Проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций




 

Инвестиционный климат – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.

Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются: неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность ''правил игры''.

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

· высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;

· сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

· неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;

· резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается);

· неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.

Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительности труда).

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития страны, уровень безработицы, возможность забастовок.


Заключение

 

Таким образом, в ходе исследования автор пришел к следующим выводам. Иностранные инвестиции оказывают значительное воздействие на состояние государственных финансов. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным. На основе анализа тенденций развития международных экономических процессов можно сказать, что непосредственное воздействие иностранных инвестиций на государственные финансы путем внешних заимствований постепенно снижается. В то же время, особое значение приобретает механизм косвенного воздействия, который осуществляется путем инвестирования реального сектора экономики и последующего перелива капитала.

Приток иностранного капитала в Россию значительно сократился в связи с кризисом 2008 г. На сегодняшний день иностранные инвестиции в России являются одним из главных источником финансирования бюджетного дефицита (кредиты иностранных государств и международных организаций, облигационные займы). С другой стороны, иностранный капитал пока не стал фактором экономического роста даже в тех отраслях и регионах, где его объемы наиболее велики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране, наличием большого количества инвестиционных рисков (правовых, инфляционных, криминальных и др.). То есть, чтобы способствовать увеличению государственных доходов за счет перелива капитала, Правительству необходимо выработать четкий механизм инвестиционной политики, а также предпринять определенные шаги для улучшения инвестиционного климата. Анализируя возможные варианты инвестиционной политики, можно выделить первостепенные мероприятия, которые должны быть осуществлены. Это систематизация законодательной базы, касающейся иностранных инвестиций, определенные меры по борьбе с коррупцией, предоставление налоговых льгот иностранным инвесторам.

Правительством РФ были сформулированы основные направлениями федеральной инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России:

­ совершенствование нормативно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов с учётом стратегических интересов РФ;

­ стимулирование благоприятной для России отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций;

­ активное участие в международном регулировании прямых иностранных инвестиций;

­ развитие политики привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы, включая вопросы координации регулирования прямых иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровне;

Можно предположить, что для осуществления деятельности по указанным направлениям Правительству будет необходимо провести следующий комплекс мер:

­ формулировка базовых принципов политики привлечения прямых иностранных инвестиций;

­ разработка принципов и подходов стимулирования инвесторов;

­ разработка приоритетов привлечения прямых иностранных инвестиций (структурные, отраслевые, региональные, геополитические);

­ создание системы страхования инвестиционных рисков;

­ законодательная поддержка привлечения прямых иностранных инвестиций.

Заинтересованность в привлечении инвестиций из-за рубежа вынуждает создавать систему льгот и гарантий, устанавливаемых как в законодательном порядке, так и в рамках специальных соглашений правительства с конкретными компаниями-инвесторами. При формировании специфических стимулов инвестирования необходимо предусмотреть выполнение инвестором ряда условий и ограничений – по экспорту, по импорту, по занятости, по доле в собственности. Важным аспектом является соединение побудительных механизмов в единый пакет в соответствии с приоритетностью развития отдельных секторов национальной экономики.

Несмотря на прогрессивность постулатов инвестиционной политики разработанной Правительством РФ, практическая деятельность исполнительной власти недостаточна.

В первую очередь необходимо устранить фундаментальные причины слабости российской экономики – незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкую конкурентоспособность, физическую изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства, ликвидировать обширный сектор убыточных производств.

Решение этих проблем требует выработки новых принципов осуществления государственной инвестиционной политики, адекватных задаче подъема экономики страны.

Пробелы в деятельности федеральных органов позволяют говорить, о том, что в РФ практически отсутствует федеральная инвестиционная политика. Основная нагрузка по организации инвестиционного процесса в реальном секторе экономики фактически ложится на регионы.

В современных условиях ключевой проблемой инвестиционной политики для всех без исключения регионов стал поиск источников финансирования. Основную роль в инвестиционном процессе могут играть три источника: собственные средства региональных бюджетов и предприятий и федеральный бюджет. Возможными источниками финансирования также могут стать прямые частные иностранные инвестиции и долгосрочные кредиты российских коммерческих банков.

Однако, как показывает опыт, если привлеченные финансовые ресурсы не будут своевременно инвестированы в соответствующие проекты, то это может привести к очередному экономическому спаду в регионе.

Немаловажным шагом на пути формирования инфраструктуры инвестиционной сферы должно стать создание Регионального Информационного Центра, основными задачами которого является формирование информационной системы в сети Интернет; обеспечение региональной информацией потенциальных российских и зарубежных инвесторов; повышение информированности региональных эмитентов рынка о технологиях и финансовых инструментах других регионов, распространение государственной (не закрытой) информации (реестры инвесторов, законодательство и т.д.).

Одним из обязательных условий предоставления гарантий по проектам, имеющим особое значение для социально-экономического развития области, является страхование, поэтому следует предусмотреть организацию Региональной Страховой Компании.

Если региональным властям удастся избежать ошибок прошлых лет и воспользоваться новыми возможностями, инвестиционная ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации может стабилизироваться сравнительно быстро. Хотя бурный рост инвестиций в ближайшие годы ожидать не приходится, так как экономика России еще должна накопить соответствующие ресурсы, что потребует достаточно длительного времени, но регионы могут сыграть ключевую роль в восстановлении инвестиционных возможностей России.

Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, потенциалом развития. Экономическая самостоятельность и безопасность региональных систем в наибольшей степени зависит от социально-экономического потенциала, размеры и структура которого определяют место региона в территориальном разделении труда, конкурентоспособность производимых в регионе товаров и услуг, а также способствуют комплексному социальному и экономическому развитию региона. Чем больше совокупный потенциал региона, тем больше возможностей имеет регион для устойчивого развития, обеспечения своей экономической самостоятельности и безопасности.

Оживлению инвестиционной активности, притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала до сих пор препятствуют многочисленные негативные явления и процессы в экономике страны и регионов, сопряжённые с трудностями переходного периода. Сложные системы с неограниченным разнообразием состояний, каковыми являются региональные экономики, сегодня требуют нового подхода к эффективному управлению и развитию. В последнее время в научной литературе активно обсуждается проблема "экономического ядра", т.е. такой совокупности рыночных субъектов и процессов, которые могут стать генераторами и точками роста устойчивого развития экономики.

Одним из ведущих в системе важнейших экономических показателей для региона должен быть объём вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов. Экономическая безопасность региона напрямую связана с объёмами реального инвестирования, обновлением основного капитала, оживлением инвестиционной активности, повышением эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционные процессы - пусковые, именно они являются толчком к развитию экономики региона, к активности хозяйствующих субъектов, во многом определяя ход других экономических процессов.

Таким образом, важнейшим инструментом системы управления инвестиционной деятельностью в регионе должна стать осмысленная региональная инвестиционная политика.

 


Список использованной литературы

 

1. Указ президента РФ «О полномочных представителях Президента РФ в федеральном округе» от 13.05.2002, № 840

2. Экономические проблемы становления российского федерализма, отв. ред. С.Д.Валентей. РАН, институт экономики, М. 2007

3. Сапегина О.П., Проблемы формирования региональной инвестиционной политики, сборник «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе», Иркутск, 2007

4. Дорошевич О.М. Региональная инвестиционная политика, материалы шестого научного семинара "Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе", 2008



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: