Показатели | Дети | |||||||||||||||
Шахматные поля | Горизонталь | |||||||||||||||
Вертикаль | ||||||||||||||||
Диагональ | ||||||||||||||||
Центр поля | ||||||||||||||||
Начальное положение доски между партнерами | ||||||||||||||||
Начальное положение фигур | ||||||||||||||||
Названия шахматных фигур | Ладья | |||||||||||||||
Слон | ||||||||||||||||
Пешка | ||||||||||||||||
Конь | ||||||||||||||||
Король | ||||||||||||||||
Ферзь | ||||||||||||||||
Правила хода и взятия каждой фигурой | Ладья | |||||||||||||||
Слон | ||||||||||||||||
Пешка | ||||||||||||||||
Конь | ||||||||||||||||
Король | ||||||||||||||||
Ферзь | ||||||||||||||||
Знание шахматных терминов | Рокировка | |||||||||||||||
Шах | ||||||||||||||||
Мат | ||||||||||||||||
Пат | ||||||||||||||||
Связка | ||||||||||||||||
Двойной удар | ||||||||||||||||
Линейный удар | ||||||||||||||||
Вскрытый шах | ||||||||||||||||
Открытое нападение | ||||||||||||||||
Двойной шах | ||||||||||||||||
Знание ценности фигур | ||||||||||||||||
Знание правила рокировки | ||||||||||||||||
Умение ставить линейный мат | ||||||||||||||||
Умение ставить линейный мат двумя ладьями | ||||||||||||||||
Умение ставить линейный мат ладьей | ||||||||||||||||
Решать задачи в 1-2 хода | ||||||||||||||||
Знание правил ничейного исхода | ||||||||||||||||
Умение ставить диагональный мат слоном | ||||||||||||||||
Итого |
Условные обозначения: 2- высокий уровень, 1- средний, 0 низкий.
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе Критерии оценки
2 (Высокий): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве. Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».
1 (Средний): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».
II.Определение уровня самостоятельности в достижении цели
- высокий уровень – ребенок действует самостоятельно в достижении результата высокого качества, иногда небольшая словесная подсказка (косвенная) взрослого;
- средний уровень – ребенок действует, опираясь на небольшую помощь действием взрослого, либо используя словесные подсказки;
- низкий уровень – ребенок действует, опираясь полностью на помощь взрослого, помощь выражается в показе с объяснением, совместных действиях.
III. Определение эмоционального отношения к деятельности
- высокий уровень – удовольствие и радость в процессе труда и при достижении результатов;
- средний уровень – ребенок действует увлеченно, но может отвлекаться; может быстро переключиться на другой вид деятельности; может проявлять негативные эмоциональные реакции на неудачу из-за отсутствия отдельных трудовых умений;
- низкий уровень – ребенок действует без явного стремления к достижению результата, в процессе деятельности часто отвлекается, равнодушен, иногда отказывается от деятельности.
IV. Список литературы
Перечень учебно-методических материалов
Наименование учебно-методических материалов | Количество |
Сухин И.Г. «Шахматы, первый год». Задачник | 1 шт. |
Сухин И. Г. «Шахматы. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Часть 1 | 1 шт. |
Сухин И. Г. «Шахматы. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны». Часть 2 | 1 шт. |
Сухин И. Г. «Шахматы первый год, или Учусь и учу» | 1 шт. |
Сухин И. Г. «Шахматы. Играем и выигрываем». Часть вторая 6.Сухин И. Г. «Шахматы второй год, или Учусь и учу» 7.Сухин И. Г. «Шахматы. Тайны королевской игры».Часть первая 8.Сухин И. Г. «Шахматы. Тайны королевской игры».Часть первая 9.Сухин И. Г. «Шахматы, третий год или учусь и учу». | 1 шт. |
Шахматы для самых маленьких. И. Г. Сухин, Москва «Астрель» 2007 г. | 1 шт. |
Шахматы для начинающих. В. Хенкин, Москва «Астрель» 2002 г. | 1 шт. |
Шахматы, первый год. Задачник, мат в один ход. И. Г. Сухин Обнинск «Духовное возрождение» 2009 г. | 1 шт. |
Шахматы. Играем и выигрываем Часть первая. И. Г Сухин Обнинск «Духовное возрождение» 2008 Шахматы. Играем и выигрываем Часть вторая. И. Г. Сухин Обнинск «Духовное возрождение» 2009 г. | 1 шт. |