1. Специфика естественнонаучного познания. Типология системных объектов естествознания. Особенности объекта, метода, познавательных средств, языка естественнонаучного познания и техники.
2. Становление классического естествознания и роль физики в структуре естественнонаучного знания. Общенаучный статус механистической картины мира.
3. Возникновение дисциплинарного естествознания. Взаимосвязь физики, химии, биологии и проблема единства научного знания. Взаимодействие естественных и технических наук.
4. Революционные изменения в физике конца XIX – первой половины ХХ в. и формирование неклассического естествознания. Философское значение специальной и общей теории относительности, квантовой механики, космологии, генетической революции, синтетической теории эволюции, кибернетики и общей теории систем. Методологическая роль деятельностного подхода.
5. Постнеклассическое естествознание, его объекты, предмет и особенности методологии. Междисциплинарный статус синергетики.
6. Феномен экологизации науки. Гуманитарная и этическая экспертиза научных проектов. Аксиологическая ориентированность современного естественно-научного познания.
Темы для рефератов и дискуссий.
1. Основные черты дисциплинарного естествознания, современные условия и направления формирования научных дисциплин.
2. Методологические и социокультурные основания формирования единства гуманитарных, естественных и технических наук.
3. Методологические, гносеологические и онтологические новации постнеклассического гуманитарного знания.
4. Основные параметры и проблемы социальной экспертизы естественно-научных познавательных проектов.
Литература
1. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М., 1999.
2. Астрономия и современная картина мира. – М., 1996.
3. Биология и современность. – М., 1990.
4. Бор Н. Избранные научные труды: В 2 т. – Т. 2. – М., 1970–1971.
5. Борн М. Физика в жизни моего поколения. – М., 1963.
6. Бройль Л. Революция в физике. – М., 1963.
7. Бургин М. С., Кузнецов В. И. Развитие научного знания как синергетический процесс // Самоорганизация в природе и обществе. – Л., 1988.
8. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.
9. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.
10. Дубнищева Т. Я., Пигарев А. Ю. Современное естествознание. – Новосибирск, 1998.
11. Дэвис П. Случайная Вселенная. – М., 1995.
12. Единство научного знания. – М., 1988.
13. Естествознание: системность и динамика. – М., 1990.
14. Зеленков А. И., Водопьянов П. А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. – Мн., 1987.
15. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2001.
16. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. – М., 2005.
17. Космология: теория и наблюдения. – М., 1978.
18. Кузнецов В. И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. – М., 1996.
19. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000.
20. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.
21. Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. – М., 1988.
22. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
23. Ровинский Р.И. Развивающаяся Вселенная. – М., 1995.
24. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. –М., 2000.
25. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и в искусстве. – М., 2002
26. Судьбы естествознания: современные дискуссии. – М., 2000.
27. Философия естествознания: ретроспективный взгляд. – М., 2000.
28. Философские модели развития. – М., 1999.
29. Философские проблемы физики элементарных частиц. – М., 1995.
30. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. – М., 1985.
31. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. – М., 1972.
Тема 3. Философия техники и техническая рациональность
1. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации.
2. Предмет и структура философии техники. Проблема технической реальности. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации. Генезис и социодинамика техносферы.
3. Становление техноструктуры XXI века. Глобализация технических систем. Понятие технополисов и технопопуляций. Нанотехнологии и биотехнологии.
4. Критерии оценки экономических, социокультурных и социоэкологических последствий развития техники. Информационно-компьютерная революция и искусственный интеллект: философско-методологические аспекты анализа.
5. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Основные параметры научно-инженерной деятельности: научное открытие, изобретательство, рационализаторство, проектирование, дизайн. Проблема проектирования антропотехнических комплексов.
6. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Информатизация, медиатизация современного общества и социальный контроль над человеком.
7. Гносеологические проблемы компьютерной репрезентации знаний.
Темы для рефератов и дискуссий
1. Исторические закономерности развития техники и характерные черты ее современных видов.
2. Проблемы этической и экологической экспертизы технических проектов, технической деятельности и техники.
3. Трансферность и кооперативность – характерные особенности глобализации в развитии современной техники и технологии.
4. Проблемы моделирования нервных клеток и создания новых поколений компьютерной техники.
5. Сущность информационно-компьютерной революции и роль техники в становлении информационного общества.
6. Специфика инженерного мышления и инструментально-технократический подход к развитию и управлению обществом.
7. Характерные черты виртуальной реальности, особенности и направления ее экспансии в жизни современного общества.
Литература
1. Агацци Э. Моральные измерения науки и техники. – М., 1998.
2. Белл Д. Третья технологическая революция и ее возникновение социальноэкономические последствия. – М., 1990.
3. Бурак П. М. Коэволюционная стратегия в становлении ноосферы. – Мн., 2005.
4. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. – СПб., 1996.
5. Гнатик Е. Н. Философские проблемы евгеники: история и современность // Вопросы философии. – 2005. – № 6.
6. Горохов В. Г., Розин В. М. Введение в философию техники: Учеб. пособие. – М., 1998.
7. Капп Э. Основные направления философии техники // Роль труда в развитии человека. – М., 1925.
8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2001.
9. Культура и экология: поиск путей становления новой этики. – М., 1992.
10. Лось В. А. Основы современного естествознания. – М., 2000.
11. Мазур И. И., Козлова О. Н., Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. – М., 2001.
12. Митчем К. Что такое философия техники. – М., 1995.
13. Моделирование сложных систем и виртуальная реальность. – М., 1995.
14. Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. – М., 1991.
15. Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.
16. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993. – № 10.
17. Рабардель П. Люди и технологии. – М., 1999.
18. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. – М., 1993.
19. Симоненко О. Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. – М., 1994.
20. Современные информационные технологии: Ред. Сб. – М., 2002.
21. Становление философии техники: реальность и техника. – М., 1997.
22. Философия техники в ФРГ. – М., 1989.
23. Философия техники: история и современность. – М., 1997.
24. Хрестоматия по философии техники. – СПб., 1998.
25. Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. – СПб., 1998.
26. Ясперс К. Современная техника // Смысл и назначение истории. – М., 1994.
4. ТЕМЫРЕФЕРАТОВ/ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮРЕФЕРАТОВ
1. Особенности философcкого мышления как личностно-индивидуального и социально-критического осмысления действительности.
2. Особенности философского мышления в культурных традициях Запада и Востока.
3. Философия белорусского национального развития: проблемы и перспективы.
4. Славянские социально-культурные традиции и их осмысление в современную эпоху.
5. Исторические тенденции взаимодействия философии и науки.
6. Исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.
7. Классики естествознания о роли философско-методологических оснований в развитии науки.
8. Концепция научных революций Т. Куна.
9. Эпистемология П. Фейерабенда.
10. Философия постмодернизма: основные идеи и принципы.
11. Понятие и интерпретации бытия в классической и неклассической западноевропейской философии.
12. Эволюция представлений о материи в истории философии.
13. Современная наука о строении и свойствах материи.
14. Проблемы познания бесконечности и неисчерпаемости материи в современной физике.
15. Философские проблемы современной космологии.
16. Основные принципы пространственно-временной организации бытия.
17. Специфика биологического пространства и времени.
18. Индивидуальное и социальное пространство и время в бытии человека.
19. Историко-эволюционный подход к пониманию пространства и времени в живой природе (В. И. Вернадский).
20. Проблема конечности и бесконечности исторического и личностного времени в истории культуры.
21. Проблема существования человечества в динамике глобального экологического кризиса и способы ее разрешения.
22. Природа как предмет философского и научного познания.
23. Системно-эволюционная парадигма развития природы.
24. Синергетический подход в объяснении динамики бытия.
25. Диалектика как философская теория развития.
26. Глобальный эволюционизм в становлении современной научной картины мира.
27. Идея гармонии человека и природы на различных этапах его истории.
28. Философские проблемы устойчивого развития системы «общество–природа».
29. Проблема коэволюции общества и природы на путях формирования ноосферы.
30. Современная наука и философия о противоречиях и закономерностях становления ноосферы.
31. Формирование экологического сознания и ноосферного мышления в современную эпоху.
32. Эволюция представлений о единстве человека и Вселенной в философии и науке.
33. Антропный принцип в объяснении происхождения, развития и перспектив существования человека.
34. Космогеобиопсихосоциальная природа человека как проблема современной философии и науки.
35. Основные концепции антропосоциогенеза.
36. Многомерность динамики понимания человека в философии и науке.
37. Человек как биосоциальное существо: современные научные и философские поиски и решения.
38. Наука и философия о происхождении и сущности сознания.
39. Основные философские и научные традиции исследования сознания.
40. Концепция З. Фрейда о структуре психики человека и взаимосвязи ее уровней
41. Неофрейдизм о бессознательном и его социально-культурном происхождении
42. Философский анализ психофизиологической природы сознания.
43. Единство структурных уровней психики человека в его творческой деятельности.
44. Философские и научные проблемы кибернетического моделирования сознания и создания искусственного интеллекта.
45. Сознание, язык и коммуникация.
46. Интеллект, его структура и функции.
47. Аксиологические параметры бытия человека в мире.
48. Проблема смысла жизни в различных социокультурных традициях.
49. Философский анализ проблемы смерти и бессмертия.
50. Диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе развития мировой цивилизации.
51. Современный антропологический кризис и пути выхода из него.
52. Особенности утопического сознания и роль утопии в действиях масс.
53. Планетаризация сознания: основные причины, проявления и тенденции развития.
54. Социальный идеал: причины формирования, противоречивый характер и тенденции осуществления.
55. Особенность восточнославянской ментальности и ее роль в формировании стратегии цивилизационного развития в XXI в.
56. Свобода как право и обязанность.
57. Социальная реальность и основные стратегии ее исследования в современной философии.
58. Марксистская концепция общества.
59. Проблема отчуждения в марксистской и неомарксистской философии.
60. Историческое самоопределение и особенности развития современного белорусского общества.
61. Саморазвитие общества: анализ источников и движущих сил.
62. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества.
63. Кризис в развитии общества (социально-психологический и методологический анализ).
64. Основные концепции и критерии социального прогресса.
65. Проблемы формирования информационного общества.
66. Современное постиндустриальное общество как сетевое и глобализирующееся.
67. Формационная и цивилизационная парадигмы в исследовании исторического процесса.
68. Трансформация и модернизация как механизмы социального становления и творчества в условиях переходного периода.
69. Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный типы цивилизации в истории общества (сравнительный анализ).
70. Этатизм и патернализм: формы проявления и соотношение в истории развития общества.
71. Взаимодействие самоорганизации и организации в жизни общества.
72. Диалог культур в современном мире и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности.
73. Особенности культуры и цивилизации восточнославянских народов, факторы их консолидации и роль в современном мире.
74. Основные парадигмы философского анализа культуры.
75. Традиции и новации в динамике культуры.
76. Экологизация культуры: объективные предпосылки, сущность и проблемы.
77. Природно-климатическая среда как фундаментальный фактор развития экономики.
78. Феномен глобализации: основные тенденции и подходы к решению проблем.
79. Роль субъектов, спонтанной и целенаправленной деятельности в развитии и управлении обществом.
80. Анализ духовного кризиса техногенной цивилизации и поиск путей его преодоления.
81. Роль морали, искусства и религии в духовно-ценностном самоопределении и жизни современного общества.
82. Проблема взаимосвязи национальных общечеловеческих и универсальных ценностей в устойчивом развитии современного общества.
83. Социальная мифология, утопия и идеология в духовной жизни и динамике социального бытия.
84. Философский анализ новейших тенденций в социокультурном развитии мирового сообщества.
85. Основные статусные роли науки в современном мире.
86. Специфика и закономерности научного познания.
87. Научная рациональность и ее основные исторические типы.
88. Становление дисциплинарно-организованной науки в эпоху Возрождения и Нового времени.
89. Функции и особенности науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.
90. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их специфика и взаимосвязь.
91. Научная теория, ее структура и основные функции.
92. Метатеоретические основания науки.
93. Стиль научного мышления и его специфика в конкретном историко-культурном контексте.
94. Проблемы взаимодействия науки и культуры в современном мире.
95. Противоречия и закономерности в развитии науки.
96. Природа и типы научных революций.
97. Феномен паранауки, условия его возникновения и становления.
98. Понятие и основные уровни развития методологии научного познания.
99. Системный подход, его специфика и роль в научном познании.
100. Становление и возможности нелинейной методологии познания.
Основные параметры методологического анализа научного исследования.
101. Методы эмпирического и теоретического исследования.
102. Основные виды и функции обоснования результатов научного исследования.
103. Роль информационных технологий в современном научном познании.
104. Единство объектного языка и метаязыка в проведении научных исследований и формировании терминологии.
105. Принцип многообразия методологических стратегий в научных исследованиях.
106. Методологическая и эвристическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.
107. Организационные формы современной науки, их взаимосвязь и динамика развития.
108. Единство науки и образования, проблема преемственности в их развитии.
109. Особенности, перспективы и важнейшие задачи развития науки в Республике Беларусь.
110. Научное сообщество и статус ученого в современном обществе.
111. Научная коммуникация и ее роль в развитии науки.
112. Проблемы социальной, идеологической, политической, правовой и моральной регуляции научной деятельности.
113. Праксеологическая функция науки в современном обществе.
114. Инструментальная и мировоззренческая ценность современной науки.
115. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
116. Социальные ценности и нормы научного этоса в деятельности ученых.
117. Проблемы перспектив, возможностей и границ современной науки.
118. Основные формы развития научных знаний.
119. Соотношение рационального и иррационального, дискурсивного и интуитивного в научном познании.
120. Интуиция, ее виды и роль в научном познании.
121. Специфика социо-гуманитарного познания и особенности его объектов, методов и познавательных средств.
122. Постнеклассическое естествознание и его особенности.
123. Постнеклассическое гуманитарное знание: особенности, перспективы, ценностные приоритеты.
124. Содержание и философские аспекты неклассического естествознания.
125. Междисциплинарный статус синергетики в постнеклассической науке.
126. Системный анализ и его применение в гуманитарном знании.
127. Системный анализ как основа управления в современную эпоху.
128. Проблемы ценностно-этической направленности развития современного научного познания.
129. Феномен экологизации науки и экологическая экспертиза научных проектов.
130. Техника как объект философского познания.
131. Техника, ее роль и статус в истории цивилизации.
132. Основные направления и перспективы развития современной техники и технологии в контексте социодинамики.
133. Основные тенденции глобализации техносистем и становления техносферы.
134. Информационно-компьютерная революция и ее философско-методологический анализ.
135. Анализ воздействия развития техники на основные сферы жизни общества и его последствий.
136. Технократизм и философско-методологические аспекты гуманизации и экологизации в проектировании антропотехнических комплексов.
137. Проблемы познания и контроля виртуальной реальности в информационном обществе.
138. Социальное значение компьютерной революции.
139. Информатизация и ее роль в социальном контроле над человеком.
140. Взаимосвязь гуманитарных, естественных и технических наук в современном образовании.
141. Основные модели взаимозависимого развития науки и техники.
142. Роль компьютерной техники и технологии в развитии информационной эпистемологии.
143. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки, основные этапы становления и ценностные ориентации.
144. Футурологическая роль философии в условиях глобализации и формирования нового миропорядка.
145. Основные модели, сценарии и социокультурные параметры глобализации.
146. Проблемы сохранения и развития белорусской национальной культуры и государственности в «эпоху глобализации».
147. Философия как методология междисциплинарного синтеза знаний в становлении противоречивого целостного мира.