За 2005[1]г. инфляция на потребительском рынке составила 10,9% против 11,7% в прошлом году.
В январе 2006 г. потребительские цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции повысились на 1,0% (в январе 2005 г. - на 1,1%). Наиболее значительно подорожал сахар-песок – на 10,7%, на что оказал влияние высокий рост цен на мировом рынке сахара. В январе 2005 г. сахар-песок подешевел на 0,7%.
Темпы прироста цен на масло сливочное, а также на молоко и молочную продукцию составили 1,2%. Мясо и птица подорожали на 0,7% (в январе 2005 г. – на 2,1%), рыба и морепродукты – на 0,8% (1,8%).
Удорожание других основных групп продуктов питания в январе составило 0,2-0,7%. Исключение составило масло подсолнечное, цена которого в январе по сравнению с декабрем 2005 г. не изменилась.
В январе 2006 г., так же, как и в январе 2005 г., потребительские цены на непродовольственные товары возросли на 0,4%.
Цены на автомобильный бензин возросли в январе 2006 г. на 0,1% (в январе 2005 г. они снизились на 1,6%). Сохранение в начале 2006 г. нефтедобывающими компаниями ТНК-ВР и Лукойл моратория на повышение цен на бензин, который 19 сентября 2005 г. объявили крупнейшие российские нефтяные компании (он действовал до конца 2005 г.), способствовало ограничению роста цен на этот вид топлива в начале текущего года.
В наибольшей степени в январе текущего года подорожали табачные изделия – на 0,8%. Цены на другие основные виды товаров непродовольственной группы увеличились на 0,1-0,6%.
В январе 2006 г. продолжилось сезонное повышение цен на плодоовощную продукцию. За этот месяц она подорожала на 11,3%, что более чем в 2 раза превысило соответствующий показатель в январе 2005 года (5,1%).
В январе 2006 г. темпы прироста цен и тарифов на платные услуги населению составил 6,2% (в январе 2005 г. – 8,8%). Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства возросли в январе на 13,8% (в январе 2005 г. – на 19,4%). Услуги пассажирского транспорта в январе подорожали на 2,6% (в январе 2005 г. – на 4,4%). Тарифы на услуги предприятий связи повысились на 0,4% против 0,5% в январе 2005 года.
|
Умеренным ростом характеризовалась динамика цен в ряде обрабатывающих производств, продукция которых поступает на потребительский рынок. Так, цены производителей пищевых продуктов (включая напитки) и табака увеличились за 2005 г. на 4,0% (за 2004 г. – на 11,1%), в текстильном и швейном производстве – на 4,2% (8,6%), в производстве кожи, изделий из кожи и обуви – на 5,6% (8,4%).
В декабре 2005 г. цены в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды сохранились на уровне предыдущего месяца. По итогам года их прирост составил 12,6% (в 2004 г. – 12,5%). Больше всего возросли цены в производстве, передаче и распределении пара и горячей воды – на 15,1% (в 2004 г. – на 12,3%).
Благоприятная макроэкономическая ситуация и расширение спроса на продукцию отечественных производителей формировали у потенциальных инвесторов позитивные ожидания дальнейшего роста производства. Улучшение финансового положения организаций создавало условия для роста объемов вложений в основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал, осуществленных в 2005 г., превысил уровень предыдущего года на 10,5% (в 2004 г. – на 10,9%). Динамика вложений в основной капитал в 2005 г. с исключением влияния сезонного и случайного факторов свидетельствует о сохранении тенденции к их росту.
|
Объем работ, выполненных в 2005 г. по виду деятельности «строительство», увеличился по сравнению с предыдущим годом на 10,5% (в 2004 г. – на 10,1%).
В 2005 г. продолжился активный рост жилищного строительства - было введено в действие жилых домов общей площадью 43,6 млн. кв. метров, что на 6,3% больше, чем в 2004 году. При этом значительная часть введенного жилья (40,3%) была построена населением за свой счет и с помощью кредитов.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом возросли на 8,8% (в 2004 г. – на 9,9%).
В структуре источников формирования денежных доходов населения доля оплаты труда (включая скрытую заработную плату) оставалась значительной (64,5%). По сравнению с 2004 г. она снизилась на 0,4 процентного пункта. Доля доходов от собственности увеличилась на 0,7 процентного пункта. Доля социальных выплат практически не изменилась и составила 13%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2005 г. составила 8530 рублей, увеличившись в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом на 9,7% (в 2004 г. - на 10,6%).
Средний размер назначенных месячных пенсий в 2005 г. составил 2364 рубля и в реальном выражении возрос на 9,6% по сравнению с предыдущим годом (в 2004 г. – на 5,5%).
В 2005 г. продолжилась тенденция предыдущего года к превышению темпов роста потребительских расходов населения над темпами роста его доходов, что в условиях увеличения склонности населения к потреблению и снижения доли расходов на сбережения свидетельствует о недостаточно высоком уровне жизни населения. Так, реальные потребительские расходы населения в 2005 году по сравнению с предыдущим годом увеличились, по оценкам, на 10,7% (в 2005 г. - на 11,8%). Увеличение потребительских расходов населения сопровождалось высокими темпами роста банковского кредитования физических лиц.
|
В январе 2006 г. в условиях укрепления номинального курса рубля по отношению к доллару США и сохранения высокого уровня рублевой ликвидности кредитных организаций рос интерес участников рынка к рублевым инструментам. Это способствовало снижению доходности и росту котировок на большинстве сегментов российского финансового рынка.
Проведя сравнительный анализ статистических данных 2004г.,2005г. и 2006г., видим, что в настоящее время наблюдается снижение темпов инфляции по сравнению с прошедшим годом. Но продолжают повышаться цены на продовольственные товары, автомобильный бензин, услуги пассажирского транспорта и многие другие товары и услуги; возросли реальные располагаемые денежные доходы населения, но темпы роста потребительских расходов населения превышают темпы роста доходов; увеличился объем инвестиций, укрепляется номинальный курс рубля.
Глава 3 Методы борьбы с инфляцией
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. XX века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп - вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.
В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане, но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.
Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.
Одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.
Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В зависимости от причин обозначились два ее направления — дефляционная политика и политика доходов.
Дефляционная политика включает методы ограничения денежного спроса путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы. Но она не способствует экономическому росту, а наоборот, снижает темпы производства и приводит к экономическому кризису. Поэтому большинство правительств отказались от ее проведения.
Политика доходов предполагает контроль или полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста.
На практике борьба с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ.
Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.
Заключение
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.
1. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
2. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
3. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
[1] https://www.cbr.ru
https://www.cbr.ru