Вступление Финляндии в ЕС означало серьезную перемену в ее внешнеполитической доктрине. Она была официально сформулирована и закреплена в специальном докладе Государственного совета /правительства/, увидевшем свет весной 1995 года. На первое место среди причин, побудивших страну вступить в ЕС, в нем были выдвинуты факторы безопасности. Главный тезис новой доктрины гласил: "Членство в Европейском союзе, независимая оборона, контакты с НАТО и хорошие отношения с соседними странами — надежная основа комплексной политики безопасности Финляндии".[10]
Спор о присоединении Финляндии к Европейскому Союзу начался в начале 90-х годов, вскоре после распада Советского Союза и с окончанием «холодной войны». Толчком к этому процессу послужило заявление Швеции о вступлении в ЕС в июле 1991 года. Заручившись поддержкой парламента, правительство Финляндии также подало заявление о вступление в ЕС в марте 1992 года. Начало переговоров Финляндии с Европейским сообществом пришлось на тот момент, когда со своей стороны в переговоры вступили Швеция и Австрия. В октябре 1994 года в Финляндии состоялся референдум, на котором 56,9% голосующих проголосовали за вступление страны в ЕС. Сторонники вступления в ЕС обосновывали свою позицию интересами безопасности и экономической выгоды, ведь членство предоставило бы финским предприятиям возможность прямого выхода на внутренние рынки ЕС и обеспечило бы тем самым общую стабильность экономического развития страны. Кроме этого, членство в ЕС гарантировало бы Финляндии участие в принятии решений, которые бы в любом случае повлияли на содержание национальной политики.
Противники же вступления считали, что членство в ЕС значительно ущемило бы суверенитет Финляндии. Имели место и опасения, что членство в ЕС ослабит основные сферы финской экономики, в частности, сельское хозяйство. Другие причины были связаны с боязнью последствий открытия границ и ослаблением социальной защиты. Окончательное решение о вступление в ЕС было принято парламентом 18 ноября 1994 года.
|
Членство в ЕС представляло для Финляндии определенные сложности, однако позитивные эффекты были гораздо значительнее. С самого начала было ясно, что в итоге Финляндия станет донором в рамках Евросоюза, однако это не было значительной дилеммой. Присоединение к Единой сельскохозяйственной политике ЕС означало адаптационные трудности для финского сельского хозяйства и фермеров. Оно до сих пор вызывает озабоченность, поскольку в Финляндии занятие сельским хозяйством связанно с гораздо большими трудностями, чем в других странах-членах Евросоюза. Позитивной стороной является то, что покупательная способность населения выросла примерно на 9%. Некоторые продукты или услуги подорожали, однако на большинство из них цены снизились с исчезновением торговых барьеров.[11]
В 1995 году Финляндия также вступила в Европейский валютный союз. В начале 2002 года в обращение были выпущены банкноты и монеты евро, пришедшие на смену старой национальной валюте - финской марке.
В 1996 году Финляндия подписала соглашение о вступлении в Шенгенскую зону. Положения Шенгенской зоны вступили в силу в Финляндии и других скандинавских странах 25 марта 2001 года. На практике Шенгенское соглашение означает, что пересечение сухопутных границ стран-членов данного соглашения, а также их границ в морских портах и аэропортах, осуществляется без пограничного контроля. Для облегчения контроля внешних границ страны-члены Шенгенского соглашения договорились об унификации визовой политики.
|
В отличие от своих скептически настроенных северных соседей Швеции и Дании Финляндия хочет установить более тесные связи с Брюсселем и усматривает в завершении создания общего рынка важную цель, а не угрозу. Вместе с тем министры правительства не считали безупречными блага членства в ЕС и стремились использовать председательствование своей страны в ЕС для того, чтобы двинуть вперед институционную реформу. Они также хотели добиться того, чтобы комиссия гарантировала интересы более мелких государств-членов, исследовать возможности более широкого использования голосования квалифицированным большинством.[12]
Будучи государством-членом ЕС, Финляндия принимает полноправное участие в процессе принятия решений на уровне ЕС. Согласно финской конституции, компетенция правительства по вопросам ЕС распространяется на все сферы, в том числе и на внешнюю политику и политику безопасности. Парламент Финляндии играет более важную роль в принятии решений на уровне ЕС по сравнению с парламентами других стран-членов ЕС. Согласно финской конституции, правительство должно предоставлять парламенту информацию о подготовке в ЕС тех или иных вопросов. Правительство должно также выслушивать мнение парламента касательно обсуждаемых в ЕС предложений и обосновывать свою собственную линию поведения.
|
Так называемая большая комиссия парламента прорабатывает все связанные с ЕС вопросы на основании резолюций, предоставляемых ей специальными комиссиями. Вопросы, касающиеся общей внешней политики и политики безопасности ЕС, рассматриваются на комиссии по иностранным делам.
В Брюсселе у Финляндии имеется свое собственное представительство в ЕС. Кроме этого, «европредставительства» различных регионов, а также представители других заинтересованных групп отстаивают интересы своих регионов и сфер деятельности в ЕС, следят за ходом событий в ЕС и информируют о происходящих событиях. Они также стараются сделать свои регионы и сферы деятельности более заметными в Европе.[13]
Финляндия интегрирована в европейскую экономику, в том числе и в еврозону. Евро не принесло Финляндии иммунитета от потрясений в глобальной экономике. Вместе с тем, будучи частью еврозоны, страна получила большую степень стабильности. Трудности, которые до сих пор имеются, связаны с географическим расположением на северной окраине Европы, далеко от центра. Это вызывает более высокие транспортные издержки. Нельзя сказать, что членство в ЕС сыграло сколько-нибудь значительную роль в усилиях Финляндии по борьбе с безработицей, хотя положительный эффект был ожидаем. В целом, финская экономика считается одной из лучших в Европейском Союзе.
Правительство надеется развить идею ''северного направления" политики ЕС, которое охватит такие сферы, как связи с Россией, а также развитие транспорта, энергетики и инфраструктуры в районах Балтийского моря и Арктики.
Согласно стратегии, разработанной в министерстве иностранных дел Финляндии, она должна дать два благих результата: укрепить связи Финляндии с Брюсселем и отвлечь внимание в сторону — по крайней мере, на время — от решения ею проблем, связанных с обеспечением ее будущих интересов безопасности в регионе.[14]
Отношения с США.
Во времена «холодной войны» Финляндия воздерживалась от каких-либо контактов с НАТО и США. После развала Варшавского договора Финляндия установила отношения с НАТО в 1991 году, с этого периода стороны вышли на новый уровень общения. Так, уже в следующем году, Финляндия получила статус наблюдателя в совете НАТО, был подписан контракт с США о поставках в страну военной техники. В 1994 году Финляндией и НАТО было составлено соглашение о расширенном партнерстве и об участии финских сухопутных и морских сил в совместных миротворческих операциях НАТО. Впервые Финляндия рассматривала вопрос о вступлении в НАТО на заседании правительства в 1995 году. Было принято решение в поддержку неприсоединения, подчеркивая свою приверженность политике нейтралитета. Все же, единого мнения по этому вопросу среди жителей страны, от высшего руководства до обыденных граждан, не было.[15]
На парламентских выборах Финляндии весной 2003 года практически все кандидаты в депутаты высказывались против вступления страны в блок. Они требовали проведения всенародного референдума. По мнению бывшего президента, спецпредставителя Генсека ООН Мартти Ахтисаари, Финляндия должна присутствовать во всех демократических организациях Запада. НАТО, по словам Ахтисаари, одна из таких организаций.
Для финнов США является образцом свободы и демократии. В 1970 годы, когда существовал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР, Финляндия имела всесторонние отношения с США и была одной из ведущих стран Европы, которая сохранила эти связи в годы «холодной войны». Урхо Кекконен неоднократно посещал США. Рональд Рейган в 1988 году посетил Финляндию. Премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен посещал США и встречался с президентом Бушем.
Влияние США и НАТО на Финляндию ведется в первую очередь через такие каналы, как финляндско-американское культурное общество, имеющее свои отделения во всех частях страны, финское отделение американского информационного агентства «ЮСИА», обмен студентами и журналистами, обучение финских технических специалистов, в том числе и военных в западных странах, преимущественно в США и Германии.
Одним из направлений влияния НАТО на Финляндию по-прежнему остается развитие контактов со странами – членами блока по военной линии, в том числе по линии Северного совета, в состав которого, наряду с Финляндией и Швецией, входят Норвегия, Дания и Исландия, являющиеся, 4как известно, активными членами НАТО. В рамках Северного совета регулярно проводятся встречи премьер-министров, министров обороны и других представителей североевропейских стран.[16]
Финские порты систематически посещают натовские корабли и корабли ВМС США.
Военно-политическое руководство блока стремится «привязать» Финляндию к НАТО путем поставок ей натовского вооружения и боевой техники. Так, США за последние 10 лет поставили Финляндии 64 и стребителя «Хорнет», радиолокационные станции ВМС и ПВО, противотанковые ракеты класса «ТОУ», серию боевых вертолетов.
Сегодня Финляндия не входит в число стран- членов НАТО, хотя имеет серьезные предпосылки для вступления в блок. Об этом говорится в докладе правительства по вопросам безопасности и обороны. Вопрос вступления в НАТО не потерял своей актуальности для страны. Сотрудничество с альянсом имеет многоплановый характер.[17]
Правительство страны считает, что в вопросе о вступлении страны в НАТО необходимо иметь единое политическое решение. Необходимо изучить мнение народных масс. Сегодня 27 % финнов одобряют вступление страны в НАТО. 53 % негативно относятся к вступлению в блок. Среди 6крупнейших политических партий сторонниками вступления страны в НАТО являются Национальная Коалиционная партия и партия Центра.[18]
Отношения с КНР.
Финляндия находится в Северной Европе, соответственно, от Китая ее отделяют большие расстояния. Однако, несмотря на это, две страны связывает традиционная дружба. 28 октября 1950 года Финляндия установила дипломатические отношения с Китаем и стала одной из первых западных стран, установивших дипотношения с КНР.
В последние 60 лет отношения между двумя странами получили здоровое и стабильное развитие. После вступления в новый век руководители двух стран активизировали обмен визитами, всемерно содействуя развитию двусторонних отношений, в особенности, торгово-экономических связей. Две страны также добились больших успехов в сотрудничестве в области науки и техники, культуры и просвещения.
Финляндское правительство неизменно уделяет огромное внимание развитию отношений с Китаем, оно твердо привержено политике признания одного Китая и активно содействует китайско-европейским отношениям. Финляндия отмечает, что КНР играет все более важную роль на международной арене, поэтому поддержание дружественных отношений с Китаем имеет большое значение. Финляндская сторона оценивает развитие Китая как свой шанс и выступает за всестороннее укрепление сотрудничества с Китаем.
КНР также неизменно считает Финляндию надежным и хорошим другом, а также уделяет внимание всестороннему углублению и развитию взаимодействия между двумя странами в различных сферах.
В 90-х годах XX века наступил этап быстрого развития китайско-финляндских отношений. Объем двусторонней торговли непрерывно расширяется, товарооборот между двумя странами увеличивается. Для Финляндии, экономика которой ориентирована на внешний мир, Китай служит весьма важным и большим рынком. Она получила выгоды от стремительного развития китайской экономики. В период с 2004 по 2008 год Финляндия 5 лет подряд была крупнейшим торговым партнером Китая в Северной Европе. С 2003 по 2009 год Китай 7 лет подряд становился крупнейшим торговым партнером Финляндии в Азии.[19]
По официальным данным, товарооборот между Китаем и Финляндией в 2009 году составил 7,79 млрд долларов. Среди североевропейских стран Финляндия занимает второе и третье места по количеству переданных Китаю технологий и размеру инвестиций в китайскую экономику. К настоящему времени Финляндия уже создала в Китае 260 предприятий, общий объем инвестиций которых достиг 7,8 млрд евро. Китай стал одной из наиболее привлекательных для финских инвестиций стран. Многие предприятия Финляндии создали в Китае заводы и научно-исследовательские центры.
Расширение сотрудничества между Китаем и Финляндией имеет огромный потенциал, так как многие сферы обеих стран могут дополнять друг друга. Финляндия придает важное значение развитию экологически чистых технологий и экономики, базирующейся на небольших объемах выбросов углекислоты. Кроме того, Финляндия располагает передовыми технологиями в бумажной промышленности, сферах транспорта, строительства, производства возобновляемых энергоносителей, защиты окружающей среды, поэтому Китай и Финляндия могут расширить сотрудничество в области защиты окружающей среды, разработки экологически чистых технологий, образования, науки, техники и культуры.
26 марта 2010 года находящийся в Финляндии с визитом заместитель председателя КНР Си Цзиньпин встретился с президентом Тарьей Халонен. Си Цзиньпин отметил, что визит в Финляндию призван на основе достигнутых за 60 лет дипломатических успехов, помочь обсудить и спланировать будущее межгосударственных отношений, содействовать их продвижению на более высокий уровень. В этой связи Си Цзиньпин внес следующие предложения. Во-первых, непрерывно расширять сферы сотрудничества, помимо традиционных областей - лесной промышленности, электроники и машиностроения, стороны могут осваивать сотрудничество в охране окружающей среды, энергосбережении, сокращении выбросов в атмосферу, финансах и трудовых услугах, а также оказывать поддержку развитию сотрудничества средних и малых предприятий двух стран. Во-вторых, стимулировать взаимные инвестиции. Китайская сторона поддерживает инвестиции отечественных конкурентоспособных предприятий в Финляндии, а также приветствует инвестиционную активность финских предприятий в Китае. В-третьих, дальнейшее укрепление людских контактов. Всестороннее развитие китайско-финляндских отношений не может осуществляться без поддержки народов двух стран. Китайская сторона пригласит молодых финских рабочих в Китай, продлит межправительственное соглашение о культурном обмене, проведет в Финляндии ряд культурных мероприятий. Одновременно надеется, что финская сторона воспользуется площадкой ЭКСПО в Шанхае, чтобы представить свою страну в интересах непрерывного укрепления понимания китайским народом Финляндии.
Тарья Халонен, со своей стороны, попросила Си Цзиньпина передать привет Ху Цзиньтао. Она сказала, что финская сторона высоко оценивает и дорожит тем, что Си Цзиньпин приехал в Финляндию в 60- ю годовщину установления дипломатических отношений между двумя странами, готова рассматривать это как ключ к тому, чтобы совместно вспомнить прошлое и взглянуть в будущее, еще более успешно развивать двусторонние связи. Она отметила, что успехи, достигнутые в двусторонних отношениях за минувшие шесть десятилетий, поражают воображение. На фоне нынешнего непрерывного повышения международной роли и влияния Китая, финская сторона готова к дальнейшему укреплению сотрудничества с китайской стороной в торгово-экономической и научно-технической областях, судебной сфере, энергосбережении и охране окружающей среды, а также социальном страховании, содействию выводу двусторонних отношений на более высокий уровень развития.
Стороны также обменялись мнениями по вопросам изменения климата и другим международным проблемам. Си Цзиньпин привлек внимание собеседницы к позиции Китая по противодействию климатическим изменениям, а также к усилиям по достижению результатов на Конференции по изменению климата в Копенгагене.
Говоря о китайско-европейских отношениях, Си Цзиньпин отметил, что китайское правительство неизменно придает важное значение развитию отношений с ЕС. В этом году отмечается 35-летие отношений Китай-ЕС, китайская сторона рассматривает это как ключевой фактор для совместных усилий в интересах дальнейшего укрепления политического взаимодоверия, углубления практического сотрудничества.
Таким образом, китайско-финские отношения служат примером равноправного отношения друга к другу, дружественных контактов и взаимовыгодного сотрудничества для стран, имеющих различные социальные системы и различные культурные традиции.
Отношения с Россией.
Отношения между Финляндией и Россией активно развиваются в самых различных сферах современной жизни. В число таких жизненно-важных сфер входят, в частности, торговля и инвестиции, транспорт и логистика, таможня и пересечение границы, экология, энергетика, лесной сектор, правовое сотрудничество, культурный обмен и инновации.
Финляндию и Россию связывает около 70 государственных соглашений. Обмен делегациями на правительственном уровне и на уровне государственного руководства также является весьма интенсивным. В 2007 году президенты стран встречались дважды, так же как и премьер-министры. Встречи других министров также организуются весьма регулярно.
Торгово-экономическое сотрудничество – важнейшая составляющая партнерства Россия-Финляндия. Основополагающей правовой базой экономических отношений является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС (СПС), подписанное 24 июня 1994 г. Продолжает действовать двустороннее межправительственное Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве, подписанное 20 января 1992 г, в соответствии с которым функционирует Межправительственная российско-финляндская комиссия по экономическому сотрудничеству, седьмая сессия которой состоялась в сентябре 2003 г. в Хельсинки.
Основную часть российского экспорта в Финляндию составляет невозобновляемое сырье и энергоносители – более 80%. На машины и оборудование приходится немногим более 2%, на готовые изделия – около 10%. В российском импорте из Финляндии свыше трети составляют машины и оборудование, столько же - готовые изделия, примерно по 10% - продукты питания и химические товары.
Движение товаров преобладает над движением капиталов. На конец 2002 г. финские накопленные прямые инвестиции в России составили ок. 400 млн.евро (около 0,8% зарубежных прямых капиталовложений Финляндии). Однако говорить о наращивании инвестиционной активности финнами преждевременно, реализуются одиночные инвестиционные проекты. Российские прямые инвестиции в Финляндии – примерно 300 млн. евро (1% зарубежных прямых инвестиций в Финляндии). По их объему Россия занимает 9 место среди зарубежных инвесторов.
На финские прямые инвестиции приходится только 1,6% объема накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике России, это 12 место в рейтинге инвесторов. Тем не менее, финны инвестируют в Россию в относительных показателях не меньше, чем в среднем страны ЕС. Финские прямые капиталовложения более заметны в сопредельных регионах. Так, в Санкт-Петербурге Финляндия делит второе место с США (12%) по объему прямых инвестиций в экономику города.
Лучше всего финансируются проекты сотрудничества в области экологии, ядерной и радиационной безопасности, социальной защиты и здравоохранения, а также укрепления гражданского общества. За счет финских фондов приграничного сотрудничества оказывается поддержка реализации различных программ Северного измерения по линии экологии, а также в сфере социальной защиты и здравоохранения.
Северное измерение представляет собой инструмент сотрудничества между ЕС, Россией, Норвегией и Исландией. Оно охватывает обширную географическую территорию, включая Балтийское море, Северо-запад России и арктические территории. Наблюдателями Северного измерения являются США и Канада. Цели и задачи Северного измерения заключаются в поддержании стабильности, благосостояния и устойчивого развития Северной Европы
Ведущими являются прямые вложения в лесобумажную промышленность – свыше 20% от их общего объема («Стура Энсо», «УПМ-Кюммене», «Альстрем»). Выделяется более высокая, чем в среднем по финским зарубежным капиталовложениям, доля инвестиций в нефтеперерабатывающую – свыше 14% (концерн «Фортум» - инвестиции в «СеверТЭК») и пищевую промышленность – 11% (концерны «Хартвалл», «Фацер», «Марли»).
В банковской сфере Финляндии на сегодняшний день нет ни одного филиала российского банка, и создать свой филиал в Финляндии российскому банку пока практически невозможно. В начале 2002 г. Министерство финансов Финляндии отказало российскому «Международному банку Санкт-Петербурга» в разрешении на открытие филиала в Финляндии. В качестве обоснования такого решения финны указывают на несоответствие российских банков установленным в Финляндии и ЕС критериям, в частности неэффективность банковского надзора, отсутствие взаимодействия с органами банковского надзора Финляндии, несоблюдение международных стандартов платежеспособности и бухгалтерской отчетности, отсутствие системы страхования банковских вкладов.
Приоритетными направлениями российско-финляндского торгово-экономического взаимодействия являются энергетика и лесной сектор. Сотрудничество в области энергетики развивается по четырем направлениям: поставки из России в Финляндию нефти, газа, электроэнергии, а также взаимодействие в области атомной энергетики. Около 15% потребностей Финляндии в электроэнергии удовлетворяется за счет импорта, причем примерно половина поступает из России.
Сотрудничество в области использования атомной энергии в мирных целях осуществлялось до последнего времени на основе межправительственного соглашения от 14 мая 1969 г, срок действия котрого закончился в 2003 г. Происходит обмен информацией, осуществляются совместные проекты по обеспечению безопасности на российских АЭС, в том числе в рамках двустороннего сотрудничества в сопредельных регионах.
Финляндия играет существенную роль в российской внешней торговле лесобумажной продукцией: на нее приходится более 9% экспорта и свыше 11% импорта. Это заметно больше, чем доля Финляндии во внешней торговле России в целом (3% в экспорте и чуть более 2% в импорте).[20]
За последние несколько лет Финляндия попала в фокус туристических интересов россиян. Сегодня именно граждане РФ составляют самую многочисленную группу иностранных туристов. Доходы финской экономики от российских туристов составляют около 500 миллионов евро в год.
В 2007 году финскими представительствами в России было рассмотрено 646 тысяч визовых анкет, 67 процентов из которых пришлось на Санкт-Петербург. По сравнению с предыдущим годом количество визовых анкет возросло на 20 процентов, и рост этот продолжается.
Приграничное сотрудничество занимает важное место во взаимоотношениях Финляндии и России. Оно основывается на заключенном в 1992 году межправительственном соглашении о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Координация сотрудничества возложена на руководимую министерствами иностранных дел финско-российскую рабочую группу по развитию приграничного сотрудничества.[21]
Важнейшая задача Финляндии в контексте приграничного сотрудничества – это оказание поддержки экономическому и общественному развитию приграничных регионов, а также улучшение предпосылок сотрудничества между органами власти, коммерческими организациями и гражданами по обе стороны границы. В рамках сотрудничества оказывается поддержка проведению административных и правовых реформ, а также укреплению гражданского общества. Ведется также работа по сокращению экологического и ядерного риска, а также по предотвращению распространения наркотиков и инфекционных заболеваний.
В Финляндии периодически активизируется дискуссия о возврате т.н. утраченных по итогам Второй мировой войны территорий. Позиция государственного руководства страны остается при этом неизменной: Финляндия не имеет к кому бы то ни было территориальных претензий. Вместе с тем финны не исключают возможности обсуждения вопроса об "утраченных территориях", если Россия проявит готовность к переговорам.[22]
Финны активно участвуют в программах ЕС, ориентированных на Россию (ТАСИС и ИНТЕРРЕГ), на постоянной основе выделяют бюджетные средства для развития сопредельного сотрудничества. Его правовая основа – Межправительственное Соглашение 1992 г. о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В соответствии с ним действует Межправительственная группа, координируемая МИДами (последнее заседание состоялось в марте 2003 г. в Хельсинки). Реализуется свыше 200 совместных проектов, в т.ч. в таких областях, как природоохранная деятельность, включая повышение безопасности АЭС, телекоммуникации, транспорт, сельское и лесное хозяйство, обучение новым формам экономической жизни.[23]