Сегодня мы с вами будем обсуждать повесть «Жень-шень», написанную в 1933 году. Она является одной из жемчужин всей русской литературы. Это поэма в прозе. А для того, чтобы прийти к обсуждению вопросов, затронутых в повести, мне хотелось бы познакомит вас с особенностями края, где происходят события, с особенностями знаменитого растения
В повести корень Женьшень был поврежден оленем, но он остался цел и только на время замер, но затем нашёл в себе силы и дал новый цвет на стебле.
· А герой повести? Не похож ли он на этот Жень-шень?
· Кто он наш герой?
· Почему он решил остаться в этом рае?
(Желание понять и постичь; познать себя; возвращение домой – не понимание со стороны окружающих – озлобление («афганцы»). Нужно было дать время – дать найти себя – дать новые ростки – найти смысл жизни!)
Поиски смысла жизни – извечная проблема. Многие писатели пытались найти решение этой проблемы (Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.А. Булгаков и др.)
Именно книги этих писателей помогают открывать нам всё новые грани красоты и души человеческой. Герои стремятся найти смысл жизни, понять себя. Своё «Я». И поступки героев, как бы соотносятся со словами Гёте: «Как познать себя? Не путем созерцания, а только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».
· А в чём смысл жизни видит герой?
· В чём корень жизни?
Он находит его не сразу. Для этого ему понадобилось время, умение заглянуть в себя и найти себя!
· А что нужно для успеха в поиске корня жизни? (Чистую совесть и никогда не оглядываться назад, в ту сторону, где все уже измято и растоптано. «А если чистая совесть есть, то никакой завал не испортит пути»)
Корень – понятие многозначное (предки, оседлость, стержень души, источник жизни).
· А в вашем понимании какое из этих значений более приемлемо вам?
· Что думаете вы о корне жизни?
· Что значит корень для Лувена? (лекарство)
· Что он относит ещё к лекарству? (корень, панты, травы, кровь зубра, деньги!!!!).
Главное в жизни Лувена - врачевание! Человек должен иметь главное дело жизни!
Гармония с природой делает человека более чистым, внимательным, учит быть более наблюдательнее, философом и психологом!
· Герой считает, что понять жизнь нам помогает радость. Согласны ли вы с ним?
· Когда человек чувствует острее: в горе или в радости?
«Шелест жизни! – человек чувствует все острее, слышит все чутко – когда он «болен» душой». Когда человек «болен» душой, он начинает размышлять, раздумывать и о всей жизни. Одиночество заставляет нашего героя искать себе «друга». Человек не может быть одинок! (камень-сердце, «плачь скалы», бакланы-бродяги).
Нет утешения! Нет соблазну ожидания лучшего в переменах на стороне!
Там хорошо, где нас нет. (стрелочник из произведения Антуана де Сен-Экзюпери «Маленький принц»)
«Люди?...Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно!» (цветок из пустыни - «Маленький принц»)
· Что нужно для счастья? Когда человек может чувствовать себя счастливым? (свобода)
· А можем ли мы найти счастье? Как найти его?
«Его нельзя найти вне себя» (украинский философ XVIII в. Г.С. Сковорода)
«Как нельзя найти свободы и радости вне себя» (Ричард Д. Бах – XX в.)
И Григорий Саввич Сковорода и Ричард Бах считали так же, что человек живет двойной жизнью, у него два тела, две души. И у героя нашей повести происходит борьба двух людей (он и охотник – незнакомый ему человек)
· Почему его долгое время мучил вопрос, вернее всю жизнь: «Охотник, зачем ты пустил её и не схватил за копытца?
· Почему герой искал женщину, похожую на оленя – цветок Хуа-лу? (целомудрие, чистота, материнство, неприступность. Идеал женственности).
· Почему ушла первая женщина?
· Почему в её глазах был огонь? (не понимание, не желание удержать её, он был ещё не готов, не нашел себя, он был узником своего тела, зависел от запрограммированных возможностей)
· Наш герой говорит, что обретает свободу – выходя в долину Зусу-хо.(простор, красота, свобода). А в жизни? Где она свобода?
· Когда человек может чувствовать себя свободным? (в поисках, в борьбе, имея возможность творить. Но не вседозволенность!!!)
Жизнь на земле – счастье! О счастье жить на земле пишет М. Пришвин в повести, называет её свидетельством победы над самим собой. Это поэма любви! Сколько волнующих проблем ставит перед нами эта повесть!
· А какие нравственные уроки извлекли вы? (долг; обман-смерть, унижение, совесть-гордость, гармония-любовь, свобода – главное дело жизни, умение преодолевать трудности!)
· Все это корень нашей жизни! Все эти нравственные критерии вы должны усвоить. Вы уходите в жизнь, где много-много дорог!
· У каждого человека свой путь. За время существования земли не повторилась ничья судьба. Повторение невозможно. У одного дорога длинна, извилиста, крута, многообразна. У другого – от порога дома в поле и назад. Каждому свое! Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя повторить чужой путь! Но мы все идем путем земли: мы люди – дети своей планеты и живем по её законам. Не так-то просто, идя путем земли разбираться в поворотах дорог, троп, тропинок.
Разные люди по-разному могут смотреть на один и тот же факт жизни. А сколько противоречий порой у одного человека!
Найти гармонию – вот предел мечтаний!
Каждый приходит в эту жизнь, чтобы выполнить свою миссию, проделать свой путь. «Я пришла в этот мир, чтобы исполнить своё предназначение» (одна из основателей движения самопомощи Луиза Л.Хей).
Унизительных положений нет, если сам не унизишься! (мужество оленя)
· Когда олень сбрасывает свои рога? (весной)
Смена рогов у оленя- обновление!
· А человек?
· Каждый из нас должен анализировать свои поступки, подводить итог прожитой жизни - Как я прожил? Возвращение к тем дорогам, которые прошел.
Помните, что вы сами творцы своей судьбы, своего счастья, творцы собственной духовной красоты!
«Железо ржавеет. Не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет»
(Леонардо да Винчи).
Домашнее задание:
- Прочитать «Глаза земли» М.М. Пришвин
- Сообщение по творчеству Мандельштама
Обратная связь: m.q.savchenko@mail.ru