Тема 3. Культура Руси в IX - начале ХII века




Письменность

Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень культуры. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, уже в Х веке проникает на Русь. Так, договор 911 года между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. Первая русская кирилловская надпись, найденная на территории нашей страны, относится к середине Х века. Это надпись на обломке горшка, обнаруженная во время раскопок под Смоленском. После крещения Руси Владимир приказал собирать детей для обучения грамоте. В начале XI века грамотность проникает в среду феодалов. При Ярославе Мудром создавались княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого на русский. О широком распространении грамотности свидетельствуют записи на ремесленных изделиях, надписи на стенах церквей, новгородские берестяные грамоты.

Летописание

В первой половине XI века возникает русское летописание. Летопись - погодная запись исторических событий, нередко содержащая также рассказ о деятельности князей. выдержки из документов, литературных и богословских произведений. Первые летописи не сохранились. Древнейшая дошедшая до нас летопись - «Повесть временных лет» - была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор основывает свой рассказ на предшествующих текстах и устных преданиях. Летописец повествует о происхождении и истории Древнерусского государства. Особое внимание уделяется деяниям князей. Основная идея ПВЛ - единство русской земли. Автор резко осуждает княжеские раздоры, обосновывает необходимость сплочения под властью великих киевских князей.

В ХII веке возникает местное летописание в русских княжествах. Летописи каждой из земель отличаются друг от друга. Идея сильной княжеской власти характерна для «Лаврентьевской летописи» Владимиро-Суздальского княжества. Описание княжеских усобиц занимает центральное место в «Ипатьевской летописи» Галицко-Волынской земли. Летопись Новгорода содержит хронику городской жизни.

Литература

К XI веку относятся первые дошедшие до нас русские книги. Материалом для книг был пергамен - специально выделанная телячья кожа. В древнерусских рукописях каждая буква вырисовывалась по строгим правилам - уставу. Отсюда и название основного типа русского письма XI - ХII веков - устав. Среди древнейших дошедших до нас русских рукописей - «Изборники», сделанные в 70-е годы XI века для сына Ярослава Мудрого - Святослава Ярославича. В «Изборниках» собраны разнообразные произведения религиозные, поучительные, философские и др.

К ХI веку относится и зарождение русской литературы. Основными жанрами древнерусской литературы были: житие - жизнеописание святого, слово - восхваление, поучение - моральное наставление, притча - наставление в иносказательной форме, хождение - описание путешествий, сказание - описание исторического события.

Первый русский митрополит Иларион был автором «Слова о Законе и Благодати» (1049), в котором он восхваляет князя Владимира, крестившего Русь, и прославляет Русскую землю.

Нестор был одним из крупнейших древнерусских писателей. Ему принадлежит «Житие» основателя Киево-Печерского монастыря Феодосия. Другое произведение Нестора - одно из первых житий Бориса и Глеба «Чтение о Житии и о погублении Бориса и Глеба».

Выдающийся проповедник ХII века Кирилл Туровский был автором нескольких слов и поучений, из которых особенно выделяется «Притча о душе и теле».

Новый жанр представляло собой «Хождение» игумена Даниила - описание его путешествия в Палестину, совершенного в 1106-1108 годах.

Талантливым писателем был Владимир Мономах. В своем «Поучении» (1117г.) он обращается ко всем русским князьям, которых, будучи Великим князем Киевским, называет своими детьми. Основная мысль: князья должны беспрекословно подчиняться старейшему в роду, жить в мире, не притеснять младших князей и бояр, избегать ненужного кровопролития, не увлекаться властью. Это был единственный в древнерусской литературе пример политического и морального наставления, созданного не духовным лицом, а государственным деятелем.

Самым выдающимся произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», повествующие о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Автор «Слова» неизвестен. Высказываются различные версии: ученый-монах, один из дружинников Игоря, сам Игорь. Автор был высокообразованным человеком, хорошо знал историю, географию, военное дело. Он отлично разбирался во взаимоотношениях русских князей, знал подробности похода, битвы и бегства Игоря из плена. «Слово» отличается богатством поэтического языка, обилием метафор и аллегорий, глубоким содержанием. Своеобразие «Слова» состоит и в отсутствии христианских символов и понятий. Автор широко использует языческую символику и образы языческой мифологии.

Автор размышляет о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками и бедствий Руси он видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы (подобно Игорю и Всеволоду). Основная идея: призыв князей к объединению, под которым автор понимал, не политическое единство, а отсутствие распрей и междоусобиц, совместная борьба против внешних врагов. «Слово» было обнаружено в конце ХVIII века графом Мусиным-Пушкиным. Было сделано несколько копий, найденный текст погиб во время московского пожара 1812 года.

Архитектура. Изобразительное искусство

Высокого уровня достигла в Киевской Руси архитектура. Каменное строительство началось на Руси в конце Х века после принятия христианства. Первые сооружения из камня были возведены византийскими мастерами. При Владимире в Киеве была построена Успенская церковь, получившая названием Десятинная, так как на её содержание шла церковная десятина.

Византийскими же архитекторами был построен при Ярославе Мудром в 1036 году 13-купольный Софийский собор. Он является памятником не только зодчества, но и изобразительного искусства. Во внутренних помещениях сохранились мозаики и фрески. Мозаичным был и пол. Фрески написаны на русские сюжеты. Изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены.

Киев окружали деревянно-земляные укрепления. В 30-е годы в деревянной стене были построены каменные «Золотые ворота » с надвратной церковью Благовещения, которая была украшена мозаикой и фресками.

В XI веке были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Новгороде, киевских монастырях – Выдубицком и Киево-Печерском.

Софийский собор в Новгороде значительно строже киевского. Он имеет всего пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные. Из новгородских памятников ХII века выделяются соборы Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице.

В ХII веке идет активное каменное строительство в русских землях и княжествах. Особенно значительны произведения Владимира-суздальского княжества: Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, «Золотые ворота» во Владимире, храм Покрова на Нерли.

Изобразительное искусство Древней Руси представлено монументальной живописью (фресками, мозаикой), книжной миниатюрой(«Остромирово Евангелие») и иконописью. Древнейшими дошедшими до нас иконами являются: икона Святого Георгия из Новгорода и икона Владимирской Богоматери.

Художественное ремесло

В древнерусский период были созданы выдающиеся произведения художественного ремесла: резные каменные образки, разнообразные ювелирные изделия, золотая и серебряная посуда, покрытая гравировкой, чеканкой или чернью, произведения ажурного литья. Высокого развития достигло гончарное ремесло. Велики были достижения в металлообработке. Особенно значительны были успехи древнерусских ювелиров. Русские златокузнецы изготовляли разнообразные украшения: серьги, подвески, кольца, ожерелья. Использовалась очень сложная техника. Многие украшения выполнены в технике зерни, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества, иногда тысячи, мельчайших шариков. Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность. Скань сочетали с эмалью: промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью.

Устное народное творчество

Устное народное творчество Древней Руси представлено многочисленными сказками, обрядовыми песнями, загадками, пословицами, поговорками, преданиями. Летописное повествование о событиях IX-X веков практически целиком основано на фольклорном материале. К числу таких преданий, использованных летописцами, относятся предания о Кие, Щеке и Хориве и основании Киева, о призвании варягов, о походах Олега и его смерти от укуса змеи, о мести Ольги древлянам и многие другие.

В IX-XI веках наибольшее значение в устном творчестве приобрел героический былинный эпос, посвященный военной тематике. Былины - устные поэтические произведения о прошлом. Они отражают реальные исторические события и процессы, но в преображенном, сказочном виде. Особенностью былинного эпоса является условно-временной характер: события, происходившие в разное время, в былинах могут совершаться одновременно, герои не меняются и не стареют, разные исторические деятели могут сливаться в один былинный персонаж. Например, Владимир Святославич и Владимир Мономах объединены во Владимира Красное Солнышко.

Одна из древнейших русских былин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» отражает процесс возникновения дружины. Цикл былин о Добрыне Никитиче посвящен становлению государства. В ХII веке главной эпической темой становится защита Руси от внешних врагов. Центральное место в этой теме отводится Илье Муромцу. Былины возникают в Киевской земле, но окончательное оформление получают на севера-востоке во Владимиро-Суздальском княжестве уже после монгола-татарского нашествия.

Культура Киевской Руси была первым и определяющим этапом истории древнерусского искусства. Большое влияние на ее формирование оказало принятие христианства и византийские традиции. Расцвет древнерусской культуры приходится на период феодальной раздробленности. До нас дошла лишь часть произведений литературы и искусства. Многие памятники погибли во время монголо-татарского нашествия, но оставшиеся произведения свидетельствуют о высокой художественной ценности произведений древнерусской культуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: