Предпринимательская этика — одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще — это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и зле в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.
Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и другими нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры. Однако временами то, что сделано по закону, не всегда является этичным. Но что делать обществу? Нужно вносить предложения по изменению законов, например налогового законодательства, так как число налогов, налоговые ставки являются тормозом развития предпринимательства.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость и др. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие — с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.
|
На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, складу души, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.
|
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь с потребителями, поэтому и государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Особое значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения также с партнерами, конкурентами, обществом.
Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральная ответственность за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей. Исследователи этики предпринимателей сформировали общие этические нормы цивилизованного предпринимателя, которые можно свести к следующему:
• он убежден в полезности своей деятельности не только (и не столько) для себя, но и для других, для общества;
• исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
• верит в свой бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
• признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
• уважает себя как личность, а любую личность — как себя;
• уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
|
• доверяет не только себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
• ценит образование, науку и технику, культуру, соблюдает экологические нормы;
• стремится к внедрению нововведений;
• не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;
• терпим к недостаткам других людей;
• согласовывает свои цели с личными целями сотрудников;
• никого не унижает.
Предприниматель должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенной жизненной позиции. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Необходимо иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от своей деятельности.
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
• правила представления и знакомства;
• правила проведения деловых контактов;
• правила поведения на переговорах;
• требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
• требования к речи;
• культуру служебных документов и другие элементы делового этикета, который является составной частью предпринимательской этики.
Деловой этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.
Список литературы
1. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. - М.: Юристъ, 1994. - 80 с.
2. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека. - М.: ЭНН, 1996. - 125 с.
3. Блажнов Е. Имидж: секрет воздействия // Журналист. - 1994. - N 1. - С.52-54.
4. Венедиктова В.И. Деловая репутация: Личность, культура, этика, имидж делового человека. - М., 1996. - 203 с.
5. Гуменная И.Г., Стровский Л.Е. Имидж фирмы: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 1997. - 92 с.
6. Емельянова Ф.Н., Емельянов В.Ю. Имидж фирмы и делового человека: Практ. пособие. - Чебоксары, 1997. - 304 с.
7. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: Практ. пособие. - М.: Ось-89, 1996. - 304 с.
8. Кулаченко С.И., Козеко Т.В., Леднева Г.П. Тысяча и одно правило хорошего тона, или Деловой стиль для человека делового и не только... - Минск, 1995. - 287 с.
9. Мелия М.И., Розин М.В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании // Вопр. психологии. - 1993. - N 1. - С.54-61.
10. Пелих А.С., Кизилова Т.Г., Пронченко А.Г. Имидж делового человека. - М.: ПРИОР; ТРИКС, 1997. - 111 с.
11. Плотников В. Деловая репутация как объект гражданско-правовой защиты // Хоз-во и право. - 1995. - N 11. - С.94-99.
12. Росс М., Росс Т. Большие идеи для малого бизнеса. - М.: Агенство "Фаир", 1996. - 303 с. - (Настол. кн. бизнесмена).
13. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. - М.: Гранд, 1997. - 399 с. - (Настол. кн. бизнесмена).
14. Щербакова В. Имидж в формуле успеха // Бизнес. - 1999. - N 7/9. - С.12-13.
15. Яновский А. Благоприятный внешний облик и вкус в одежде - факторы успешной деятельности бизнесмена // Бизнес. - 1999. - N 10/12. - С.8-9.