ГЛАВА 10
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКОЙ
10.1. Анализ основных направлений денежно-кредитного и финансового регулирования.
10.2. Критерии и показатели, используемые в оценке эффективности денежно-кредитного регулирования и финансовой политике.
Анализ основных направлений денежно-кредитного
и финансового регулирования
Развитие современного финансово-экономического кризиса показало сегодня важность адекватных мер правительства и центрального банка в денежно-кредитной сфере, и не допущения развала банковской системы, раскручивания инфляции, резкого, скачкообразного изменения курса национальной денежной единицы и прочих негативных процессов монетарной сферы. Здесь многое зависит от умения общества управлять денежными потоками, проводить эффективную денежно-кредитную политику в соответствии с поставленными целями общей экономической политики.
Один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны является государственное регулирование кредитно-финансовых институтов. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.
Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является национальный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы.
Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
1. Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится прежде всего за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов.
2. Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:
- покупает или продает государственные обязательства;
- изменяет цену облигаций;
- варьирует условия их продажи;
- различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.
3. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым. Так, регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской — к ее сокращению.
Итак, существует три основных направлений денежно-кредитной политики, между которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь, поэтому меры, принятые правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер.