РАЗДЕЛ 4 СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (НАФТА): ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




 

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).
Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместномвоенном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники [1, с. 13]. Следующим шагом стало заключение в 1965 году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексикой стала претворяться в жизнь в 1970-ые годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е годы президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.

В сентябре 1988 году после нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.
В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки, и, как его части — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал НАФТА с различных позиций.
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г. [1, с. 38-39]

Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами и барьеров на привлечение инвестиций. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами - Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.

Цели НАФТА:

- устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

- создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

- привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

- обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

- создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

- создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

- создание единого континентального рынка.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участницами. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.
В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.
Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Крометого, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. При формировании объема компетенции комиссии использован следующий принцип: в пределы компетенции этой комиссии включены полномочия, которыми страны обычно наделяют министров торговли.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы отметить то, что международное экономическое право как отрасль международного права представляет собой самостоятельную систему, которая в настоящее время является одной из самой бурно развивающейся отраслей международного права.
Помимо общих понятий о принципах международного экономического права, его субъектах и источниках, существует большое количество международных нормативных актов, регулирующих международно-правовое сотрудничество в отдельных областях международных экономических отношениях, а также, регулирующих международно-правовое сотрудничество на региональном уровне.

Региональные международные организации объединяют страны, расположенные в каком-то определенном регионе, как правило, компактно, в территориальной близости. Таких организаций немало: Европейский Союз (ЕС), Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Иногда регион представляет собой достаточно большую территорию, которая может выйти за пределы одной части мира или континента. Например, в НАТО входят страны Западной Европы и Северной Америки, в СНГ — страны Восточной Европы и Азии.

К числу достижений СНГ следует отнести то, что за прошедшие годы в его рамках создана солидная договорно-правовая база, действует ряд многосторонних соглашений. Однако, документы СНГ практически не известны и малодоступны не только большинству простых граждан и хозяйствующих субъектов, но и многим органам государственной власти и управления. Право СНГ в настоящее время не имеет четкой иерархии с точки зрения значимости и юридической силы принятых в объединении документов. Поэтому международные договоры, заключенные в рамках Содружества, и решения его высших органов по-разному воспринимаются в национальных правовых системах.

Формирование и развитие Европейского союза – это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие. Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов, между странами участниками, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.

Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что интеграционные процессы, объединяющие страны в мире,должны стать объектом пристального изучения, т.к. только имея верный и просчитанный подход к экономическому сотрудничеству, возможно противостояние и разрешение сложной финансовой и политической ситуации, сложившейся в мире в настоящее время.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Глинкин А.Н. НАФТА после мексиканского кризиса / А.Н. Глинкин // Латинская Америка. -2007. - № 2. - 119 с.

2. Договор о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 год) [Электронный ресурс] / Официальный сайт исполнительного комитета СНГ – Режим доступа: https://www.cis.minsk.by – Дата доступа: 20.05.2017.

3. Европейское право. Учебник для вузов / Отв. ред. Л. М. Энтин. - Москва: «Норма». - 2000г. – 243 с.

4. Интеграция в Западном полушарии. Учебное пособие / Отв. ред. А.Н. Глинкин. - Москва: ИЛА РАН. - 2007. – 188 с.

5. Кеженов, А.Б. Организационно-правовой механизм деятельности Содружества Независимых Государств / А.Б. Кеженов // Автореферат дисс. кандидата юридических наук. Белорусский государственный университет – Минск. - 2002.

6. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 года) [Электронный ресурс] / Официальный сайт исполнительного комитета СНГ – Режим доступа: https://www.cis.minsk.by – Дата доступа: 20.05.2017.

7. Реестр (Перечень) подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ // Официальный сайт комитета СНГ. - Режим доступа: https://www.cis.minsk.by – Дата доступа: 20.05.2017.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: