Снижение затрат на проведение технического обслуживания и ремонтов (ремонтопригодность) может быть осуществлено путем улучшения приспособленности машин к проведению указанных работ еще на стадии их проектирования. Одной из основных причин недостаточной ремонтопригодности является трудность, а часто и невозможность четкого определения количественных показателей ремонтопригодности на стадии проектирования тракторов.
Анализ ремонтопригодности как свойства изделия показывает, что она может быть охарактеризована рядом факторов, основные из которых следующие: блочность, рациональные расчлененность и расположение сборочных единиц; взаимозаменяемость; доступность; кратность технического обслуживания; контролепригодность; конструктивная преемственность; легкосъемность; приспособленность к выполнению регулировочно-доводочных работ.
С учетом указанных факторов представим обобщенный оценочный показатель ремонтопригодности трактора в виде линейной функции отдельных факторов с учетом доли каждого из них:
(5)
где аi, — коэффициент регрессии (весовой коэффициент); Кi — коэффициент, характеризующий фактор ремонтопригодности; К1,0 — коэффициент блочности; К2,0 — коэффициент взаимозаменяемости и т. д. в соответствии с порядком факторов, приведенных выше.
Для нахождения значений весовых коэффициентов а в общей формуле ремонтопригодности (5) была проведена экспертная оценка значимости перечисленных выше факторов. В качестве экспертов были привлечены специалисты сельского хозяйства — главные инженеры районных объединений «Сельхозтехника» и механизаторы—студенты заочного факультета Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства. Экспертиза проводилась путем заполнения экспертами таблиц парных сравнений, включающих восемь факторов ремонтопригодности.
|
Оценка производилась методом парных сравнений, для чего каждый раз сравнивались между собой только два фактора, остальные факторы в этот момент во внимание не принимались. Одному из сравниваемых факторов, который, по мнению экспертов, наиболее важен, присваивалась цифра 1, а менее значимому—цифра из ряда от 0 до 1 в зависимости от значимости его по отношению к единице. В результате статистической обработки было установлено, что наибольший весовой коэффициент имеет фактор взаимозаменяемости (α2=0,170), затем по значимости идет фактор доступности (α3=0,150), после этого—фактор блочности (α1=0,140) и т. д.
С учетом найденных весовых коэффициентов уравнение регрессии (5) для обобщенного коэффициента ремонтопригодности принимает следующий вид:
(6)
Анализ факторов Кi, определяющих ремонтопригодность, показывает, что они могут быть расчленены на составляющие, оценка которых связана с определением веса каждого из них в выражении (6). Эта оценка была проведена также с помощью экспертизы, в результате чего получены развернутые уравнения регрессии составляющих факторов:
Смысловые значения коэффициентов К1,1,К1,2 и т. д. приведены в табл. 6. Их значения определяли путем сравнения эталонной конструкции трактора с реальной. Такой же подход был принят и для оценки остальных коэффициентов. Например, значение коэффициента К2,0,характеризующего взаимозаменяемость, определяли отношением числа взаимозаменяемых элементов к общему их числу.
|
Таблица 6
Смысловые значения коэффициентов
Фактор | Обозна-чения фак- тора | Названия коэффи- циента | Формула для коэффициен-та | Величины, входящие в формулу |
Блочность | К1,0 | Обеспечение блочности конструкции | -число сборочных единиц,входящих в блоки; nоб-общее число сборочных единиц | |
Блочность | К1,0 | Исполнение соединеий в сборочных единицах, исключающее их неправилбный монтаж | -число соединений, неправильный монтаж которых невозможен; nоб-общее число соединений | |
Блочность | К1,0 | Использование меток спаренности на деталях и сборочных единицах, совместно изготовленных или приработанных | -число соединений, не включающих меток; nоб-общее чило соединений |
Продолжение табл.6
Фактор | Обозна-чения фак- тора | Названия коэффи- циента | Формула для коэффициен-та | Величины, входящие в формулу |
Блочность | К1,0 | Обеспечение независимости расчленеия на сборочные единицы | где n1,4-число сборочных единиц, имеющих зависимую расчлененность; nоб-общее число сборочных единиц | |
Блочность | К1,0 | Обеспечение независимого выполнения технического обслуживания сборочных единиц и деталей | где n1,5-число взаимозависимых сборочны; nоб-общее число сборочных единиц | |
Доступность | К3,0 | Исключение дополнительных работ, связанных со снятием рядом расположенных агрегатов для обеспечения доступа | где n3,1-число деталей и сборочных единиц, необходимых для снятия; nоб-общее число сборочных единиц и деталей | |
Доступность | К3,0 | Обеспечение удобного доступа с необходимым для работы инструментом к местам крепления снимаемаемых элементов | n3,2-число инструментов, не обеспечивающих удобство работы; nоб-общее число инструментов; Ки- коэффициент, зависящий от угла поворота инструмента | |
Доступность | К3,0 | Размещение люков строго против мест установки агрегатов и деталей | где n3,3-число люков, не размещенных против мест установки агрегатов и деталей; nоб-общее число люков |
|
Продолжение табл.6
Фактор | Обозна-чения фактора | Названия коэффи- циента | Формула для коэффициен-та | Величины, входящие в формулу |
Доступность | К3,0 | Расположение в доступных местах топливных,воздушных и масляных фильтров | где n3,4-число фильтров,расположенных в недоступных местах; nоб-общее число фильтров | |
Доступность | К3,0 | Обеспечение исполнителю возможности достать рукой до любой нужной токи в зоне работ | где n3,5-число мест, до которых доступ невозможен (затруднен); nоб-общее число мест | |
Доступность | К3,0 | Обеспечение отчетливой обзорности зоны выполнения работ | где n3,6-число загороженных мест; nоб-общее число мест | |
Доступность | К3,0 | Незагороженность места выполнения работ (работа наощупь исключается) | где n3,6-число мест, не имеющих отчетливой обзорности; nоб-общее число мест | |
Легкосъемность | К7,0 | Сокращение числа агрегатов и конструктивных элементов | nоб-общее число агрегатов (элементов) | |
Легкосъемность | К7,0 | Снижение массы сборочных единиц и деталей | n7,2-масса сборочных единиц и деталей; nоб-масса изделия | |
Легкосъемность | К7,0 | Уменьшение размеров сборочных единиц | К7,3=0 – габаритные размеры сборочной единицы или детали больше размеров пространства, необходимого для их извлечения; К7,3=1- габаритные размеры сборочной единицы или детали меньше размеров пространства,необходимого для их извлечения |
Продолжение табл.6
Фактор | Обозна-чения фактора | Названия коэффи- циента | Формула для коэффициен-та | Величины, входящие в формулу |
Легкосъемность | К7,0 | Применение быстроразъемных соединений и простых креплений | n7,4-число несовершенных креплений; nоб-общее число креплений | |
Легкосъемность | К7,0 | Группирование агрегатов в монтажные блоки | n7,5-число не быстроразъемных соединений; nоб-общее число соединений | |
Легкосъемность | К7,0 | Применение быстроразъемных соединений и простых креплений | n7,6-число агрегатов, не вошедших в монтажные блоки | |
Легкосъемность | К7,0 | Применение минимального числа инструментов | n7,7-общее число инструментов | |
Приспо-соблен-ность к выполне-нию регули-ровочно-доводоч-ных работ | К8,0 | Обеспечение в конструкции необходимого числа регулируемых элементов в составных частях | n8,1-число нерегулируемых элементов; nоб-общее число элементов, требкющих регуировки | |
Обеспечение в конструкции необходимого предела изменения значений параметров | n8,2-число элементов, не имеющих необходимого предела изменеия значений параметров; nоб-общее число элементов | |||
Обеспечение в конструкции возможности регулировки параметров цепей составных частей путем регулировки параметров отдельных звеньев | n8,3-число элементов, не имеющих регулировки параметров отдельных звеньев; nоб-общее число элементов |
В качестве примера рассмотрим расчет коэффициентов ремонтопригодности Кр.тр трансмиссии трактора Т-150К по описанной методике.
Для оценки коэффициента блочности, рациональной расчлененности и расположения сборочных единиц имеем:
К1,1=n1,1/nоб=6/10=0,6
где n1,1- число сборочных единиц, входящих в блоки; nоб —общее число сборочных единиц;
коэффициент К1,2=1, так как все соединения сборочных единиц исключают неправильный монтаж; коэффициент К1,3=1, поскольку нет совместно изготовляемых сборочных единиц; коэффициент
К1,4= ≈0,7
где n1,4 —число сборочных единиц, имеющихзависимую расчлененность;
коэффициент К1,5 характеризующий независимость выполнения технического обслуживания сборочных единиц, принят равным 1.
С учетом принятых Значений коэффициентов общий коэффициент блочности К1,0 = 0,827.
Значения подсчитанных аналогичным образом остальных коэффициентов ремонтопригодности составляют:
К2,0=К4,0=К5,0=К6,0=1; К3,0=0,752; К7,0=0,63; К8,0=0,98, а обобщенный коэффициент ремонтопригодности трансмиссии трактора Т-150К определяют по формуле (6), по которой он равен 0,601.
Для контроля правомерности разработанной методики этот же коэффициент был найден по трудоемкости проведения разборочно-сборочных работ и оказался равным Ктр.сб =0,677.
Таким образом, значения коэффициентов ремонтопригодности, полученные при экспертной оценке и по трудоемкости, для трансмиссии трактора Т-150К близки. Это позволяет распространить разработанную методику расчета ремонтопригодности трактора Т-150К по чертежам с помощью зависимости (6) для других сборочных единиц и агрегатов, а также для трактора в целом.