Практическая работа №5
Тема: Перевод чисел и арифметические действия в позиционных системах счисления.
Цель работы: научиться представлять числа в различных системах счисления, научиться выполнять арифметические действия в различных системах счисления.
Студент должен
знать:
правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления;
уметь:
переводить числа из одной системы счисления в другую.
Теоретическое обоснование.
Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Триады. Тетрады.
Правило: Чтобы перевести целое двоичное число в восьмеричную (8=23) систему счисления необходимо:
1. разбить данное число справа налево на группы по 3 цифры в каждой;
2. рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой восьмеричной системы счисления.
|
*() – 16-я система счисления.
|
Пример 1. Перевести число 111010102 в восьмеричную систему счисления. Решение: 011 101 010
3 5 2
Ответ: 111010102 = 3528
Правило: Чтобы перевести целое двоичное число в шестнадцатеричную (16=24) систему счисления необходимо: 1. разбить данное число справа налево на группы по 4 цифры в каждой;
2. рассмотреть каждую группу и записать ее соответствующей цифрой шестнадцатеричной системы счисления.
Пример 2. Перевести число 111000102 в шестнадцатеричную систему счисления. Решение: 1110 0010
|
E 2
Ответ: 111000102 = Е216
Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную систему счисления
Правило: Для того, чтобы восьмеричное (шестнадцатеричное) число перевести в двоичную систему счисления, необходимо каждую цифру этого числа заменить соответствующим числом, состоящим из 3 (4) цифр двоичной системы счисления.
Пример 3. Перевести число 5238 перевести в двоичную систему счисления. Решение: 5 2 3
101 010 011
Ответ: 5238 = 1010100112
Пример 4. Перевести число 4ВА3516 перевести в двоичную систему счисления. Решение: 4 В А 3 5
0100 1011 1010 0011 0101
Выполнение арифметических действий в разных системах счисления.
Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны — это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом. Эти правила применимы и ко всем другим позиционным системам счисления. Только таблицами сложения и умножения надо пользоваться особыми для каждой системы.
Для выполнения арифметических операций в системе счисления с основанием P необходимо иметь соответствующие таблицы сложения и умножения. Для P = 2, 8 и 16 таблицы представлены ниже.
Р =2
|
|
Р =8
|
|
Р =16
+ | A | B | C | D | E | F | ||||||||||
A | B | C | D | E | F | |||||||||||
A | B | C | D | E | F | |||||||||||
A | B | C | D | E | F | |||||||||||
A | B | C | D | E | F | |||||||||||
A | B | C | D | E | F | |||||||||||
A | B | C | D | E | F | |||||||||||
A | B | C | D | E | F | |||||||||||
A | B | C | D | E | F | |||||||||||
A | B | C | D | E | F | |||||||||||
A | B | C | D | E | F | |||||||||||
A | A | B | C | D | E | F | ||||||||||
B | B | C | D | E | F | 1A | ||||||||||
C | C | D | E | F | 1A | 1B | ||||||||||
D | D | E | F | 1A | 1B | 1C | ||||||||||
E | E | F | 1A | 1B | 1C | 1D | ||||||||||
F | F | 1A | 1B | 1C | 1D | 1E |
|
* | A | B | C | D | E | F | ||||||||||
A | B | C | D | E | F | |||||||||||
A | C | E | 1A | 1C | 1E | |||||||||||
C | F | 1B | 1E | 2A | 2D | |||||||||||
C | 1C | 2C | 3C | |||||||||||||
A | F | 1E | 2D | 3C | 4B | |||||||||||
C | 1E | 2A | 3C | 4E | 5A | |||||||||||
E | 1C | 2A | 3F | 4D | 5B | |||||||||||
1B | 2D | 3F | 5A | 6C | 7E | |||||||||||
A | A | 1E | 3C | 5A | 6E | 8C | ||||||||||
B | B | 2C | 4D | 6E | 8F | 9A | A5 | |||||||||
C | C | 3C | 6C | 9C | A8 | B4 | ||||||||||
D | D | 1A | 4E | 5B | 8F | 9C | A9 | B6 | C3 | |||||||
E | E | 1C | 2A | 7E | 8C | 9A | A8 | B6 | C4 | D2 | ||||||
F | F | 1E | 2D | 3C | 4B | 5A | A5 | B4 | C3 | D2 | E1 |
Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в различных системах счисления.
Шестнадцатеричная: F16+616
Ответ: 15+6 = 2110 = 101012 = 258 = 1516.
Пример 2. Сложим числа 15, 7 и 3.
Шестнадцатеричная: F16+716+316
Ответ: 5+7+3 = 2510 = 110012 = 318 = 1916.
Пример 3. Сложим числа 141,5 и 59,75.
Ответ: 141,5 + 59,75 = 201,2510 = 11001001,012 = 311,28 = C9,416
Ход работы:
1. Рассмотреть предложенные примеры;
2. Выполнить практическое задание по вариантам;
3. Оформить отчет.
4. Ответить на контрольные вопросы по указанию преподавателя.
Практические задания:
Вариант 1.
Задание №1.
Переведите числа.
а) 10110112 в восьмеричную; б) 5178 в двоичную; в) 1F16 в двоичную;
Задание №2.
Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:
а) 10111012 и 11101112; б) 4378 и 6758; в) 5A116 и 27F16;
Задание №3.
Вычтите:
а) 101002-1112 б) 2308- 1558 в) 3116- 1А16
Задание №4.
Умножьте:
а) 1012*112 б) 238* 558 в) 3В16*8А16
Вариант 2.
Задание №1.
Переведите числа.
а) 101101112 в шестнадцатеричную; б) 10108 в двоичную; в) ABC16 в восьмеричную;
Задание №2.
Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:
а) 10111012 и 1010112; б) 1658 и 378; в) 1А916 и 2ВC16;
Задание №3.
Вычтите:
а) 11012-10112 б) 1028-478 в) 2А3016- F9E16
Задание №4.
Умножьте:
а) 1012*112 б) 1528*478 в) 2А16* FE16
Вариант 3.
Задание №1. Переведите числа.
а) 111000012 в восьмеричную; б) 12348 в шестнадцатеричную; в) 101016 в двоичную;
Задание №2.
Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:
а) 101112 и 110112; б) 5758 и 1468; в) A5B16 и E7F16;
Задание №3.
Вычтите:
а) 100102-11112 б) 5678 -1018; в) B9216-19F16
Задание №4.
Умножьте:
а) 1102*112 б) 568 *718; в) B216*1F16
Вариант 4.
Задание №1. Переведите числа.
а) 10001102 в шестнадцатеричную; б) 348 в двоичную; в) А416 в восьмеричную;
Задание №2.
Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:
а) 10111112 и 1101012; б) 6178 и 4078; в)2 E916 и 5F16.
Задание №3.
Вычтите:
а) 1110112- 100012 б) 30018-16548 в)567816- ABC16
Задание №4.
Умножьте:
а) 1012*112 б) 3018*148 в)5816*AC16
Вариант 5.
Задание №1. Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 110100112 в восьмеричную; б) 12318 в шестнадцатеричную; в) 1DE16 в двоичную.
Задание №2.
Сложите числа, а затем проверьте результаты, выполнив соответствующие десятичные сложения:
а)11001012 и 110102 б)5628 и 1278 и) А1216 и FDA16
Задание №3.
Вычтите:
а) 101002-11012 б)1238-568 в)A2D16-17F16
Задание №4.
Умножьте:
а) 1012*1012 б)238*568 в)A216*1F16
Содержание отчета:
1. Название и цель работы.
2. Результат выполнения практических заданий.
3. Ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
1. Что такое триада?
2. Что такое тетрада?
3. Правило перевода двоичного числа в восьмеричное число.
4. Правило перевода двоичного числа в шестнадцатеричное число.
5. Правило перевода восьмеричного числа в двоичное число.
6. Правило перевода шестнадцатеричного числа в двоичное число.
7. Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами:
- в двоичной системе;
- в восьмеричной системе;
- в шестнадцатеричной системе?
Литература.
Основные источники (ОИ):
Таблица 2б
Номер п/п | Автор | Наименование | Издательство, год издания |
ОИ1 | И. И. Сергеева | Информатика Режим доступа: https://znanium.com/ bookread2.php?id=517652 | НИЦ ИНФРА-М, 2016 |
ОИ2 | М. С. Цветкова | Информатика. [Текст]: Учебное пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования | М.: Академия, 2017 |
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 2в
№ п/п | Автор | Наименование | Издательство, год издания |
ДИ 1 | В. Д. Колдаев | Сборник задач и упражнений по информатике Режим доступа: https://znanium.com/ bookread2.php?id=504814 | ИНФРА-М, 2015 |
ДИ 2 | Е. А. Колмыкова | Информатика. [Текст]: Учебное пособие для студ. учреждений среднего профессионального образования | М.: Академия, 2014 |
ДИ 3 | Н. Г. Плотникова | Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Режим доступа: https://znanium.com/ bookread2.php?id=433676 | ИНФРА-М, 2014 |
ДИ4 | Р. Ю Царев | Программные и аппаратные средства информатики Режим доступа: https://znanium.com/ bookread2.php?id=550017 | Краснояр.: СФУ, 2015 |