за период 2006-2009 гг. (года слева направо)




 

Как видно из рис. 2.2.1, в период 2006-2009 гг. наблюдается стабильное повышение выручки предприятия. Если рассматривать увеличение выручки в процентном соотношении, то можно наблюдать следующую динамику ее повышения (в сравнении с предыдущим годом):

-2007 г. — увеличение на 35,26% (в сравнении с 2006 г.);

-2008 г. — на 27,16%;

-2009г. — на 18,46%.

Наблюдается ежегодное снижение процентного увеличения выручки организации в сравнении с каждым предыдущим годом.

Такую ситуацию можно объяснить повышением конкуренции на рынке пива и безалкогольных напитков, т.к. на сегодняшний день этот рынок является довольно насыщенным, существует много фирм, выпускающих большой ассортимент пивобезалкогольной продукции, отличающейся разнообразием торговых марок.

Основная деятельность ОАО «Красный восток» носит сезонный характер: весна, лето – высокий спрос на производимую продукцию, а осень, зима – значительное снижение спроса.

В таблице 2.2.1 отражена динамика продаж основных видов продукции ОАО «Красный восток».

Таблица 2.2.1.

Динамика продаж основных видов продукции ОАО «Красный восток»

(тыс. дкл)

Наименование продукции 2008 год 2009 год %
Пиво      
Слабоалкогольные напитки      
Безалкогольные напитки      
Питьевая вода      
Минеральная вода      
Квас      
Итого      

 

 

Как видно из табл. 2.2.1, в 2009 г. произошло снижение объемов продаж пива на 23% в сравнении с 2008 г., слабоалкогольных напитков — на 69%, минеральной воды — на 26%, кваса — на 29%. Безалкогольные напитки и питьевая вода продолжает пользоваться повышенным спросом. Общее снижение объема продаж — на 20% в сравнении с 2008 г.

Основной причиной снижения объема продаж стало:

-принятие правительством Российской Федерации ограничений по продаже и потреблению пива;

- повышение цен на сырье и материалы, используемые в производстве;

- повышение конкуренции на рынке пива и безалкогольных напитков.

Сбытовая сеть ОАО «Красный восток» представлена:

- 40 точками в городской торговле;

- 32 частными предпринимателями;

- 13 торговыми домами;

- 18 оптовыми складами.

Однако сбыт и распространение продукции организации не сопровождается достаточной рекламной поддержкой, что является одной из причин снижения спроса на продукцию предприятия.

Негативно на сбыт продукции предприятия влияет жесткая конкуренция на рынке.

Основным конкурентом на рынке Республики Татарстан является ОАО «Пивоваренный завод «Красный Восток» (табл. 2.2.2).

Таблица 2.2.2

Доля рынка ОАО «Красный восток» и ОАО «ПК Красный восток»

В период 2005-2009 гг.

№ п/п Наименование организации Доля на рынке (данные по РТ), %
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
1. ОАО «Красный восток»          
2. ОАО «ПК «Красный Восток»          

 

Как видно из табл. 2.2.3, рыночная доля ОАО «Красный восток» ежегодно растет, причем с 2007 г. она увеличилась в 1,5 раза.

Доля основного конкурента росла до 2007 г., но в 2008 г. упала с 50% до 44%. Обусловлено это появлением достаточного числа пивоваренных компаний, продукция которых отличается хорошим качеством.

Оптовая цена продукции ОАО «Красный восток» на 25% ниже цен на пивную продукцию ОАО «Красный восток», поэтому продукция ОАО «Красный восток» является более привлекательной для оптовых покупателей. Низкая отпускная стоимость продукции ОАО «Красный восток» обусловлена тем, что на предприятии есть собственное производство солода, что способствует снижению издержек предприятия.

Удовлетворенность конечных потребителей продукцией предприятия можно оценить с помощью анкетного опроса. Анализ показал, что происходит ежегодное снижение объемов продаж продукции организации. В связи с этим маркетинговой службой ОАО «Красный восток» в 3 кв. 2009 г. был организован опрос потребителей пива в количестве 350 чел.

В ходе проведения опроса выяснилось, что только 16% респондентов употребляют пивную продукции ОАО «Красный восток». Остальные опрошенные предпочитают марки пива других компаний.

Среди основных причин, по которым респонденты не употребляют пиво ОАО «Красный восток», выделены следующие:

-низкое качество продукции и несоответствие качества цене;

-отсутствие рекламы продукции;

-узкий ассортимент продукции.

Таким образом, можно сделать вывод, что качество ряда управленческих решений, реализованных ОАО «Красный восток», остается на низком уровне. В результате проблемы предприятия, наиболее значимые для ОАО «Красный восток» в 2010 г., не были решены.

Проведенный анализ позволил выявить следующие проблемы в деятельности предприятия:

-снижение объемов продаж и как следствие снижение прибыльности предприятия;

-высокие затраты на сырье в структуре издержек на производство пива;

-высокая норма износа основных фондов;

-незначительная доля собственной торговой сети;

-высокая текучесть персонала предприятия.

В целях повышения эффективности управления в ОАО «Красный восток» в третьей части работы разработан ряд мероприятий.


3. Совершенствование системы планирования на предприятии ОАО «Красный восток»

 

Стратегия ОАО «Красный восток» сформулирована в политике в области каче­ства, которая оформлена документально и введена в действие генеральным директором. Разработка стратегии ОАО «Красный восток» осуществлялась на основе алгоритма, соединяющего в единую логическую последовательность глобали­зацию социально-экономических процессов, главные особенности и приори­теты социально-экономического развития страны и региона, сложившиеся тенденции городского развития, накопленный потенциал, которые в общем задают определенные границы для траектории движения ОАО «Красный восток» в бу­дущее и оказывают существенное влияние на целевую направленность страте­гического плана.

Руководство ОАО «Красный восток» обеспечивает приоритетность решения проблем в области качества инвестиционных, технических, организационных и кадровых вопросов, регламентированную ответственность сотрудников всех рангов от генерального директора до рабочего за выполнение требований к качеству продукции. Выше перечисленные цели являются реальными, делает­ся все возможное для их достижения.

Исходя из анализа подходов к стратегии в ОАО «Красный восток» можно ска­зать, что действующая стратегия — ОАО «Красный восток» на сегодняшний день на­правлена на выживание. В результате проведенного анализа выявлено, что предприятие работает стабильно, это говорит о том, что действующая страте­гия ОАО «Красный восток» на сегодняшний день - это стратегия спокойного функ­ционирования. Основным достоинством действующей стратегии ОАО «Красный восток» является непротиворечивая взаимосвязь и взаимодополнение ее элементов, а также их стабилизация, т. е. приведение целей, функций, струк­туры, форм и методов в постоянное устойчивое состояние.

Также в числе достоинств существующей в ОАО «Красный восток» стратегии можно выделить ее значительную клиентоориентированность, стремление к повышению удовлетворенности потребителей, а также интенсификации ком­мерческих усилий на поддержании технического состояния производства. Кроме того, организация ОАО «Красный восток» получает время на адаптацию к из­менениям. Большая роль в решении поставленных задач отводится работе по повышению качества продукции, освоению новых технологий, самостоятельному снабжению технологическими материалами.

Недостатками действующей в ОАО «Красный восток» стратегии является игно­рирование сильных сторон и возможностей организации и недооценка воз­можности и необходимости развития. Высокое качество продукции обеспечит ОАО «Красный восток» возможность выхода на новые рынки сбыта, а высокий кадро­вый потенциал позволит расширить производственную линию.

Таким образом, в условиях растущей конкуренции действующая в ОАО «Красный восток» стратегия спокойного функционирования не является приемлемой. Для совершенствования стратегии ОАО «Красный восток» необходимо совершенство­вание стратегии организации на период до 2010 г.

Суть стратегии заключается в том, что спрос на продукцию значительно выше предварительных прогнозов и уровень доступности продукции будет ниже из-за ограниченных производственных возможностей. Данный приоритет реализовывается при условии применения следующих принципов построения прогнозов:

- ориентация поставок на клиента. Здесь очень важное значение имеет получение максимально точной информации о прогнозах.

- оптимальные затраты. Данный принцип касается в основном, планирования на уровне центрального офиса, так как схемы и маршруты доставки диктуются центром.

- высокое качество планирования и контроля означает эффективные коммуникации внутри ОАО «Красный восток», а также с партнерами по бизнесу и достижения гибкости.

Создание интегрированной системы планирования и контроля.Стратегический бизнес-план объединяет планы маркетингового, финансового и производственного подразделений. Отдел маркетинга должен разрабатывать планы реалистичные и выполнимые, и они становятся более контролируемыми. Отдел финансов должен согласиться с тем, что планы привлекательны с финансовой точки зрения, а производство должно подтвердить способность удовлетворить соответствующий спрос. Как уже сказано, система производственного планирования и контроля определяет генеральную стратегию для всех подразделений компании.

Издержки производства. Чтобы успешно конкурировать в такой рыночной нише, ОАО «Красный восток» должен быть производителем с низкими издержками производства, однако это необходимое, но не достаточное условие и необязательно означает, что компания добьется высокого уровня рентабельности и успеха.

В целях повышения эффективности управления в ОАО «Красный восток» в условиях кризиса рекомендуется проведение следующих мероприятий:

1. Организация собственной сырьевой базы.

Основной вид продукции, обеспечивающий более 70% всего объема реализации – это пиво. Как показал, анализ большую долю в структуре затрат предприятия занимает сырье, имея тенденцию увеличения. Связано это с тем, что 100% в поставках хмельного экстракта, используемого при производстве пива ОАО «Красный восток», приходится на импорт из Германии.

В данной ситуации предприятию целесообразно обратить внимание на следующий момент — отпускная цена у ОАО «Красный восток» превышает отпускную цену пива основного конкурента — ОАО «Красный восток» — почти на 25%. Связано это с тем, что ОАО «Красный восток» имеет собственное производство солода, тем самым снижая издержки на производство продукции.

Таким образом, важным направлением деятельности ОАО «Красный восток», направленным на минимизацию издержек, должна стать собственная сырьевая база.

С целью увеличения оборотов продаж необходимо расширить регионы продаж. Анализ показал, что продукция ОАО «Красный восток» продается в пределах Татарстана и близлежащих регионов РТ. Информацию о продукции предприятия можно разослать на сайты торговых организаций таких городов России, как Пермь, Пенза и др. Продукция ОАО «Красный восток» вполне может стать конкурентоспособной, чтобы встать в ряд с известными производителями пива.

Основная причина текучести персонала — неудовлетворенность оплатой труда. Эта проблема решается в результате реализации предыдущих мероприятий. Увеличение спроса на продукцию, снижение ее себестоимости в результате организации собственной сырьевой базы повлечет за собой повышение прибыльности предприятия, за счет чего может быть повышен уровень оплаты труда персонала.

Также для мотивации персонала может быть использована так называемая программа кафетерия, когда работник имеет возможность выбрать комплекс дополнительных выплат из набора, предлагаемого работодателем.


Заключение

В условиях рынка, жесткой конкуренции, неопределенности и подвижности внешней среды планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений предприятия, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством.

План производства должен быть взаимосвязан с другими планами внутрифирменного планирования. Для эффективного планирования производства необходима взаимосвязь всего комплекса планов предприятия и использования принципов планирования.

В операционных планах предприятия учитываются цели, а с течением времени конкретизируются в текущие задания. После освоения производства новой продукции выдвигаются, разрабатываются или обосновываются новые стратегические цели, и процесс планирования производственной деятельности на предприятии непрерывно повторяется или бесконечно продолжается.

Для того чтобы система планирования была эффективной, нужно взаимосогласованное сочетание стратегических, тактических и оперативных планов. Для этого необходимо не только понимание менеджерами предмета планирования, но и наличие у них аналитического инструментария, облегчающего построение планов, их последующую модернизацию и реализацию.

Текущее планирование должно представлять собой единую систему планов производства и продажи продукции.

Исходя из анализа подходов к стратегии в ОАО «Красный восток» можно ска­зать, что в настоящее время действующую стратегию ОАО «Красный восток» можно определить как стратегию спокойного функционирования. Основным досто­инством действующей стратегии ОАО «Красный восток» является непротиворечивая взаимосвязь и взаимодополнение ее элементов, а также их стабилизация, т. е. приведение целей, функций, структуры, форм и методов в постоянное устой­чивое состояние. Также в числе достоинств существующей в ОАО «Красный восток» стратегии можно выделить ее значительную клиентоориентированность, стремление к повышению удовлетворенности потребителей, а также интенси­фикации коммерческих усилий на поддержании технического состояния про­изводства. Недостатками действующей в ОАО «Красный восток» стратегии является игнорирование сильных сторон и возможностей организации и недооценка возможности и необходимости развития.

Для решения выявленных проблем предложены следующие мероприятия:

1. Организация собственного производства сырья для производства пива. Как следствие реализации данного мероприятия — снижение издержек и соответственно себестоимости продукции.

2. Приобретение современного модернизированного оборудования.

3. Расширение ассортимента продукции и улучшение внешнего дизайна продукции.

4. Расширение собственной и контролируемой торговой сети.

5. Увеличение оборотов продаж путем расширения рынка сбыта основной продукции.

 

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 248 с.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. - М.: ИНФРА-М, 2009. -300 с.

3. Егоров Ю.Н.Планирование на предприятии / Учебное пособие под ред. Егорова Ю.Н., Варакуты С.А., М.: ИНФРА-М, 2007.-250 с.

4. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования / Учебное пособие, М.: Финпресс, 2008.-325 с.

5. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – 318 с.

6. Финансы предприятий: Учебник/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 413 с.

7. Стратегическое планирование. // Под ред. Уткина Э.А. М.: Тандем, 2008.- 450 с.

8. Овечкина О.М. Основы маркетинга: Учеб. пособие. -М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2008. -288с.

9. Семенов А. Товарная политика предприятия // Экономист. - 2008. - № 7. - С. 19-21.

10. Ходеев Ф. П. Маркетинг для студентов средних специальных учебных заведений— Ростов н/Д: «Феникс», 2007. - 224 с.

11. Ежеквартальный отчет ОАО «Красный восток» за 2009 г.

12. Устав ОАО «Красный восток».

13. Отчет службы управления персоналом ОАО «Красный восток» за 2009г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: