Дисциплина МДК.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов локомотива Гр.№36 Машинист локомотива
Занятие №19
Тема программы 5.3.Устройство вспомогательных электрических машин
Тема занятия: стартер-генератор ПСГ, техническая характеристика. Устройство.
Цели урока: изучить назначение и устройство стартер-генератор тепловоза ПСГ, техническая характеристика.
Оборудование урока:
компьютер, проектор.
План урока
I. Организационный момент.
II Изучение нового материала: назначение и устройство стартер-генератора, его техническая характеристика.
Работа над новым теоретическим материалом
Стартер-генератор ПСГ - это электрическая машина постоянного тока, предназначенная для работы в двух режимах:
стартерном (кратковременном) - в качестве электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения, осуществляющего вращение вала дизеля во время пуска;
Генераторном (продолжительном) - в качестве вспомогательного генератора постоянного тока независимого возбуждения, обеспечивающего питание электрических цепей управления, электродвигателей собственных нужд постоянного тока, освещения и заряда аккумуляторной батареи.
Стартер-генератор применяется на тепловозах с тяговой электропередачей переменно-постоянного тока (2ТЭ116, 2ТЭ121, ТЭП70). На рис. 11.7 представлен стартер-генератор, состоящий из станины, подшипниковых щитов, главных и добавочных полюсов, якоря и подшипников.
Станина 6 стартер-генератора цилиндрической формы; снизу к ней приварены лапы для крепления к станине тягового генератора; сбоку приварены проушины для транспортировки. К станине крепятся четыре главных 5 и четыре добавочных 8 полюса. Сердечник главного полюса набран из пластин электротехнической стали. Сердечник добавочного полюса цельнолитой, его обмотка соединена последовательно с якорем.
К торцам станины крепятся передние 2 и задние 10 подшипниковые щиты. В гнездо переднего подшипникового щита устанавливается шарикоподшипник 1, заднего - роликоподшипник 11. К переднему подшипниковому щиту крепится траверса 4, а к ней - щеткодержатели со щетками типа ЭГ-4.
Рис. 11.7. Стартер-генератор ПСГ: 1, 11 - подшипники; 2, 10 - передний и задний подшипниковые щиты; 3 коллектор; 4 - траверса; 5 - главный полюс; 6 - станина; 7 - якорь; 8 добавочный полюс; 9 - вентилятор; 12 - вал
Якорь 7 состоит из вала 12, сердечника, обмотки и коллектора арочного типа 3. Сердечник якоря фиксируется на валу шпонкой, а от смещения удерживается с одной стороны корпусом обмотко-держателя, а с другой - корпусом коллектора. Обмотка якоря удерживается в пазах проволочными бандажами. Концы секций обмотки впаиваются в петушки коллекторных пластин.
Охлаждение стартер-генератора (самовентиляция) осуществляется вентилятором 9, изготовленным из стали.
Рис Схема внутренних соединений стартер-генератора ПСГ-
а — со стороны коллектора; 6 — со стороны привода
Вопросы для самопроверки:
1.Назначение стартер-генератора?
2. Как и к чему крепится стартер -генератор?
3. Из каких основных частей состоит стартер-генератор?
4. Каким напряжением питает потребителей электроэнергии стартер-генератор?
5.Какой марки стартер-генераторы применяются на тепловозе 2ТЭ116?
IV. Домашнее задание:
Проработать текст, посмотреть предоставленные рисунки. Ответить на вопросы для самопроверки. Выучить позиции двухмашинного агрегата.Фото с ответами выложить в группу в контакте https://vk.com/club194189853 (Гр.36 ЯЦПТО. Дистанционное обучение)или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе
Литература:
1.С.П.ФилоновТепловоз 2ТЭ116, М.Транспорт,1985. 328с.;
2. А. Пойда Тепловозы. Механическое оборудование, устройство и ремонт, М.,
Транспорт, Г1988г.;
3.Бородин Электрическое оборудование тепловозов, М.Транспорт 1988г.