Позем.
позём (цвет, на каком уровне фигуры находится его граница, чем граница отмечена
9. Надписи.
Все надписи (имена персонажей, надписи в клеймах и др.)
В конце можно указать утраты живописного слоя, но если они значительны, то можно включить их в основной текст описания(например, в конце пункта №3)
Пример:
Христос-Вседержитель. 1520-1530-е гг. Москва. ЦМИАР.
Происходит из Успенского собора г. Дмитрова.
Поясное прямоличное изображение Спасителя с раскрытым Евангелием, которое он поддерживает левой[4] рукой. Правая рука перед грудью, повернута тыльной стороной к зрителю, второй и третий пальцы сложены, четвертый присогнут – жест близок к имясловному благословению.
Синий гиматий мягкими складками окутывает левое плечо, спускается с правого натянутыми складками, прикрывая кисть правой руки. Хитон ложится мелкой драпировкой, у ворота, имеет звездообразный вырез. Глубина складок показана полосами темного, почти черного тона. Хитон вишневый, с охряным клавом, разделанный золотом. Глубина складок хитона намечена более темным тоном. По краю фигуры проложено широкое притенение темным тоном.
Фигура Христа естественных пропорций, лик с правильными чертами окружен пышными волосами. Основа личного – оливковый санкирь, по которому выполнены розовато-коричневые сплавленные вохрения. На щеках подрумянка, губы написаны жидкой киноварью, опись носа и губ темно-красная. Волосы исполнены по коричневой основе, разделка на пряди дана сероватыми и темно-коричневыми белилами.
Фон и нимб написаны жидкой охрой с примесью белил, нимб очерчен белильной линией. Перекрестия нимба выполнены темно-коричневым, в правом перекрестии сохранилась буква…..(омега)
|
Надпись на книге:…..(привести всю)
При описании двух(трех)фигурных композиций используется та же схема.
1. описывается общая композиция,
2. одеяние одного персонажа (от начала до конца), затем второго персонажа (также)
3. атрибуты (сначала одного, затем другого)
4. личное (сначала одного, затем другого)
Далее по общей схеме.
Икона Владимирской Богоматери с Акафистом из храма Отцов Семи Вселенских соборов Свято-Данилова монастыря. перв. треть XVII в.
В среднике иконы изображена Богоматерь в иконографическом изводе, называемом Владимирская - правой рукой Мария поддерживает младенца, обнявшего ее за шею двумя руками, левой указывает на него. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает ее левой рукой за шею. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня. Голову Богоматери украшает живописный венец с короной. Венец выходит за границы средника, «поднимается» над лузгой. Корона целиком написана на верхнем поле иконы, на месте двух верхних клейм. Над короной в верхних углах композиции два серафима.
Младенец одет в светло-охряные хитон и гиматий, с золотым ассистом и с участками золотых бликов на бедре и вороте Младенца. На Богоматери коричневый мафорий, по которому тонкими, длинными, черными линиями даны складки - на плечах, рукаве. Он украшен широкой золотой каймой с тонкими висячими полосами, украшенными крохотными крестиками и золотой звездой на левом плече(две другие закрыты Младенцем и очельем)
|
Голову Богоматери украшает живописный венец с короной. Корона живописного венца состоит из пяти городков с килевидными трехчастными завершениями. Килевидные завершения пяти пластин короны и завершения скрепляющих эти пластины полосок увенчаны жемчужинами. На желтом охряном фоне, воспроизводящим золото, изображены крупные узоры круглой и квадратной формы, имитирующие чеканный убор. Чело Богородицы закрывает очелье. Его цвет в основе пурпурный. На очелье написаны крупные камни: красные (рубины) и синие (сапфиры). Крупные камни круглой и ромбовидной формы, три мелких камня - овальной. Вокруг каждого камня дана мелкая обнизь тонкого жемчуга. Углы ромбов выделены крупными жемчужинами. Также крупные жемчужины разбросаны по фону очелья. По краю дан двойной ряд крупной жемчужной обнизи, крупной и мелкой. Голову младенца также украшает живописный венец. На желтом охряном фоне изображены такие же узоры как на венце Божией Матери.
Личное светлое, сплавленное, выполнено светлыми охрами. На лбу и шее младенца, шее Богоматери на кончиках пальцев Богородицы участки живописных высветлений. На скуле, под глазом Богоматери имеется серия белильных движков.
С внешней стороны корону, венец и очелье окаймляет жемчуг. В верхней части средника, над короной, изображены два серафима киноварного цвета, по контурам обведены белильной линией. Справа и слева от венца Богоматери - надпись, рядом с младенцем надпись. Фон средника глухой, темно-охряного цвета.
Средник окружают справа, слева и снизу 12 клейм, иллюстрирующих Акафист. Из 13 кондаков и 12 икосов он иллюстрирует 7 кондаков и 4 икоса. В 1-м клейме помещено нетрадиционное изображение "Софии Премудрости Божией"; 2 - "Взбранной Воеводе…" (конд. 1); 3 - "Благовещение у колодца" (икос 1); 4 - "Благовещение" (конд. 3); 5 - "Сомнения Иосифа" (конд. 4); 6 - "Встреча Марии и Елизаветы" (икос 3); 7 - "Боготечную звезду узревше волсви…"(Скачущие волхвы указывают на звезду) (конд. 5); 8 - "Поклонение волхвов" (икос 5); 9 - "Волхвы возвращающиеся в Вавилон" (конд. 6); 10 - "Сретение" (конд. 7); 11 - "Новую показа тварь" (икос 7); 12 -"Странное рождество видевше удалимся мира"(конд. 8).