Детям 5-6 лет предлагается прохлопать руками после показа педагога ритмические рисунки знакомых песен:
1. «Андрей-воробей»
Детям 4-летнего возраста предлагается воспроизводить только метр знакомой мелодии.
Оценка:
- 1 балл — правильное воспроизведение ритма;
- 2 балла — невыполнение двух последних заданий;
- 3 балла — умение воспроизвести ритмический рисунок.
При обследовании и в процессе наблюдений на логоритмических занятиях учитываются:
- общий вид ребенка,
- осанка,
- отношение к речевой инструкции,
- активность,
- ориентировка в пространстве,
- координация слова с движением,
- наличие патологических и сопутствующих речи движений,
- состояние мышечного тонуса,
- признаки утомляемости,
- темп движений,
- упражняемость в моторных навыках.
Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями (по методике Г.А. Волковой).
(для ознакомления)
Обследование включает 26 тестов. Они направлены на исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статической и динамической координации, пространственной организации, объема и качества движений, чувства темпа и ритма.
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб. Отмечается: качество, правильность, последовательность выполнения движений.
2. Исследование произвольного торможения движений. Отмечается: плавность и точность движений.
3. Исследование статической координации движений. Отмечается, насколько обследуемый свободен и устойчив в удержании позы.
4. Исследование динамичной координации движений. Отмечается: верно ли выполняет движения с 1-го раза или со
2, 3-го раза; уверенно или с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками.
5. Исследование внимания. Отмечается: одновременность выполнения заданных движений, точность, плавность выполнения.
6. Исследование координации движений.
7. Исследование переключаемости движений. Отмечается: точность и быстрота перехода от одних движений к другим.
8. Исследование наличия или отсутствия того или иного предлагаемого движения.
9. Исследование пространственной организации движения. Отмечается: знание сторон тела, уверенность выполнения.
10. Исследование произвольной моторики пальцев рук. Отмечается: плавность, точность и одновременность выполнения движений, соблюдение темпа выполнения движения невыполнение.
11. Исследование оральногопраксиса. Отмечается: объем и качество движений губ, правильность выполнения, диапазон движений, напряженность мышц, истощаемость движений.
12. Исследование объема и качества движений мышц щек. Отмечается: правильность выполнения; удается ли изолированное надувание одной щеки.
13. Исследование объема и качества движений языка. Отмечается: правильность выполнения, диапазон движении языка, характер движения языка: двигается неуклюже, неточно, всей массой, медленно.
14. Исследование объема и качества движений мышц лба. Отмечается: правильность выполнения; удается ли движение.
15. Исследование объема и качества движений мышц глаз.
16. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Отмечается: удается ли движение; правильность выполнения.
17. Исследование слухового внимания. Отмечается: ошибки в восприятии услышанного, умение определить неправильные звучания.
18. Исследование музыкального слуха. Отмечается: степень развития музыкального слуха (абсолютный, относительный, не развит).
19. Исследование восприятия музыки. Отмечается: умение определить характер музыки, контрастные части музыкального произведения.
20. Исследование звуковысотного слуха. Отмечается: умение различать направление звукоряда, величину интервала между звуками.
21. Исследование тембрового слуха. Отмечается: умение различать звучание различных инструментов.
22. Исследование динамического слуха. Отмечается: умение различать сильное и слабое звучание инструмента.
23. Исследование ритмического чувства. Отмечается: правильность воспроизведения ритмического рисунка, соблюдение заданного темпа.
24. Исследование продолжительности и силы выдоха. Отмечается продолжительность выдоха.
25. Исследование певческого диапазона голоса.
26. Исследование темпа речи. Отмечается: нормальный, замедленный, ускоренный темп речи.