Глава 3. Подростковая преступность в Республике Беларусь: анализ и особенности социолого-психологического изучения




Реализация государственной политики, направленной на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений подростками, дала положительные результаты. За последние три года их количество уменьшилось на 27,7%. По итогам 2007 г. каждое двенадцатое преступление совершается подростками 14-17 лет, когда их уже можно привлечь к уголовной ответственности. Данной категорией лиц совершено 6572 общественно опасных деяния (в 2006 г. – 8133; соответственно 19,2%), в которых участвовали 5664 подростка (6061; 6,6%). Ежегодно еще около 1.5-2 тыс. несовершеннолетних совершают общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

За последние 10 лет доля преступлений несовершеннолетних от общего числа расследованных сократилась на 3%. Подавляющее большинство этих преступлений относится к категории менее тяжких – 86%, в то время как тяжкие составляют 8%, особо тяжкие – 3%.

Наиболее негативная примета конца 90-х гг. ХХ в. – возросшая жестокость в подростковой среде, о чем свидетельствует значительное увеличение числа убийств, совершенных подростками. Если в 70-80-е гг. ХХ в. В БССР несовершеннолетние совершали в год 20-25 убийств, то в 1998 г. – 70, в 1999г. – 66, в 2000г. – 58, 2011 г. – 73, в 2002 г. – 51, в 2003 г. – 70, в 2004 г. – 54, в 2005 г. – 42, в 2006 г. – 43. В 2007 г. зарегистрировано наименьшее число убийств, совершенных подростками за последние 10 лет, - 25 (вышли на уровень времен БССР).

Ключевыми факторами, влияющими на формирование личности, являются наследственность, среда и воспитание. С самого рождения начинается процесс социализации человеческой личности. В нормальных условиях усвоение ребенком моральных и правовых норм поведения заканчивается в возрасте 14-16 лет. Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность за наиболее социально значимые преступления с 14 и полную - с 16 лет.

В большинстве случаев при выборе подростками социально опасного образа жизни прослеживается доминирующее влияние ряда социальных факторов.

Самым главным из основных социальных факторов, ключевым образом влияющим на формирование асоциального поведения несовершеннолетних, является неблагополучие в семье. В последние годы отмечается ее определенный кризис, рост разводов, а значит, и количества детей, воспитывающихся в неполных семьях. Из чуть более 16 тыс. подростков, состоящих на учете инспекции по делам несовершеннолетних, практически третью часть (5445) составляют дети именно этой категории, еще 715 состоящих на учете ИДН – сироты. Большинство – социальные, ведь у многих из них есть родители, по тем или иным причинам лишенные родительских прав на ребенка. В последние годы в нашей стране судами родительских прав лишалось 4-4.5 тыс. человек. К административной ответственности за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих детей ежегодно привлекаются 25-27 тыс. родителей.

Важнейшим сдерживающим фактором на пути распространения социального сиротства призван стать Декрет Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В 2007 г. ряды социальных сирот пополнили 4450 детей – наименьший показатель за последние 12 лет; более 300 родителей восстановились в родительских правах (в прежние годы этот показатель не превышал 20-30 человек).

Вторым из наиболее значимых социальных факторов, влияющих на рост преступности, является алкоголизация населения. На 1.01.2008 г. на учете в наркологической службе республики состояли 277842 человека, из них 46554 – женщины. Два года назад – соответственно 166000 и 22000. Согласно официальным статистическим данным, 2-3 тысячи человек умирают от случайных отравлений алкоголем: в 2001 г. – 2420, в 2002 г. – 2658, в 2003 г. – 2737, в 2004 г. – 3016, в 2005 г. – 3270, в 2006 г. – 2955, в 2007 г. – 2416. Благодаря предпринятым (прежде всего Министерством внутренних дел Республики Беларусь) предупредительным мерам (в том числе ограничение торговли спиртными в вечернее и ночное время) в последние два года отмечается положительная динамика.

Проблемой для нашего общества остаются семейно-бытовые конфликты, свидетелями которых в большинстве случаев являются дети. Для некоторых из них увиденные в детстве сцены насилия в дальнейшем становятся нормой поведения. В 2007 г. 274 семейных скандала закончилось убийством одного из членов семьи другим, 432 – причинением тяжких телесных повреждений. Наиболее действенная гражданско-правовая мера, предупреждающая бытовые правонарушения, - направление лиц, которые на почве употребления спиртных напитков совершают правонарушения либо ставят свои семьи в тяжелое материальное положение, в лечебно-трудовые профилактории.

Справка. В 2007 г. в ЛТП направленно 4830 человек а т.ч. 557 женщин. На 10.03.2008 г. в них помещено 960 человек, из них – 161 женщина.

В последние годы растет число подростков, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства и токсические вещества, состоящих на учете в наркологической службе. На 01.01.2008 г. их численность достигла 19321 (для сравнения: на 01.07.2006 г. таких было 16977).

Справка. Из 18199 состоящих на учете за употребление спиртных напитков 81 подростку поставлен диагноз «алкоголизм»: 143 человека были поставлены на учет за употребление наркотических веществ, у 5 из них подтвержден диагноз «наркомания»: у 123 из 850 употребляющих токсические вещества с вредными последствиями стоит диагноз «токсикомания».

В 2007 г. выявлено более 10867 подростков, распивавших спиртное или находившихся пьяными в общественных местах. Ежегодно каждый четвертый (в г. Минске – каждый третий) подросток совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения.

Между тем прямая зависимость снижения количества особо тяжких преступлений, совершенных подростками, от ограничения употребления спиртных напитков наглядно просматривается из анализа статистических данных конца 80-х гг. ХХ в.С мая 1685 г. в СССР развернулась компания по борьбе с пьянством, результаты которой не заставили себя долго ждать. Так, если в предшествующие принятию постановления ЦК КПСС годы число убийств, совершенных подростками, составляло в среднем 20-25 в целом по республике, то в 1986 г. – 7, в 1987 г. – 3, в 1988 г. – 6. Аналогичная картина и с причинением тяжких телесных повреждений. Их число после принятия «сухого закона» сократилась более чем в 2 раза – с 50-60 фактов в начале 80-х до 22 в 1986 г. (в 1987 г. – 36, в 1988 г. – 22).

Третьим существенным социальным фактором является незанятость подростков, а зачастую элементарное нежелание работать. Примерно каждый четвертый на момент совершения преступления не учился и не работал (как правило, это лица 16-17 лет). Государство предпринимает определенные меры по трудоустройству подростков. Ежегодно на государственных предприятиях для них бронируется подростками, прежде всего из-за низкой заработной платы. Так, в 2005 г. для подростков было забронировано 5.3 тыс. мест, а трудоустроено в счет брони – 2.6 тыс. Сейчас на учете в службе занятости состоит более 8 тыс. несовершеннолетних безработных.

Под воздействием негативного влияния семьи, из-за раннего приобщения к алкоголю, токсическим средствам и наркотикам, а иногда из-за различных отклонений в психофизическом развитии формируется отрицательно социализированная личность малолетнего правонарушителя. Несомненно, основным звеном в воспитании личности является семья. Но зачастую определенная часть родителей (злоупотребляющие спиртными напитками, ранее судимые, психически больные и т.д.) не может, а другая не имеет возможности (одинокие либо разведенные женщины, воспитывающие детей самостоятельно и вынужденные работать на 1.5 – 2 ставки или на двух-трех работах) уделять должное внимание детям. В сложившейся ситуации повышенная ответственность ложится на учреждения образования, в которых обучаются или воспитываются дети, особенно сироты. В работе по предупреждению их противоправного поведения важное место отводится воспитательному воздействию, прежде всего школы, умению педагогов выделить так называемую группу риска, которая проявляет определенную склонность к девиантному поведению, т.е. отклоняющемуся от соответствующих возрасту социальных норм и правил, и организовать профилактическую работу с ними. Конечно, понятие нормы поведения весьма условно. Еще в 20-е гг. ХХ в. Л.С.Выгодский писал: «Понятие нормы принадлежит к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительности не существует никакой нормы, но встречается бесчисленное множество различных вариаций, уклонений от неё, и часто очень трудно сказать, где уклонение переходит те границы, за которыми уже начинается область ненормального».

Как правило, для «трудных» подростков (понятие очень некорректное, точнее – «требующих внимания») характерно отрицательное отношение к учебе, которое зачастую противопоставляет их количеству класса, школы. В большинстве случаев в число правонарушителей попадают подростки, не сумевшие найти свое место в школьном коллективе. Многие будущие правонарушители начали искать альтернативные учебе способы самоутверждения и находили их в асоциальном поведении как в школе, так и за ее пределами. Многие из них попадали в спецшколы, затем воспитательные колонии. Дальше действовал так называемый феномен «пропущенного автобуса»: справка о судимости вместо аттестата зрелости, новый арест вместо поступления в вуз или на работу, «взрослая» судимость вместо призыва в армию и т.д.

В Беларуси в сравнении с началом и серединой 90-х гг. ХХ в. Имеются неплохие возможности по более качественному осуществлению коррекционной работы с детьми. Практически во всех школах созданы социально-психологические службы, в большинстве детских дошкольных учреждений имеются должности психологов и дефектологов. Огромную роль сыграло открытие практически в каждом районе республики детских социальных приютов и социально-педагогических центров, а также центров коррекционного обучения и развития.

Можно выделить относительно самостоятельные группы особенностей подростков, которые при отсутствии специальных корректирующих мер могут обусловить различные асоциальные отклонения. Прежде всего к ним следует отнести некоторые кризисные явления, характеризующие психофизическое развитие в подростковом возрасте, которые обуславливают трудновоспитуемость несовершеннолетних. Они могут быть преодолены в обычных учреждениях образования, если учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения с подростком взрослых, педагогов, родителей, воспитателей будут строится с учетом специфических особенностей этого возраста.

Социальную адаптацию подростков могут затруднять нервно-психические заболевания, отклонения, акцентуации. В данном случае одних мер педагогического воздействия недостаточно. Необходима помощь психологов, психиатров, невропатологов, психотерапевтов для осуществления наряду с мерами воспитательного характера медицинской коррекции. Особую сложность представляют ситуации, когда подростки, не достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности и имеющие отклонения в психофизическом развитии, совершают общественно опасные деяния. До последнего времени у нас в республике имелись только специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для юных правонарушителей, куда направлялись только здоровые подростки. Учитывая, что значительная часть из них в силу разных причин (отягощенная алкоголизмом родителей наследственность, злоупотребление спиртными напитками, токсическими веществами и наркотическими средствами) имеют те или иные заболевания (не только связанные с психикой, например язва или гастрит и т.д.), получается парадокс – в учреждения образования (пусть и закрытого типа) они не попадали. Но, достигнув определенного возраста и продолжая совершать те же деяния (только уже квалифицируемые как преступления), осуждались к лишению свободы и помещались в воспитательные колонии (все с теми же заболеваниями). Следует отдать должное Министерству образования, которое изыскало средства, необходимые для открытия лечебно-воспитательного учреждения закрытого типа для подростков, имеющих отклонения в психофизическом развитии.

С принятием 91.05.2003 г. Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (при целой массе положительных моментов) мы не можем воздействовать на достаточно многочисленную категорию подростков, систематически совершающих административные правонарушения, уклоняющихся от получения обязательного базового образования, бродяжничающих. До 2003 г. они могли быть направлены (и направлялись) в учебно-воспитательные учреждения. Сегодня закон такой возможности не предусматривает. Наказания, которые на заседаниях КДН применяются к ним, обычно сводятся к замечаниям, которые воспринимаются такими подростками как безнаказанность и вседозволенность. Практически в половине случаев совершения убийств или причинения тяжких телесных повреждений как раз и фигурируют подростки данной категории. Возможно, определенную часть этих преступлений мы могли бы предотвратить, расширив перечень оснований для направления юных правонарушителей в учебно-воспитательные учреждения. Министерство внутренних дел по согласованию с Министерством образования больше года назад подготовило законопроект, однако с подачи Верховного суда он был отклонен Палатой представителей Национального собрания. Как, впрочем, и законопроект, касающийся принудительного лечения несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Для того чтобы госпитализировать ребенка до 14-летнего возраста с таким диагнозом, нужно согласие родителей, а после его достижения – самого подростка. В большинстве случаев такого согласия не получаем. В Швеции, практически построившей «развитый социализм», имеется около 40 учебно-воспитательных учреждений, куда направляются такие подростки по решению социальной службы.

Особое место среди неблагоприятных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимают отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного характера либо наступившая в результате ЧМТ и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в раннем возрасте.

Социальная адаптация детей с отставанием в умственном развитии, как и профилактика асоциальных отклонений, осуществляется у них по особым программам во вспомогательных учебно-воспитательных учреждениях или в интегрированных классах учителями-дефектолагами. Социально-психологические службы, в том числе и дефектологи, имеются в большинстве школ и дошкольных учреждений, что позволяет с определенным оптимизмом смотреть в будущее.

Иногда в роли психобиологических предпосылок асоциального поведения ребенка могут выступать дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера. Они служат причиной негативного отношения окружающих, приводят к отчуждению, изоляции такого подростка в детских коллективах.

Значительная часть указанных выше категории детей, у которых еще 5-7 лет назад был в оснований один путь – терпеть издевательства и оскорбления одноклассников, могут оставить учебу и, немного повзрослев, отомстить вчерашним обидчикам (и не только им), вымещая накопленную агрессию и пополняя ряды преступников. Целенаправленная работа с подростками со стороны квалифицированных специалистов позволяет комфортному вхождению во взрослую жизнь.

 


Заключение

 

Таким образом, в большинстве случаев совершение подростками преступлений обусловлено не тем, что они обладают комплексом негативных личностных качеств и свойств, социально деформированы, духовно-ценностно и психических неустойчивые и асоциальны по своей сущности, жизненной позиции и образу жизни, и также не ием, что жертвы преступлений сами виноваты в причинении им ущерба преступными деяниями. Хотя эти два типа детерминации могут иметь место. На высокий уровень преступности несовершеннолетних преобладающее влияние оказывают обстоятельства конкретной жизненной ситуации, в которой находятся подростки в тот или иной момент своей жизнедеятельности. Речь идет о социально неблагополучных, дезорганизованных, сложных, проблемных, конфликтных, фрустрационных или социально бедных ситуациях, с которыми подростки сталкиваются в своей повседневной жизни, особенно на улице, во дворах, парках, дискотеках и других местах отдыха и проведения свободного времени, а также в семье и школе. Не менее значимо влияние на преступность несовершеннолетних содержания и деструктивного характера межличностных и групповых взаимодействий и отношений подростков со своими сверстниками и другими людьми, прежде всего межличностных и групповых взаимодействий и отношений дисгармоничного и конфликтного характера. На основании этого можно сделать вывод, что чем меньше подростков окружает социально неблагополучная, неразвитая и дезорганизованная социальная среда, чем меньше в их жизни негативных и проблемных ситуаций, чем меньше происходит межличностных и групповых столкновений и конфликтов, тем меньше при прочих равных условиях степень вероятности совершения ими преступлений и ниже уровень молодежной преступности.

Следовательно, основным направлением предупреждения преступности несовершеннолетних должна быть социально-развивающая, социально-воспитательная и социально-психологическая профилактическая работа индивидуальной, групповой и микросоциальной направленности со стороны правоохранительных и других государственных органов, учреждений образования и культуры, общественных организаций, семьи и граждан.

Второе важное направление профилактической работы – повышение уровня образования, нравственности и культуры образа жизни молодежи, обучение подростков психологически спокойному восприятию, реагированию и рациональному разрешению сложных и проблемных жизненных ситуаций

Третье направление предупреждения преступности несовершеннолетних связано с формированием и развитием высокообразованной, культурной и социально-творчески активной свободной и самодостаточной личности подростка, уверенно смотрящей в будущее.

Четвертое направление – работа с потенциальными и реальными жертвами преступлений, виктимологическое просвещение, защита их прав, оказание реабилитационной социальной, психологической и другой помощи.

Пятое направление – социально-восстановительная и реабилитационная работа с подротсками, совершившими преступления, которые отбывают или уже отбыли наказание, с целью их исправления и предупреждения повторных преступлений.

 


Список Литературы

1. Путова, Наталья Владимировна (род.1978).Подростковая преступность / Н. В. Путова, В. Я. Ильина // Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития: материалы межвузовской научно-практической конференции (Минск, 30 марта 2007 г.): [в 2 т.]. – Минск, 2007. — Т. 2. — С. 48―49. –

2. Солодовников, А. Г. Подростковая преступность в Республике Беларусь: анализ и особенности социолого-психологического изучения / А. Г. Солодовников // Праблемы выхавання: Штокв. навук.-метад. часоп. / Заснав.: Рэд. часоп. "Адукацыя і выхаванне". — 2009. ― № 1. ― С. 39―43

3. Корбут, В. И. Современное состояние и прогнозирование преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь / В. И. Корбут // Вестник Академии МВД Республики Беларусь: Науч.-теорет. журн. / Учредитель: Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. — 2008. ― № 1. ― С. 84―87:

4. Барановский, Николай Александрович (доктор социологических наук; кандидат юридических наук; род. 1949).Причины преступности несовершеннолетних / Н. А. Барановский // Право в современном белорусском обществе: сборник научных трудов / [редколлегия: В. И. Семенков (главный редактор) и др.]. – Минск, 2006―. — Вып. 3. — С. 303―314.

5. Іваноў, Валерый Рыгоравіч.Час "X", або Дзецям уваход забаронены / [Валерый Рыгоравіч Іваноў]; гутарку вяла Ірына Клімковіч // Маладосць: Штомес. літ.-маст. і грамад.-паліт. іл. часоп. / Заснав.: Саюз пісьменнікаў Беларусі, Прац. калектыў рэд. часоп. — 2009. ― № 6. ― С. 113―118.

6. Максименя, Светлана Александровна. Современное состояние и тенденции преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь: (криминологический анализ статистических данных) / Максименя С. А. // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы / Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь. — 2010. ― № 1. ― С. 47―52

7. Максименя, Светлана Александровна. Преступность несовершеннолетних в Республике Беларусь. Криминологическая характеристика и оценка эффективности системы профилактики / С. А. Максименя; [под общей редакцией А. М. Браусова]; Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. – Минск: БГУФК, 2008. — 117 с.

8. Тарасов, Владимир Сергеевич. Социальные факторы девиантного поведения молодежи / Тарасов В. С. // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества: материалы XI Международной научно-практической конференции, г. Минск, 29 мая 2008 г. / [редакционный совет: В. А. Мищенко (председатель) и др.]. – Минск, 2008. — С. 51―54.

9. Шупенько, М. И. Психодиагностика, коррекция и психотерапия девиантного поведения подростков в белорусской психологии / Шупенько М. И. // Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической и психологической службы: материалы республиканской научно-практической конференции, 18―19 сентября 2008 года: в 2 ч. / [редколлегия: В. П. Горленко (ответственный редактор) и др.]. – Гомель, 2008. — Ч. 2. — С. 175―179.

10. Социальная работа с молодежью: пособие / [С. В. Лапина и др.]; под редакцией С. В. Лапиной; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. — 100, [1] с.

11. Тарасов, Владимир Сергеевич.Меры профилактики и борьбы с негативными социальными явлениями / Тарасов В. С. // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества: материалы XII Международной научно-практической конференции, г. Минск, 18 мая 2009 г. / [редакционный совет: В. А. Мищенко (председатель) и др.]. – Минск, 2009. — С. 34—37.

12. Барановский, Николай Александрович (доктор социологических наук; кандидат юридических наук; род. 1949).Социально-негативные девиации и стратегии антидевиантной политики / Н. А. Барановский // Социологический альманах: научное издание / Национальная академия наук Беларуси, Институт социологии. — 2010. ― Вып. 1. ― С. 68―76:

13. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.

14. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.,1992.

15. Жигарев Е.С. Административная деликатность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.

16. Механизм преступного поведения. М., 1981.

17. Криминология: Учебник. М.,1992.

18. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М.,1992.

19. Бодалева А.А. В мире подростка. М.,1980.

20. Личность преступника. М.,1971.

21. Гурьева В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.,1980.

 

Размещено на Allbest.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: