Снижение затрат на проведение технического обслуживания и ремонтов (ремонтопригодность) может быть осуществлено путем улучшения приспособленности машин к проведению указанных работ еще на стадии их проектирования. Одной из основных причин недостаточной ремонтопригодности является трудность, а часто и невозможность четкого определения количественных показателей ремонтопригодности на стадии проектирования тракторов.
Анализ ремонтопригодности как свойства изделия показывает, что она может быть охарактеризована рядом факторов, основные из которых следующие: блочность, рациональные расчлененность и расположение сборочных единиц; взаимозаменяемость; доступность; кратность технического обслуживания; контролепригодность; конструктивная преемственность; легкосъемность; приспособленность к выполнению регулировочно-доводочных работ.
С учетом указанных факторов представим обобщенный оценочный показатель ремонтопригодности трактора в виде линейной функции отдельных факторов с учетом доли каждого из них:
(5)
где аi, — коэффициент регрессии (весовой коэффициент); Кi — коэффициент, характеризующий фактор ремонтопригодности; К1,0 — коэффициент блочности; К2,0 — коэффициент взаимозаменяемости и т. д. в соответствии с порядком факторов, приведенных выше.
Для нахождения значений весовых коэффициентов а в общей формуле ремонтопригодности (5) была проведена экспертная оценка значимости перечисленных выше факторов. В качестве экспертов были привлечены специалисты сельского хозяйства — главные инженеры районных объединений «Сельхозтехника» и механизаторы—студенты заочного факультета Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства. Экспертиза проводилась путем заполнения экспертами таблиц парных сравнений, включающих восемь факторов ремонтопригодности.
Оценка производилась методом парных сравнений, для чего каждый раз сравнивались между собой только два фактора, остальные факторы в этот момент во внимание не принимались. Одному из сравниваемых факторов, который, по мнению экспертов, наиболее важен, присваивалась цифра 1, а менее значимому—цифра из ряда от 0 до 1 в зависимости от значимости его по отношению к единице. В результате статистической обработки было установлено, что наибольший весовой коэффициент имеет фактор взаимозаменяемости (α2=0,170), затем по значимости идет фактор доступности (α3=0,150), после этого—фактор блочности (α1=0,140) и т. д.
С учетом найденных весовых коэффициентов уравнение регрессии (5) для обобщенного коэффициента ремонтопригодности принимает следующий вид:
(6)
Анализ факторов Кi, определяющих ремонтопригодность, показывает, что они могут быть расчленены на составляющие, оценка которых связана с определением веса каждого из них в выражении (6). Эта оценка была проведена также с помощью экспертизы, в результате чего получены развернутые уравнения регрессии составляющих факторов:
Смысловые значения коэффициентов К1,1,К1,2 и т. д. приведены в табл. 6. Их значения определяли путем сравнения эталонной конструкции трактора с реальной. Такой же подход был принят и для оценки остальных коэффициентов. Например, значение коэффициента К2,0,характеризующего взаимозаменяемость, определяли отношением числа взаимозаменяемых элементов к общему их числу.
Таблица 6
Смысловые значения коэффициентов
Фактор | Обозна-чения фак- тора | Названия коэффи- циента | Формула для коэффициен-та | Величины, входящие в формулу |
Блочность | К1,0 | Обеспечение блочности конструкции | ![]() | ![]() |
Блочность | К1,0 | Исполнение соединеий в сборочных единицах, исключающее их неправилбный монтаж | ![]() | ![]() |
Блочность | К1,0 | Использование меток спаренности на деталях и сборочных единицах, совместно изготовленных или приработанных | ![]() | ![]() |
Продолжение табл.6
Фактор | Обозна-чения фак- тора | Названия коэффи- циента | Формула для коэффициен-та | Величины, входящие в формулу |
Блочность | К1,0 | Обеспечение независимости расчленеия на сборочные единицы | ![]() | где n1,4-число сборочных единиц, имеющих зависимую расчлененность; nоб-общее число сборочных единиц |
Блочность | К1,0 | Обеспечение независимого выполнения технического обслуживания сборочных единиц и деталей | ![]() | где n1,5-число взаимозависимых сборочны; nоб-общее число сборочных единиц |
Доступность | К3,0 | Исключение дополнительных работ, связанных со снятием рядом расположенных агрегатов для обеспечения доступа | ![]() | где n3,1-число деталей и сборочных единиц, необходимых для снятия; nоб-общее число сборочных единиц и деталей |
Доступность | К3,0 | Обеспечение удобного доступа с необходимым для работы инструментом к местам крепления снимаемаемых элементов | ![]() | n3,2-число инструментов, не обеспечивающих удобство работы; nоб-общее число инструментов; Ки- коэффициент, зависящий от угла поворота инструмента |
Доступность | К3,0 | Размещение люков строго против мест установки агрегатов и деталей | ![]() | где n3,3-число люков, не размещенных против мест установки агрегатов и деталей; nоб-общее число люков |
Продолжение табл.6
Фактор | Обозна-чения фактора | Названия коэффи- циента | Формула для коэффициен-та | Величины, входящие в формулу |
Доступность | К3,0 | Расположение в доступных местах топливных,воздушных и масляных фильтров | ![]() | где n3,4-число фильтров,расположенных в недоступных местах; nоб-общее число фильтров |
Доступность | К3,0 | Обеспечение исполнителю возможности достать рукой до любой нужной токи в зоне работ | ![]() | где n3,5-число мест, до которых доступ невозможен (затруднен); nоб-общее число мест |
Доступность | К3,0 | Обеспечение отчетливой обзорности зоны выполнения работ | ![]() | где n3,6-число загороженных мест; nоб-общее число мест |
Доступность | К3,0 | Незагороженность места выполнения работ (работа наощупь исключается) | ![]() | где n3,6-число мест, не имеющих отчетливой обзорности; nоб-общее число мест |
Легкосъемность | К7,0 | Сокращение числа агрегатов и конструктивных элементов | ![]() | nоб-общее число агрегатов (элементов) |
Легкосъемность | К7,0 | Снижение массы сборочных единиц и деталей | ![]() | n7,2-масса сборочных единиц и деталей; nоб-масса изделия |
Легкосъемность | К7,0 | Уменьшение размеров сборочных единиц | ![]() | К7,3=0 – габаритные размеры сборочной единицы или детали больше размеров пространства, необходимого для их извлечения; К7,3=1- габаритные размеры сборочной единицы или детали меньше размеров пространства,необходимого для их извлечения |
Продолжение табл.6
Фактор | Обозна-чения фактора | Названия коэффи- циента | Формула для коэффициен-та | Величины, входящие в формулу |
Легкосъемность | К7,0 | Применение быстроразъемных соединений и простых креплений | ![]() | n7,4-число несовершенных креплений; nоб-общее число креплений |
Легкосъемность | К7,0 | Группирование агрегатов в монтажные блоки | ![]() | n7,5-число не быстроразъемных соединений; nоб-общее число соединений |
Легкосъемность | К7,0 | Применение быстроразъемных соединений и простых креплений | ![]() | n7,6-число агрегатов, не вошедших в монтажные блоки |
Легкосъемность | К7,0 | Применение минимального числа инструментов | ![]() | n7,7-общее число инструментов |
Приспо-соблен-ность к выполне-нию регули-ровочно-доводоч-ных работ | К8,0 | Обеспечение в конструкции необходимого числа регулируемых элементов в составных частях |
![]() | n8,1-число нерегулируемых элементов; nоб-общее число элементов, требкющих регуировки |
Обеспечение в конструкции необходимого предела изменения значений параметров | ![]() | n8,2-число элементов, не имеющих необходимого предела изменеия значений параметров; nоб-общее число элементов | ||
Обеспечение в конструкции возможности регулировки параметров цепей составных частей путем регулировки параметров отдельных звеньев | ![]() | n8,3-число элементов, не имеющих регулировки параметров отдельных звеньев; nоб-общее число элементов |
В качестве примера рассмотрим расчет коэффициентов ремонтопригодности Кр.тр трансмиссии трактора Т-150К по описанной методике.
Для оценки коэффициента блочности, рациональной расчлененности и расположения сборочных единиц имеем:
К1,1=n1,1/nоб=6/10=0,6
где n1,1- число сборочных единиц, входящих в блоки; nоб —общее число сборочных единиц;
коэффициент К1,2=1, так как все соединения сборочных единиц исключают неправильный монтаж; коэффициент К1,3=1, поскольку нет совместно изготовляемых сборочных единиц; коэффициент
К1,4= ≈0,7
где n1,4 —число сборочных единиц, имеющихзависимую расчлененность;
коэффициент К1,5 характеризующий независимость выполнения технического обслуживания сборочных единиц, принят равным 1.
С учетом принятых Значений коэффициентов общий коэффициент блочности К1,0 = 0,827.
Значения подсчитанных аналогичным образом остальных коэффициентов ремонтопригодности составляют:
К2,0=К4,0=К5,0=К6,0=1; К3,0=0,752; К7,0=0,63; К8,0=0,98, а обобщенный коэффициент ремонтопригодности трансмиссии трактора Т-150К определяют по формуле (6), по которой он равен 0,601.
Для контроля правомерности разработанной методики этот же коэффициент был найден по трудоемкости проведения разборочно-сборочных работ и оказался равным Ктр.сб =0,677.
Таким образом, значения коэффициентов ремонтопригодности, полученные при экспертной оценке и по трудоемкости, для трансмиссии трактора Т-150К близки. Это позволяет распространить разработанную методику расчета ремонтопригодности трактора Т-150К по чертежам с помощью зависимости (6) для других сборочных единиц и агрегатов, а также для трактора в целом.