Выполнение арифметических действий в разных системах счисления.




Практическая работа №5

Тема: Перевод чисел и арифметические действия в позиционных системах счисления.

Цель работы: научиться представлять числа в различных системах счисления, научиться выполнять арифметические действия в различных системах счисления.

Студент должен

знать:

правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления;

уметь:

переводить числа из одной системы счисления в другую.

 

Теоретическое обоснование.

 

Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Триады. Тетрады.

 

Правило: Чтобы перевести целое двоичное число в восьмеричную (8=23) систему счисления необходимо:

1. разбить данное число справа налево на группы по 3 цифры в каждой;

2. рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой восьмеричной системы счисления.

10-я 8-я 16-я
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

10-я 8-я 16-я
10 (A)    
11 (B)    
12 (C)    
13 (D)    
14 (E)    
15 (F)    

 

*() – 16-я система счисления.

 

Пример 1. Перевести число 111010102 в восьмеричную систему счисления. Решение: 011 101 010

3 5 2

Ответ: 111010102 = 3528

 

Правило: Чтобы перевести целое двоичное число в шестнадцатеричную (16=24) систему счисления необходимо: 1. разбить данное число справа налево на группы по 4 цифры в каждой;

2. рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой шестнадцатеричной системы счисления.

Пример 2. Перевести число 111000102 в шестнадцатеричную систему счисления. Решение: 1110 0010

E 2

Ответ: 111000102 = Е216

 

Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную систему счисления

Правило: Для того, чтобы восьмеричное (шестнадцатеричное) число перевести в двоичную систему счисления, необходимо каждую цифру этого числа заменить соответствующим числом, состоящим из 3 (4) цифр двоичной системы счисления.

Пример 3. Перевести число 5238 перевести в двоичную систему счисления. Решение: 5 2 3

101 010 011

Ответ: 5238 = 1010100112

 

Пример 4. Перевести число 4ВА3516 перевести в двоичную систему счисления. Решение: 4 В А 3 5

0100 1011 1010 0011 0101

Выполнение арифметических действий в разных системах счисления.

Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны — это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом. Эти правила применимы и ко всем другим позиционным системам счисления. Только таблицами сложения и умножения надо пользоваться особыми для каждой системы.

Для выполнения арифметических операций в системе счисления с основанием P необходимо иметь соответствующие таблицы сложения и умножения. Для P = 2, 8 и 16 таблицы представлены ниже.

Р =2

+    
     
     

 

 
*    
     
     

 

 

Р =8

+                
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

 
*                
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

 

Р =16

+                     A B C D E F
                      A B C D E F
                    A B C D E F  
                  A B C D E F    
                A B C D E F      
              A B C D E F        
            A B C D E F          
          A B C D E F            
        A B C D E F              
      A B C D E F                
    A B C D E F                  
A A B C D E F                    
B B C D E F                     1A
C C D E F                     1A 1B
D D E F                     1A 1B 1C
E E F                     1A 1B 1C 1D
F F                     1A 1B 1C 1D 1E

 

 

*                     A B C D E F
                                 
                      A B C D E F
            A C E           1A 1C 1E
          C F       1B 1E       2A 2D
        C       1C       2C       3C
      A F     1E     2D     3C     4B
      C     1E   2A     3C     4E   5A
      E   1C   2A     3F   4D   5B    
                                 
        1B   2D   3F     5A   6C   7E  
A   A   1E     3C     5A   6E     8C  
B   B     2C     4D     6E     8F 9A A5
C   C       3C       6C       9C A8 B4
D   D 1A       4E 5B       8F 9C A9 B6 C3
E   E 1C 2A           7E 8C 9A A8 B6 C4 D2
F   F 1E 2D 3C 4B 5A         A5 B4 C3 D2 E1

 

Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в различных системах счисления.


Шестнадцатеричная: F16+616

Ответ: 15+6 = 2110 = 101012 = 258 = 1516.
Пример 2. Сложим числа 15, 7 и 3.

Шестнадцатеричная: F16+716+316

Ответ: 5+7+3 = 2510 = 110012 = 318 = 1916.

 


Пример 3. Сложим числа 141,5 и 59,75.



Ответ: 141,5 + 59,75 = 201,2510 = 11001001,012 = 311,28 = C9,416

 

Ход работы:

1. Рассмотреть предложенные примеры;

2. Выполнить практическое задание по вариантам;

3. Оформить отчет.

4. Ответить на контрольные вопросы по указанию преподавателя.

 

 

Практические задания:

Вариант 1.

Задание №1.

Переведите числа.

а) 10110112 в восьмеричную; б) 5178 в двоичную; в) 1F16 в двоичную;

Задание №2.

Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:
а) 10111012 и 11101112; б) 4378 и 6758; в) 5A116 и 27F16;

Задание №3.

Вычтите:

а) 101002-1112 б) 2308- 1558 в) 3116- 1А16

Задание №4.

Умножьте:

а) 1012*112 б) 238* 558 в) 3В16*8А16

Вариант 2.

Задание №1.

Переведите числа.

а) 101101112 в шестнадцатеричную; б) 10108 в двоичную; в) ABC16 в восьмеричную;

Задание №2.

Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:

а) 10111012 и 1010112; б) 1658 и 378; в) 1А916 и 2ВC16;

Задание №3.

Вычтите:

а) 11012-10112 б) 1028-478 в) 2А3016- F9E16

 

Задание №4.

Умножьте:

а) 1012*112 б) 1528*478 в) 2А16* FE16

Вариант 3.

Задание №1. Переведите числа.

а) 111000012 в восьмеричную; б) 12348 в шестнадцатеричную; в) 101016 в двоичную;

Задание №2.

Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:

а) 101112 и 110112; б) 5758 и 1468; в) A5B16 и E7F16;

Задание №3.

Вычтите:

а) 100102-11112 б) 5678 -1018; в) B9216-19F16

 

Задание №4.

Умножьте:

а) 1102*112 б) 568 *718; в) B216*1F16

 

Вариант 4.

Задание №1. Переведите числа.

а) 10001102 в шестнадцатеричную; б) 348 в двоичную; в) А416 в восьмеричную;

Задание №2.

Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:

а) 10111112 и 1101012; б) 6178 и 4078; в)2 E916 и 5F16.

Задание №3.

Вычтите:

а) 1110112- 100012 б) 30018-16548 в)567816- ABC16

Задание №4.

Умножьте:

а) 1012*112 б) 3018*148 в)5816*AC16

 

Вариант 5.

Задание №1. Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:

а) 110100112 в восьмеричную; б) 12318 в шестнадцатеричную; в) 1DE16 в двоичную.

Задание №2.

Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:

а)11001012 и 110102 б)5628 и 1278 и) А1216 и FDA16

Задание №3.

Вычтите:

а) 101002-11012 б)1238-568 в)A2D16-17F16

Задание №4.

Умножьте:

а) 1012*1012 б)238*568 в)A216*1F16

 

Содержание отчета:

1. Название и цель работы.

2. Результат выполнения практических заданий.

3. Ответы на контрольные вопросы.

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое триада?

2. Что такое тетрада?

3. Правило перевода двоичного числа в восьмеричное число.

4. Правило перевода двоичного числа в шестнадцатеричное число.

5. Правило перевода восьмеричного числа в двоичное число.

6. Правило перевода шестнадцатеричного числа в двоичное число.

7. Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами:

- в двоичной системе;

- в восьмеричной системе;

- в шестнадцатеричной системе?

 

 

Литература.

Основные источники (ОИ):

Таблица 2б

Номер п/п Автор Наименование Издательство, год издания
ОИ1 И. И. Сергеева Информатика Режим доступа: https://znanium.com/ bookread2.php?id=517652 НИЦ ИНФРА-М, 2016
ОИ2 М. С. Цветкова Информатика. [Текст]: Учебное пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования М.: Академия, 2017

Дополнительные источники (ДИ):

Таблица 2в

№ п/п Автор Наименование Издательство, год издания
ДИ 1 В. Д. Колдаев Сборник задач и упражнений по информатике Режим доступа: https://znanium.com/ bookread2.php?id=504814 ИНФРА-М, 2015
ДИ 2 Е. А. Колмыкова Информатика. [Текст]: Учебное пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования М.: Академия, 2014
ДИ 3 Н. Г. Плотникова Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Режим доступа: https://znanium.com/ bookread2.php?id=433676 ИНФРА-М, 2014
ДИ4 Р. Ю Царев Программные и аппаратные средства информатики Режим доступа: https://znanium.com/ bookread2.php?id=550017 Краснояр.: СФУ, 2015

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: