ТЕМА 1
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЛИЧНОСТНО ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Образование: сущность, виды и свойства.
Социокультурные функции современного образования.
Позитивные тенденции в развитии системы образования.
4. Негативные тенденции в образовании.
Образование: сущность, виды и свойства.
Попытки определить понятие «образование» имеют историю такую же длительную, как и история педагогической науки. А связано это с тем, что понятие «образование» является центральным, фундаментальным в педагогике. Введенное в научный оборот швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци в значении «формирование образа», оно претерпело различные интерпретации.
Рассмотрим несколько современных трактовок понятия «образование»:
Образование в буквальном смысле означает:
- создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью;
- это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.
Образование как система – это специально организованное взаимодействие культурно-просветительных, образовательно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием информации и опыта поколений согласно целям, стандартам, планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования. Посредством чего осуществляется управление развитием человека.
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами:
|
1) ГУМАНИЗАЦИЯ образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
2)ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
3)ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками и отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся и студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией.
|
4)ДИВЕРСИФИКАЦИЯ – это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
5)СТАНДАРТИЗАЦИЯ – это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
6)МНОГОВАРИАНТНОСТЬ означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов.
7)МНОГОУРОВНЕВОСТЬ – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования.
8)ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
|
9)ИНФОРМАТИЗАЦИЯ образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.
10)ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
11)НЕПРЕРЫВНОСТЬ означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Вид современного образования определяется прежде всего типом образовательно-воспитательной системы, в условиях которой человек получает образование и содержательно зависит от качества освоения того набора видов человеческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей, достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. В связи с таким пониманием выделяют прежде всего домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее образование.
В результате выделяют виды образования по разным основаниям:
1) по типу и качеству освоения научных знаний – биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое образование и т.д.;
2) по виду доминирующего содержания образования – теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное и др.;
3) по виду и мастерству освоения человеческой деятельности – музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское образование и т.д.;
4) по типу освоения культурных ценностей – классическое, художественно-эстетическое, религиозное и др.;
5) по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества – национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное образование и др.;
6) по типу образовательной системы – университетское, академическое, гимназическое образование и др.;
7) по сословному признаку – элитное и массовое образование;
8) по уровню образования – начальное, неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее образование.