Структура общественного сознания




Лекция №11 Тема: Общественное сознание и его структура.

Основная идея темы: Сознание – это отражение человеком мира.

В.И.Ленин: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».

Основные категории и понятия: идеология, индивидуальное сознание, искусство, мораль, общественное бытие, общественное сознание, право, правосознание, политика, религиозное сознание.

Вопросы

1. Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания.

2. Структура общественного сознания. Идеология и общественная психология.

3. Формы общественного сознания.

 

1. Сущность общественного сознания можно раскрыть только решив вопрос о соотношении общественного бытия и сознания.

С точки зрения идеализма сознание определяет бытие. Такая точка зрения, получившая своё концентрированное выражение у Гегеля и его последователей, опирается на так называемый «здравый смысл». Люди участвуют в общественных действиях, руководствуясь определенными взглядами, чувствами, побуждениями, и исследователи делают отсюда вывод об определяющей роли сознания. При этом, недооценивая роль экономики, техники и технологии в жизни людей, игнорируя тот факт, что человеку, несмотря на его сознание, не дано предвидеть в полном объеме результаты своей деятельности.

Для материалистов общественное сознание производно от бытия, то есть бытие определяет сознание. С этой точки зрения, а она наиболее полно совпадает с данными науки и социальной практики, общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, отражающих бытие людей, условия их жизни.

Общественное сознание не функционирует вне сознания конкретных людей, но это не свидетельство тождественности индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание отражает через призму конкретных условий жизни данного человека не всю объективную реальность, а лишь отдельные ее стороны и черты, фиксируя много частного, неповторимого, ценного для данного человека. Возникновение, функционирование и развитие индивидуального сознания есть функционирование и становление конкретного человека. Со смертью человека индивидуальное сознание завершает свой цикл, хотя конкретные результаты деятельности индивида, его сознания в той или иной форме передаются другим людям, продолжают жить в их памяти или в конкретных видах духовного бытия: музыкальных произведениях, стихах и т. п.

В отличие от индивидуального, общественное сознание выступает коллективной, всеобъемлющей памятью, разносторонним духовным опытом общества. До тех пор, пока будут существовать социальные формы человеческого бытия, будет существовать и функционировать общественное сознание. Отвлекаясь от частностей, свойственных индивидуальному сознанию, оно выступает как обобщающая картина человеческого мировидения.

Следует разобраться во взаимосвязи общественного и индивидуального сознания, понять, что общественное сознание по своему происхождению (генетически) формируется из важнейших достижений индивидуального сознания. Те или иные идеи, концепции, прогнозы и т. д. проходят через «сито» общественного мнения. Затем имеющийся сгусток очень придирчиво проходит испытания временем, эпохами с их постоянно изменяющимися ценностями, установками, подходами к пониманию достижений человеческой мысли.

В свою очередь, индивидуальное сознание является в конечном счете общественным сознанием, так как каждый человек становится личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в общественном сознании в предшествующий период.

 

2. Общественное сознание представляет собой многогранное, очень сложное явление социальной жизни. Оно имеет определенную структуру, под которой понимается расчлененность сознания на составные элементы и характер взаимосвязи между ними.

Структура общественного сознания

Идеология, как правило, возникает благодаря деятельности теоретиков: ученых, писателей, религиозных, общественных и политических деятелей. Главная ее особенность – лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания. Кроме того, она должна предлагать определенный образ жизни, без него она не может быть принята людьми, не может их увлечь.

Идеология находит своё выражение в Конституции государства, в программных заявлениях политических партий, в религиозных писаниях, в других документах и материалах.

Общественная психология представляет собой систему чувств, эмоций, отдельных несистематизированных мыслей, убеждений, установок, в которых отражаются, в первую очередь, ближайшие материальные и духовные условия бытия людей.

Общественная психология, в отличие от идеологии, есть продукт жизнедеятельности всего общества или конкретных больших групп людей. Она не существует вне психологии индивидов, а развивается в тесной связи с развитием индивидуальной психологии. Однако, если явления индивидуальной психологии присущи только определенной личности, то явления и процессы общественной психологии носят коллективный характер и проявляются как психологии определённых социальных сил, партий, общества, наций.

Определяющим в становлении психологии людей выступает общественное бытие и особенно состояние экономики, культуры, образования, свойственны тому или иному народу традиций и т. п., тем не менее, немаловажное влияние на общественную психологию оказывает и идеология.

В свою очередь общественная психология оказывала и оказывает заметное влияние на идеологические процессы и политическую практику.

 

3. С возникновением гражданского общества появляется государство и зарождается новый вид человеческой деятельности – политика. Она как определенные отношения и действия находит своё отражение в политическом сознании.

Политическое сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий общества. Оно включает в себя политическую идеологию и психологию. Политическая идеология находит своё теоретическое выражение в конституциях, в программных заявлениях, лозунгах партий, национальных группировок и т. п. Политическая психология включает в себя главным образом чувства, настроения, эмоции, поведенческие установки той или иной социальной группы или общества в целом в ходе реализации политических целей и задач.

Политическое сознание не является постоянным, неизменчивым. Оно функционирует, развивается и изменяется в зависимости от состояния общественного бытия, от изменений в социальной практике.

Правосознание специфично. Каждая социальная группа, национальное сообщество и другие объединения имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, своё правосознание.

Несмотря на то, что каждая социальная группа имеет свои правовые взгляды, тем не менее, все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом.

Право является продуктом конкретного экономического, социального, политического, экологического, культурного состояния общества, исторических традиций, расстановки и состояния политических сил в обществе. Оно охраняется силой государства.

Право, как и политическое и правовое сознание, появляется с возникновением гражданского общества и государства.

В отличие от них моральное сознание (нравственность) является наиболее древней формой сознания и социальной формой регуляции деятельности людей.

Если нарушается право, то государство с помощью аппарата принуждения заставит человека подчиниться требованиям закона. Мораль также представляет собой требования и нормы, которые предъявляют к человеку общество или социальные группы. Однако за моралью, где наиболее четко выражены элементы общественной психологии, стоит сила убеждения, примера, традиций, общественного мнения. Требование права и морали не во всём совпадают. В праве на первом плане – наказание, а в морали – воспитание.

Также как и право, мораль исторична, конкретна. В ней присутствует целый ряд общечеловеческих элементов. Однако наряду с ними немало элементов, которые у различных социальных сил в разные эпохи имеют разнообразные ценностные оценки.

Одной из древнейших форм сознания, наряду с моралью, является эстетическое сознание. Основная его особенность состоит в эмоционально-ценностном восприятии действительности с позиции комического и трагического, прекрасного и безобразного, величественного и низменного. Важнейшей частью эстетического сознания выступает искусство.

Искусство выполняет следующие функции:

1. познавательную (например, о Великой Отечественной войне люди знают больше из произведений искусства, нежели из исторических документов);

2. эстетическую (произведения искусства заставляют людей радоваться и восхищаться, ненавидеть и негодовать, воспринимать прекрасное и определяться по отношению к низменному и безобразному);

3. воспитательную (общение с миром прекрасного учит людей отличать благородное от пошлого, высокомерное от моральной красоты);

4. социальную, идеологическую (произведения искусства в определенной мере, иногда специфически, выражают определенные интересы, эмоциональный настрой, чувство, мироощущение и мировосприятие определенных социальных групп, их политические, правовые, моральные и иные взгляды, идеи, концепции).

В основе религиозного сознания лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им. История человечества знала великое множество различных типов и вариантов религий: от язычества, с верой в большое количество богов, до религий признающих единого бога. Однако каждая религия включает в себя три обязательных элемента:

· мифологический, т. е. веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил;

· эмоциональный, т. е. религиозные чувства, возникающие под воздействием веры;

· нормативный, т. е. требования по соблюдению религиозных предписаний.

Сущность религии состоит в том, что верующие совершают определенные действия с целью расположить к себе сверхъестественные силы, с их помощью отвратить от себя и других людей различные бедствия, получить какую-то пользу.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какое отличие между индивидуальным и общественным сознанием?

2. Благодаря чему возникает идеология?

3. Что представляет собой общественная психология?

4. С чем появляются политическое и правовое сознания?

5. Что представляет собой мораль?

6. Назовите основную особенность эстетического сознания.

7. Какие функции выполняет искусство?

8. Какие три обязательных элемента включает в себя каждая религия? Дайте характеристику этим элементам.

9. В чем состоит сущность религии?

 

Термины

Идеология – это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей, их бытие с позиции определенных социальных сил, а также цели (программы), направленные на укрепление или развитие (изменение) существующих в обществе отношений.

Индивидуальное сознание – это духовный мир личности, её жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие.

Искусство – это форма отражения действительности в художественных образах.

Мораль – это совокупность взглядов, представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия.

Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, те общественные отношения, которые складываются в обществе в процессе материального производства, того или иного типа человеческой жизнедеятельности.

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, отражающих бытие людей, условия их жизни.

Право – это система обязательных норм, правил поведения людей, выраженная в юридических законах.

Правосознание – это совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе.

Политика – это деятельность социальных групп, наций, партий, государства, ядром которой является проблема власти.

Религиозное сознание – одна из древних форм сознания мира и регуляции человеческой деятельности.

 

 

Литература

1. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Г67 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 – сс.105 – 123.

2. Губарь О.М. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений. В 2-х ч., ч.ІІ – Макеевка: МЭГИ, 1997 – сс.46 – 49.

3. Канке В.А., Философия. Исторический и систематический курс, Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация Логос, 1998 – сс.202 – 236.

4. Спиркин А.Г., Философия: Учебник – М.: Гардарики, 1999, сс.383 – 389,сс.405 – 414.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: