Экспертная оценка ремонтопригодности трактора.




Снижение затрат на проведение технического обслуживания и ремонтов (ремонтопригодность) может быть осуществлено путем улучшения приспособленности машин к проведению указанных работ еще на стадии их проектирования. Одной из основных причин недостаточ­ной ремонтопригодности является трудность, а часто и невозмож­ность четкого определения количественных показателей ремонто­пригодности на стадии проектирования тракторов.

Анализ ремонтопригодности как свойства изделия показывает, что она может быть охарактеризована рядом факторов, основные из которых следующие: блочность, рациональные расчлененность и расположение сборочных единиц; взаимозаменяемость; доступ­ность; кратность технического обслуживания; контролепригодность; конструктивная преемственность; легкосъемность; приспособлен­ность к выполнению регулировочно-доводочных работ.

С учетом указанных факторов представим обобщенный оценочный показатель ремонтопригодности трактора в виде линейной функции отдельных факторов с учетом доли каждого из них:

(5)

где аi, — коэффициент регрессии (весовой коэффициент); Кi ко­эффициент, характеризующий фактор ремонтопригодности; К1,0 коэффициент блочности; К2,0 коэффициент взаимозаменяемости и т. д. в соответствии с порядком факторов, приведенных выше.

Для нахождения значений весовых коэффициентов а в общей формуле ремонтопригодности (5) была проведена экспертная оценка значимости перечисленных выше факторов. В качестве экспертов были привлечены специалисты сельского хозяйства — главные инженеры районных объединений «Сельхозтехника» и ме­ханизаторы—студенты заочного факультета Харьковского инсти­тута механизации и электрификации сельского хозяйства. Экспертиза проводилась путем заполнения экспертами таблиц парных сравнений, включающих восемь факторов ремонтопригодности.

Оценка производилась методом парных сравнений, для чего каж­дый раз сравнивались между собой только два фактора, осталь­ные факторы в этот момент во внимание не принимались. Одному из сравниваемых факторов, который, по мнению экспертов, наиболее важен, присваивалась цифра 1, а менее значимому—цифра из ряда от 0 до 1 в зависимости от значимости его по отношению к единице. В результате статистической обработки было установле­но, что наибольший весовой коэффициент имеет фактор взаимоза­меняемости (α2=0,170), затем по значимости идет фактор доступности (α3=0,150), после этого—фактор блочности (α1=0,140) и т. д.

С учетом найденных весовых коэффициентов уравнение регрес­сии (5) для обобщенного коэффициента ремонтопригодности принимает следующий вид:

(6)

Анализ факторов Кi, определяющих ремонтопригодность, пока­зывает, что они могут быть расчленены на составляющие, оценка которых связана с определением веса каждого из них в выраже­нии (6). Эта оценка была проведена также с помощью экспертизы, в результате чего получены развернутые уравнения регрессии составляющих факторов:

 

Смысловые значения коэффициентов К1,1,К1,2 и т. д. приведены в табл. 6. Их значения определяли путем сравнения эталонной конструкции трактора с реальной. Такой же подход был принят и для оценки остальных коэффициентов. Например, значение коэффициента К2,0,характеризующего взаимозаменяемость, определяли отношением числа взаимозаменяемых элементов к общему их числу.

Таблица 6

Смысловые значения коэффициентов

 

Фактор Обозна-чения фак- тора Названия коэффи- циента Формула для коэффициен-та Величины, входящие в формулу
  Блочность     К1,0 Обеспечение блочности конструкции -число сборочных единиц,входящих в блоки; nоб-общее число сборочных единиц
  Блочность     К1,0 Исполнение соединеий в сборочных единицах, исключающее их неправилбный монтаж -число соединений, неправильный монтаж которых невозможен; nоб-общее число соединений
  Блочность     К1,0 Использование меток спаренности на деталях и сборочных единицах, совместно изготовленных или приработанных -число соединений, не включающих меток; nоб-общее чило соединений

 

Продолжение табл.6

Фактор Обозна-чения фак- тора Названия коэффи- циента Формула для коэффициен-та Величины, входящие в формулу
  Блочность     К1,0 Обеспечение независимости расчленеия на сборочные единицы где n1,4-число сборочных единиц, имеющих зависимую расчлененность; nоб-общее число сборочных единиц
  Блочность     К1,0 Обеспечение независимого выполнения технического обслуживания сборочных единиц и деталей где n1,5-число взаимозависимых сборочны; nоб-общее число сборочных единиц
Доступность К3,0 Исключение дополнительных работ, связанных со снятием рядом расположенных агрегатов для обеспечения доступа где n3,1-число деталей и сборочных единиц, необходимых для снятия; nоб-общее число сборочных единиц и деталей
Доступность К3,0 Обеспечение удобного доступа с необходимым для работы инструментом к местам крепления снимаемаемых элементов n3,2-число инструментов, не обеспечивающих удобство работы; nоб-общее число инструментов; Ки- коэффициент, зависящий от угла поворота инструмента
Доступность К3,0 Размещение люков строго против мест установки агрегатов и деталей где n3,3-число люков, не размещенных против мест установки агрегатов и деталей; nоб-общее число люков

 

Продолжение табл.6

Фактор Обозна-чения фактора Названия коэффи- циента Формула для коэффициен-та Величины, входящие в формулу
Доступность К3,0 Расположение в доступных местах топливных,воздушных и масляных фильтров где n3,4-число фильтров,расположенных в недоступных местах; nоб-общее число фильтров
Доступность К3,0 Обеспечение исполнителю возможности достать рукой до любой нужной токи в зоне работ где n3,5-число мест, до которых доступ невозможен (затруднен); nоб-общее число мест
Доступность К3,0 Обеспечение отчетливой обзорности зоны выполнения работ где n3,6-число загороженных мест; nоб-общее число мест
Доступность К3,0 Незагороженность места выполнения работ (работа наощупь исключается) где n3,6-число мест, не имеющих отчетливой обзорности; nоб-общее число мест
Легкосъемность К7,0 Сокращение числа агрегатов и конструктивных элементов nоб-общее число агрегатов (элементов)
Легкосъемность К7,0 Снижение массы сборочных единиц и деталей n7,2-масса сборочных единиц и деталей; nоб-масса изделия
Легкосъемность К7,0 Уменьшение размеров сборочных единиц К7,3=0 – габаритные размеры сборочной единицы или детали больше размеров пространства, необходимого для их извлечения; К7,3=1- габаритные размеры сборочной единицы или детали меньше размеров пространства,необходимого для их извлечения

 

Продолжение табл.6

Фактор Обозна-чения фактора Названия коэффи- циента Формула для коэффициен-та Величины, входящие в формулу
Легкосъемность К7,0 Применение быстроразъемных соединений и простых креплений n7,4-число несовершенных креплений; nоб-общее число креплений
Легкосъемность К7,0 Группирование агрегатов в монтажные блоки n7,5-число не быстроразъемных соединений; nоб-общее число соединений
Легкосъемность К7,0 Применение быстроразъемных соединений и простых креплений n7,6-число агрегатов, не вошедших в монтажные блоки
Легкосъемность К7,0 Применение минимального числа инструментов n7,7-общее число инструментов
Приспо-соблен-ность к выполне-нию регули-ровочно-доводоч-ных работ К8,0 Обеспечение в конструкции необходимого числа регулируемых элементов в составных частях   n8,1-число нерегулируемых элементов; nоб-общее число элементов, требкющих регуировки
  Обеспечение в конструкции необходимого предела изменения значений параметров n8,2-число элементов, не имеющих необходимого предела изменеия значений параметров; nоб-общее число элементов
  Обеспечение в конструкции возможности регулировки параметров цепей составных частей путем регулировки параметров отдельных звеньев n8,3-число элементов, не имеющих регулировки параметров отдельных звеньев; nоб-общее число элементов

 

 

В качестве примера рассмотрим расчет коэффициентов ремонтопригодности Кр.тр трансмиссии трактора Т-150К по описанной методике.

Для оценки коэффициента блочности, рациональной расчлененности и распо­ложения сборочных единиц имеем:

К1,1=n1,1/nоб=6/10=0,6

где n1,1- число сборочных единиц, входящих в блоки; nоб —общее число сбо­рочных единиц;

коэффициент К1,2=1, так как все соединения сборочных единиц исключают неправильный монтаж; коэффициент К1,3=1, поскольку нет совместно изготов­ляемых сборочных единиц; коэффициент

К1,4= ≈0,7

где n1,4 —число сборочных единиц, имеющихзависимую расчлененность;

коэффициент К1,5 характеризующий независимость выполнения технического обслуживания сборочных единиц, принят равным 1.

С учетом принятых Значений коэффициентов общий коэффициент блочности К1,0 = 0,827.

Значения подсчитанных аналогичным образом остальных коэффициентов ре­монтопригодности составляют:

К2,0=К4,0=К5,0=К6,0=1; К3,0=0,752; К7,0=0,63; К8,0=0,98, а обобщенный коэффициент ремонтопригодности трансмиссии трактора Т-150К определяют по формуле (6), по которой он равен 0,601.

Для контроля правомерности разработанной методики этот же коэффициент был найден по трудоемкости проведения разборочно-сборочных работ и оказал­ся равным Ктр.сб =0,677.

Таким образом, значения коэффициентов ремонтопригодности, полученные при экспертной оценке и по трудоемкости, для транс­миссии трактора Т-150К близки. Это позволяет распространить разработанную методику расчета ремонтопригодности трактора Т-150К по чертежам с помощью зависимости (6) для других сборочных единиц и агрегатов, а также для трактора в целом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: