Культура предпринимательских организаций




 

Культура предпринимательства в целом зависит от формиро­вания культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, дело­вого этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Схематично возникновение культуры предпринимательской организации и дальнейшее ее формирование можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации

 

Культура организации, как правило, определяется следующими внутренними факторами:

• предметом предпринимательской деятельности, осущест­вляемым бизнесом;

• организацией предпринимательской деятельности;

• мотивацией собственника фирмы и сотрудников;

• уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей и наемных работников;

• наличием особого стиля управления, который способству­ет достижению ведущих позиций на рынке;

• созданием таких условий деятельности сотрудников, кото­рые способствуют осознанию их полной причастности к ре­зультатам деятельности организации;

• наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;

• высокой профессиональной компетентностью руководителей, менеджеров и работников и возможностью их обучения;

• умением руководства брать ответственность на себя, не вы­искивая виновников неудач;

• достижением высокого качества и интенсивности труда со­трудников с соответствующим материальным вознагражде­нием;

• ориентацией деятельности фирмы на высокую эффектив­ность и качество предлагаемых товаров и услуг;

• хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей;

• высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;

• созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;

• обеспечением здорового морального климата в организации и др.

К корпоративной культуре фирмы, по мнению известного япон­ского предпринимателя К. Татеиси, непосредственное отношение имеет формирование рационального менеджмента: «Для меня суть рационального менеджмента заключается в том, чтобы дать ра­ботнику возможность достаточно зарабатывать, чувствовать удов­летворение от своего труда и участвовать в управлении предприя­тием. В уважении личности проявляется высшая суть гуманизма менеджмента. Короче говоря, между рационализмом и гуманиз­мом нет никаких противоречий. Это два дополняющих друг друга аспекта менеджмента». Это очень важный вывод, который необ­ходимо помнить и на практике использовать российским пред­принимателям и менеджерам в любой сфере деятельности.

В книге «Вечный дух предпринимательства» К. Татеиси под­черкивает мысль, что молодого современного японца вряд ли можно удовлетворить лишь одной зарплатой. (Может быть, этот вывод не подходит для современной российской действительности, когда нажива, погоня за прибылью, личным обогащением законными и незаконными средствами является ведущим мотивом многих и мно­гих предпринимателей, бизнесменов.) «Абсурдно завлекать людей только размерами заработка, — пишет автор. — Наиболее эффек­тивное средство полного использования способностей молодого работника — создание таких рабочих условий, при которых он бу­дет испытывать восторг творчества и радость достижения цели». В то же время К. Татеиси подчеркивает необходимость для руко­водителя фирмы всемерно поддерживать формирование партнер­ства в совместной деятельности. «Уверенность в том, что он (работник) имеет долю капитала в предприятии, — необходимая пред­посылка появления у человека гордости за компанию. Это также укрепляет и самоуважение человека, повышая его социальный ста­тус».

Формирование такой корпоративной культуры наряду с дру­гими факторами обеспечивает предпринимательский успех.

Отдельные исследователи считают, что можно определить, насколько высока культура фирмы, собственником (или управ­ляющим) которой ты являешься, если провести анализ по следу­ющим критериям и получить положительный ответ на постав­ленные вопросы:

• готова ли фирма к риску и нововведениям;

• направлена ли активность фирмы (сотрудников) на реше­ние главных целей;

• акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителя­ми и др.);

• не поощряются ли конформизм, индивидуализм;

• стимулирование работников ориентировано на конечные индивидуальные результаты;

• принятие решений в фирме децентрализовано;

• предпочтение отдается групповым формам принятия решений;

• деятельность подчинена заранее составленным планам;

• работа сопровождается инновационными процессами;

• имеется сотрудничество между группами и отдельными работникам;

• сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;

• они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы;

• отношения в фирме неформальны;

• фирма является открытой для внешней среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: