Тема 1.1. Управление государственной собственностью в рыночных условиях
1. Управление государственной собственностью как процесс
Управление как процесс, в том числе и как процесс управления государственной собственностью, – это обеспечение функционирования целого как единства составляющих его частей (единство управления целым и его частями, управление частью учитывает, как оно скажется на других частях целого. Пример: институт экономики и менеджмента в составе КФУ).
Суть процесса управления вообще состоит в постановке цели и организации процесса ее достижения с точки зрения последовательности действий, сроков, создания необходимых условий для работы и т. п. Управление, с одной стороны, составляет часть любой конкретной человеческой деятельности, а с другой – в случае управления коллективами людей есть специфический вид конкретного труда («управленческого» труда), который закрепляется за определенными членами соответствующего коллектива людей.
Управление в материальном производстве – это составная часть процесса труда как процесса производства продукции и услуг. Управление в производстве есть единство управления вещами и людьми. Цель управления – создание новых материальных благ.
Управление в обществе – это управление только людьми (лицами, организациями). Здесь цель управления – сохранение общества как целого. Это управление всеми сторонами общества, а не только экономикой.
Государственное управление – это целевое управление обществом, всеми сторонами его жизни, включая и управление материальным производством. Государственное управление есть всегда какое-то целенаправленное воздействие государства посредством имеющихся в его распоряжении инструментов этого воздействия непосредственно (прямо) или опосредованно (через юридических лиц) на своих граждан.
|
У правление государственной собственностью – это система всевозможных отношений между различными субъектами по поводу организации и целей формирования и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих интересов общества и государства. При управлении государственной собственностью, как и любым сложным объектом управления, должен быть задействован комплексный подход, т. е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, системная и функциональная составляющие процесса управления.
Управляя своей собственностью, государство тем самым управляет в различных формах всеми остальными существующими в данном обществе видами юридической частной собственности. Управленческая функция государственной собственности по отношению к частной собственности проявляется:
• в количественных аспектах управления, которые связаны с размерами государственной собственности относительно размеров частной собственности в обществе;
• качественных аспектах управления, которые определяются ролью государственного аппарата в регулировании отношений собственности в данной стране.
С экономической точки зрения, управление государственной собственностью – это управление со стороны государства процессом использования прибавочного продукта, или обобществляемой частью общественного продукта (выраженная в рыночных ценах совокупность продукции и услуг, произведенных в течение одного года), в государственных интересах. В то же время частный собственник (человек или организация) управляет присваиваемым им прибавочным продуктом в своих собственных (индивидуальных, корпоративных) интересах.
|
Способы управления государственной собственностью в рыночных условиях
Управление государственной собственностью включает управление процессами ее формирования и использования (потребления).
Управление формированием государственной собственности включает:
• управление образованием денежных доходов государства;
• управление превращением денежных доходов (в определенной части) в государственное имущество путем закупки товаров государственными организациями.
Управление государственной собственностью в части, связанной с ее формированием путем закупок различного рода товаров, необходимых для функционирования государственных организаций, включает ряд этапов:
· определение ежегодных денежных обязательств государства перед членами общества (по пенсиям, пособиям, оплате труда и т. п.);
· формирование государственной собственности в форме денежных доходов государства;
• определение потенциальной потребности государства в приросте основного имущества в размерах, необходимых на предстоящий год;
· определение государственных возможностей по закупке основного и оборотного имущества в пределах выявленной потребности после удовлетворения денежных обязательств государства;
|
· осуществление закупок государственными организациями основного и оборотного имущества;
· рациональное (эффективное) использование закупленных материальных благ.
Формы управления государственной собственностью:
1) в зависимости от инструментов управления:
- опосредованное управление посредством имеющегося законодательства;
- непосредственное управление через:
• через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;
• самим государственным основным и оборотным имуществом на основе соответствующих государственных планов и программ;
2) по характеру управленческих действий:
• учетно-регистрационная деятельность государства;
• порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);
• формы управления различными видами государственной собственности со стороны государственных организаций;
• порядок приватизации и национализации собственности;
• порядок структурирования самой государственной собственности (на федеральную, субфедеральную и муниципальную) и др.;
3) на основе отношений:
• экономические (рыночные) – на основе экономической эквивалентности или рыночных методов;
• административные – на основе отношений подчиненности;
4) в зависимости от временной направленности:
текущее управление;
перспективное управление, нацеленное на преобразование в собственности;
5) по степени управляемости:
• централизованное управление – управление различными объектами собственности из одного центра (одной государственной организацией);
• децентрализованное управление – управление собственностью со стороны многих государственных организаций.
Образование государственного имущества может происходить рыночным (закупка на рынке, национализация) и нерыночным (по суду, захват) путями. Процесс формирования государственного имущества осуществляется преимущественно путем закупок.
Государственные закупки – процесс формирования основного и оборотного имущества государства на основе расходования его денежных фондов. Национализация – это принудительная форма превращения частной собственности в государственную, основанная на изменении юридического статуса частного имущества.. Условия такого превращения могут быть эквивалентными, или рыночными, и неэквивалентными, или нерыночными.
Государственное имущество может использоваться как самими государственными организациями в процессе их функционирования, так и негосударственными организациями (и лицами). В первом случае можно говорить о нерыночным использовании государственного имущества, во втором случае обычно имеет место использование государственного имущества на рыночных, т. е. на платных, началах.
К наиболее актуальным рыночным способам управления функционированием имущества государства относятся:
• использование в процессе функционирования государственных организаций;
• сдача государственного имущества в аренду;
• приватизация государственного имущества.
Сдача государственного имущества в аренду должна осуществляться на рыночных условиях, как и государственные закупки этого имущества. В этом случае должны действовать те же правила, которые касаются и государственных закупок товаров.
Приватизация – это принудительная форма превращения государственного имущества в частное имущество, основанная на смене юридического статуса имущества. В зависимости от ее целей, как и национализация, она может осуществляться на эквивалентной или неэквивалентной основе.