и среднего бизнеса. // Экономист. – 2010. – №1. – 86-92 с.
9. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция. // Вопросы экономики. – 2009. – №7. – 64-72 с.
10. Механизмы развития малого предпринимательства в России. / Сб. статей. – М., 2008. – 124с.
11. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. - 2009. - № 4
12. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. // Под ред. д.э.н. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2010 – 29-31 с.
13. Брциева А.И. Малый бизнес как экономическая категория. «Общество и экономика», №9,2009 – 81 с.
14. Мягков А.К. Малый бизнес в России: проблемы становления и развития. Вопросы экономики №4, 2008 – 46 с.
15. Николас Сираполис Управление малым бизнесом Дело М. 2009 – 17 с.
16. Хакамада И.М. Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России. Политэконом №1,2008.
17. Ослунд А. Проблемы развития малого предпринимательства в России Политэконом №1, 2009г.
18. https://www.rosbr.ru/ru/analytics/info/dinamics/
19. https://www.nisse.ru
20. https://www.admin.irbp.ru
21. https://bizexperts.ru/
Приложение 1
Таблица 1.1. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 октября 2011 г.
Федеральные округа | Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2011 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1 | ||
единиц | прирост / сокращение за период 01.10.2010-01.10.2011 | в % от среднего по РФ | |
Российская Федерация | 154,8 | -5,7 | 100,0 |
Центральный ФО | 184,1 | -12,9 | 130,8 |
Северо-Западный ФО | 230,5 | -1,0 | 162,6 |
Южный ФО | 130,2 | -26,1 | 87,3 |
Северо-Кавказский ФО | 62,5 | -3,1 | 34,9 |
Приволжский ФО | 157,6 | 1,5 | 80,6 |
Уральский ФО | 116,5 | -12,7 | 85,9 |
Сибирский ФО | 128,1 | -3,0 | 78,1 |
Дальневосточный ФО | 154,4 | 5,9 | 92,6 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2011 г.
Таблица 1.2. Распределение регионов по группам с различной динамикой
количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей
за период с 1 октября 2010 г. по 1 октября 2011 г.
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей | Количество регионов |
Сильное сокращение (свыше 100 ед.) | |
Среднее сокращение (от 30 до 100 ед.) | |
Небольшое сокращение (от 0,1 до 30 ед.) | |
Небольшое увеличение (от 0,1 до 30 ед.) | |
Среднее увеличение (от 30 до 100 ед.) | |
Сильное увеличение (свыше 100 ед.) |
Приложение 2
Таблица 2.1 Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2011 г.
Федеральные округа | Среднесписочная численность работников МП1 | Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых | ||
тыс. чел. | в % к январю-сентябрю 2010 г. | % | Изменение относительно января-сентября 2010 г., п.п. | |
Российская Федерация | 5 575,2 | 97,0 | 12,0 | -0,11 |
Центральный ФО | 1 574,8 | 94,8 | 11,9 | -0,33 |
Северо-Западный ФО | 686,2 | 102,0 | 13,6 | 0,48 |
Южный ФО | 501,1 | 88,5 | 13,1 | -1,40 |
Северо-Кавказский ФО | 152,8 | 93,5 | 9,2 | -0,53 |
Приволжский ФО | 1 254,3 | 98,5 | 12,8 | 0,20 |
Уральский ФО | 403,4 | 85,9 | 9,0 | -1,40 |
Сибирский ФО | 725,8 | 98,8 | 11,9 | 0,04 |
Дальневосточный ФО | 276,7 | 102,0 | 12,5 | 0,35 |
1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера
Таблица 2.2. Изменение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях по регионам в январе-сентябре 2011 г. по сравнению с январем-сентябрем 2010 г.
Изменение среднесписочной численности работников МП | Количество регионов |
Сильное сокращение (свыше 30%) | |
Среднее сокращение (10-30%) | |
Небольшое сокращение (менее 10%) | |
Небольшое увеличение (менее 10%) | |
Среднее увеличение (10-30%) | |
Сильное увеличение (свыше 30%) |
Приложение 3
Таблица 3.1 Объемы оборота малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2011 г.
Федеральные округа | Объем оборота МП в январе-сентябре 2011 г. | ||
млн. руб. | на душу населения, руб.1 | в % к январю-сентябрю 2010 г.1 | |
Российская Федерация | 7 111 547,9 | 50 111,5 | 106,9 |
Центральный ФО | 2 430 709,6 | 65 486,0 | 114,4 |
Северо-Западный ФО | 1 110 341,3 | 82 632,5 | 105,5 |
Южный ФО | 540 353,1 | 39 403,0 | 84,6 |
Северо-Кавказский ФО | 143 075,9 | 15 459,4 | 101,6 |
Приволжский ФО | 1 334 855,1 | 44 333,5 | 109,5 |
Уральский ФО | 584 865,0 | 47 627,0 | 79,7 |
Сибирский ФО | 690 720,8 | 35 311,0 | 106,0 |
Дальневосточный ФО | 276 627,2 | 42 952,0 | 115,1 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2011 г.
2 с учетом региональных ИПЦ
Таблица 3.2 Распределение регионов по группам с различной динамикой оборота малых предприятий в январе-сентябре 2011 г. относительно января-сентября 2010 г. (с учетом ИПЦ)
Изменение объемов оборота | Количество регионов |
Очень сильное сокращение (свыше 50%) | |
Сильное сокращение (30-50%) | |
Среднее сокращение (10-30%) | |
Небольшое сокращение (до 10%) | |
Небольшое увеличение (до 10%) | |
Среднее увеличение (10-30%) | |
Сильное увеличение (30-50%) | |
Очень сильное увеличение (свыше 50%) |
Приложение 4
Таблица 4.1. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2011 г.
Федеральные округа | Объем инвестиций в основной капитал на МП в январе-сентябре 2011г. | ||
млн. руб. | на душу населения, руб.1 | в % к январю-сентябрю 2010 г.2 | |
Российская Федерация | 163 079,0 | 1 149,1 | 90,9 |
Центральный ФО | 39 981,5 | 1 077,1 | 94,2 |
Северо-Западный ФО | 14 847,1 | 1 104,9 | 139,3 |
Южный ФО | 28 509,3 | 2 078,9 | 77,1 |
Северо-Кавказский ФО | 2 546,9 | 275,2 | 84,1 |
Приволжский ФО | 35 786,4 | 1 188,5 | 94,3 |
Уральский ФО | 8 388,2 | 683,1 | 56,6 |
Сибирский ФО | 29 375,5 | 1 501,7 | 94,1 |
Дальневосточный ФО | 3 644,1 | 565,8 | 116,4 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2011 г.
2 с учетом региональных ИПЦ
Таблица 4.2 Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-сентябре 2011 г. относительно января-сентября 2010 г. (с учетом ИПЦ)
Изменение объемов инвестиций | Количество регионов |
Регионы, данные по которым отсутствуют | |
Сильное сокращение (50-100%) | |
Среднее сокращение (30-50%) | |
Небольшое сокращение (до 30%) | |
Небольшое увеличение (до 30%) | |
Среднее увеличение (30-50%) | |
Сильное увеличение (50-100%) | |
Очень сильное увеличение (свыше 100%) |