II. Жизнь и творчество Эрнеста Хемингуэя (1899–1961).




Группа Литература Урок № 14

Тема: «Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах

«И восходит солнце», «Прощай, оружие!».

Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

 

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Э. Хемингуэя;

в процессе творческого обсуждения содержания повести-притчи
Э. Хемингуэя «Старик и море» подвести к выводу –

эпиграфу к уроку;

повторить литературоведческие понятия, художественно-

выразительные средства (эпитеты), общеучебные навыки и умения

(сравнение);

воспитывать у обучающихся чувство сопричастности к происходящему в

произведении, позитивные морально-психологические качества;

прививать любовь к классической литературе.

 

Оборудование: тексты произведения, портрет писателя, эпиграф

 

Ход урока:

I. Слово учителя о теме, целях, эпиграфе.

- Тема сегодняшнего урока звучит так: «Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

-Исходя из темы давайте поставим цели нашего урока. Что мы должны сделать на уроке, чему научиться.

- Вашим домашним заданием было самостоятельное чтение повести Хемингуэя «Старик и море» и поиск интересных фактов из жизни автора.

-Эпиграфом к уроку мне бы хотелось взять слова Хемингуэя:

 

Человек не для того создан,

чтобы терпеть поражения …

Человека можно уничтожить,

Но победить его невозможно.

(Э. Хемингуэй «Старик и море»)

II. Жизнь и творчество Эрнеста Хемингуэя (1899–1961).

-Итак, начинаем работать. Жизнь и творчество Эрнеста Миллера Хемингуэя. Предлагаю вам его биографию для выразительного чтения вслух. (Карточки на партах). Чтение будет сопровождаться показом презентации, поэтому будьте внимательны: слушайте, смотрите и дополняйте!

1. Эрнест Миллер Хемингуэй – один из самых знаменитых американских писателей, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.

Родился будущий писатель в 1899 году в Чикаго. Его отец был врачом, увлекался рыбной ловлей, охотой, был превосходным стрелком. Этому он научил и своего старшего сына Эрнеста. Мать хорошо играла на фортепиано и пела. Имея шестерых детей, она не переставала заниматься музыкой, руководила церковным детским хором. У Эрнеста был хороший слух, и он неплохо играл в семейном ансамбле на виолончели. Так любовь к искусству, артистизм, унаследованные от матери, сочетались в нем с любовью к природе, увлеченностью охотой и спортом.

Учеба давалась ему легко. Он пристрастился к чтению и хорошо знал английскую литературу. Из американских писателей больше всех любил Марка Твена.

2. Кипучей энергии живого, изобретательного подростка хватало на все. Будучи учеником старших классов, он стал репортером, а потом и редактором школьной газеты. Здесь он получил первые навыки журналистской работы, написав свыше 30 статей, посвященных спорту, охоте и различным событиям школьной жизни. В каникулы он много путешествовал, нанимаясь на работу то батраком на ферму, то официантом, то тренером по боксу. Это обогащало его жизненный опыт, тренировало волю, выносливость.

В 1917 году, окончив школу, Хемингуэй становится репортером провинциальной газеты «Канзас стар». Здесь он получил первые уроки мастерства от своих старших товарищей.

3. В мире было неспокойно, шла первая мировая война. Хемингуэй рвался на фронт. Но в армию его не брали: у него от рождения было плохое зрение, к тому же он серьезно повредил себе глаз, занимаясь боксом. И все-таки ему удалось попасть на итало-австрийский фронт в составе американского Красного Креста: Хемингуэй был шофером санитарного автомобиля. 8 июля 1918 года, незадолго до своего 19-летия, он, находясь на передовой, был накрыт минометным огнем, тяжело контужен и ранен осколками. От двух сидевших с ним в траншее итальянских солдат осталось лишь страшное кровавое месиво. У Эрнеста оказалось 227 ран. «Как будто 227 маленьких дьяволов забивали гвозди в живое тело», – писал он в письме к родным. Хемингуэй лежал в госпитале в Милане, где ему суждено было пережить первую большую любовь к медсестре Агн е ссе фон Кур о вски, которая описана в его романе «Прощай, оружие».

4. Короткое пребывание на фронте оказало решающее влияние на дальнейшее формирование личности Хемингуэя. Он разочаровался во всем, во что верил, что считал священным: «Меня подстрелили, меня искалечили, и я ушел подранком», – речь шла не только о физических ранах. Не случайно Хемингуэй стал писателем потерянного поколения, рожденного первой мировой войной, глубоко разочарованного в обществе, допустившем кровавую бессмысленную бойню. Вскоре после войны, в 1921 году, Хемингуэй становится специальным корреспондентом газеты «Д е йли Стар» в Европе. Некоторое время был корреспондентом на Ближнем Востоке. Он много видел, много размышлял, прошел хорошую школу как журналист. Он видел войну на Балканах, побывал на греко-турецкой войне. Всё это еще больше утвердило его в глубокой ненависти к войне и к тем, кому она выгодна.

5. Настоящий успех пришел к Хемингуэю после публикации его первого романа «И восходит солнце» (1926 год). Это роман о «потерянном поколении» молодых людей, живших во Франции и Испании 1920-х годов.

Мировую славу принес писателю роман «Прощай, оружие» (1929). В произведении войне противопоставлена тема большой настоящей любви лейтенанта Фредер и ка Г е нри и медсестры К э трин Б а ркли. Эта любовь защищает их от чувства одиночества, от страха смерти, помогает выжить. Лейтенант, спасая любовь, дезертирует. Но его попытка замкнуться в мире личных чувств, в мире любви, заканчивается трагично. Умирает во время родов К э трин, погибает ребенок, и Г е нри остается еще более одиноким, чем раньше. Автор показывает, как война обесчеловечивает людей, показывает истинное отношение итальянского народа к войне.

6. В середине 30-х годов он вступает в ряды борцов с фашизмом, а в 1936 году отправляется в Испанию, где вместе с испанским народом защищает республику. В 1939 году разразилась Вторая мировая война. Хемингуэй работает военным корреспондентом. Он считает, что его как писателя будут слушать миллионы людей, и он публично выражает свое отношение к этой войне. В 1941 году Германия, нарушив пакт о ненападении, перешла границы Советского Союза. И сразу же Хемингуэй посылает советскому правительству телеграмму: “Народ Советского Союза своей борьбой защищает все народы, сопротивляющиеся фашистскому порабощению”.

Писатель рвался на фронт, но правительство США не разрешило ему участвовать в военных действиях в Европе. Получив отказ, Хемингуэй поселился на Кубе, и чтобы хоть как-то участвовать в борьбе с фашизмом, он переоборудовал свой катер “Пил а р” для охоты за немецкими подводными лодками.

 

7. После этого он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон в качестве корреспондента. В 1944 году Хемингуэй участвовал в боевых полётах бомбардировщиков над Германией и оккупированной Францией. Во время высадки союзников в Нормандии добился разрешения участвовать в боевых и разведывательных действиях. Эрнест встал во главе отряда французских партизан численностью около 200 человек и участвовал в боях за Париж, Бельгию, Эльзас.

8. В последние годы жизни Хемингуэй тяжело болел, им овладевают ностальгические настроения, он посещает дорогие ему места и страны, продолжает писать, но публикует лишь очень немногое. Так, настоящим событием стала его повесть «Старик и море» (1952), за которую он получил премию Пул и тцера, она же стала весомым аргументом в присуждении ему Нобелевской премии в 1954 году.

В своей жизни в годы войны Хемингуэй был неоднократно тяжело ранен, в мирное время перенес много травм во время авиакатастроф. ифизическое, и душевное его состояние было подорвано, что привело к тяжелой депрессии, во время которой он покончил с собой. Произошло это в 1961 году.

-Вот такая непростая человеческая судьба прошла перед вашим мысленным взором. Впечатляет? Несомненно.

-Когда-то его чёрно-белый портрет висел в каждой интеллигентной «хрущёвке». Свитер, седая борода, прищуренный взгляд. Охотник на львов, рыб и красивых женщин, в конце концов — на самого себя. Эрнест Хемингуэй. Этот писатель повлиял на несколько поколений людей больше, чем их родители, даже больше, чем война. Потому что теперь мы точно знаем - человека победить нельзя.

 

III. Работа с текстом повести Хемингуэя «Старик и море»

(анализ повести после её самостоятельного прочтения).

 

-Сейчас мы перейдём к работе над анализом повести «Старик и море», которая

в полной мере отражает специфику творчества её автора.

– Кратко передайте содержание произведения.

Старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы. Помогавший ему мальчик Манолин обнадеживал его, провожая на 85-й день в море. Уплывшему далеко в море старику с трудом удалось поймать огромную рыбу. Трое суток Сантьяго боролся с ней, обессилел, пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели ее, как ни боролся старик с ними. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил.

-Да, это и есть сюжет повести. Повествование о неудачной рыбалке. Как вы сказали: 50 страниц старик ловит рыбу. Ребята, а за что же автор получил 2 премии?

-Мы вплотную подошли к одной из загадок величия творчества Хемингуэя.

-Важную особенность современного реализма в литературе составляет психологизм – обращение к миру переживаний человека. С вниманием к внутренней жизни человека связан такой распространенный прием писателей-реалистов, как подтекст. Хемингуэй вырабатывает такой прием, как «принцип айсберга» (подтекст, насыщенный до предела).

-Да, он любил сравнивать текст с айсбергом, только на одну восьмую возвышающимся над поверхностью воды.

-Делаем вывод: повесть построена так, что за ее абсолютной внешней реалистичностью все время чувствуется подводная часть «айсберга»- глубина проблематики.

-Вот, к примеру, мы знаем, что старика зовут Сантьяго, а мальчика Манолин, но их имена очень редко звучат в повести, автор просто пишет «старик и мальчик». Почему?

(символы двух поколений, старого и юного, уходящего и приходящего, символы передачи мудрого опыта детям).

-Почему в конце повести старик не умирает? Зачем он должен поправиться?

(Старик не умрет, пока мальчик не научится всему, что тот знает).

-В начале повести сказано, что родители мальчика считают старика «самым что

ни на есть невезучим», мальчику жалко старика, а его парус напоминает «знамя наголову разбитого полка.

-Согласны ли вы с тем, что старик сломлен ударами судьбы и теперь может вызвать только жалость? Какая деталь в портрете старика говорит о его истинной сущности?

(«Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается») Можно ли сказать, что мальчик только жалеет старика?

-Когда старик выходит в море, он думает о своем одиночестве, разговаривает сам ссобой и жалеет, что нет рядом с ним мальчика. Действительно ли старик одинок? Как автор показывает связь старика с окружающим миром? (Море, звезды, птицы, рыбы)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: