ПРИМЕР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН




1Расположите в хронологической последовательности следующие феномены духовной культуры:

а) наука,

б) мифология,

в) философия.

2 Выделите представителей философского материализма:

а) Д. Юм, б) Демокрит,в) М. Хайдеггер, г) К. Маркс, д) П. Гольбах, е) Лао-цзы.

3. Соотнесите суждения о характере взаимосвязи философии и науки с перечисленными философскими традициями:

1. Марксизм; 2. Позитивизм; 3. Натурфилософия а) философия -- “царица наук”; б) наука сама себе философия; в) философия вооружает науку общим методом познания

.

4.Выделите представителей философии Древней Индии: Лао-цзы, Платон, Конфуций, Сиддхартха Гаутама, Сократ, Пифагор, Шанкара, Зенон, Парменид, Г. Гегель, Сенека.

5.Установите соответствие основных категорий и философских систем, к которым они принадлежат:

1. Философия Древней Индии 2. Философия Древнего Китая   а) инь-ян, б) майя, в) нирвана,г) сансара, д) дао,е) ли, ж) карма, з) сяо  

6. Укажите древнегреческих философов, разрабатывавших проблему первоначала и единой основы мироздания:

а) Платон, г) Гераклит, ж) Сократ,

б) Фалес, д) Анаксимен, з) Пифагор.

в) Протагор, е) Анаксимандр,

7. Определите, кому из философов античности может принадлежать следующее высказывание: "Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет":

а) Гераклиту,

б) Зенону,

в) Демокриту.

8. Дополните высказывание: Формирование классической науки и механической картины мира, происходившее в Новое время, в частности опиралось на античное учение об _________.

(идеях, движении, атомах, апориях, космосе, силлогистике)

9. Установите, какое из следующих высказываний является правильным:

а) школа философов-софистов содержательно предшествовала учению Сократа;

б) учение Сократа было идейным фундаментом философской школы софистов.

10. Закончите фразу: Древнегреческий философ Сократ, вступая в диалог с собеседником и желая, чтобы тот самостоятельно обнаружил степень своего незнания предмета обсуждения, использовал метод _______.

11. Назовите имя философа -- автора философско-политической работы "Государство", в котором раскрывается представление об идеальном государстве:

а) К. Маркс, г) Платон,

б) Г. Гегель, д) Аристотель.

в) Конфуций,

12. Определите, кто из древнегреческих философов осуществил синтез и систематизацию всего комплекса античного научно-философского знания:

а) Аристотель,

б) Парменид,

в) Платон.

13. Назовите представителей философии средневековья: Августин Блаженный, Николай Кузанский, Демокрит, И. Росцелин, Эпикур, Г. Галилей, П. Абеляр, У. Оккам, Ф. Бэкон, И. Дунс Скотт, Фома Аквинский, Парменид, Анаксимен Милетский.

14. Установите соответствие, позволяющее определить время жизни названных философов:

1. Августин Блаженный 2. Фома Аквинский а) XV в. б) IX в. в)XIII в. г) IV -- V в.в. д) III в.

 

15. Определите понимание человека, характерное для философии Возрождения:

а) человек -- это общественное животное;

б) человек -- это мыслящее существо;

в) человек -- это творец, художник;

г) человек -- это созданное Богом привелегитрованное существо, повелитель всего созданного до него;

д) человек -- это микрокосм.

16.. Выберите необходимые пункты из 2-го столюца таблицы и установите соответствие между философскими традициями и выбранными методами исследования, к которым они тяготеют:

 

1. Эмпиризм; 2. Рационализм а) индуктивный метод научного познания; б) компьютерное моделирование; в) математические методы исследования; г) вычислительный эксперимент; д) интеллектуальная интуиция; е) экспериментальное исследование природы; ж) религиозное откровение; з) дедуктивный метод в научном познании

 

17. Установите соответствие, позволяющее причислить названных философов к эмпиризму или рационализму:

1. Эмпиризм 2. Рационализм а) Р. Декарт б) Ф. Бэкон в) Г. Лейбниц г) Б. Спиноза д) Дж. Локк е) Т. Гоббс

 

18.. Выделите представителей философии французского Просвещения: Д. Юм, Дж. Беркли, Д. Дидро, И. Кант, П. Гольбах, Т. Гоббс, Р. Декарт, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье.

. 19. Определите хронологические рамки немецкой классической философии:

а) XVII в.,

б) вторая половина XVIII в.,

в) XV в.,

г) середина XVIII в.-- середина XIX в.,

д) середина XVII в. -- середина XVIII в.,

е) XIX в.

20. Закончите фразу: Основоположником немецкой классической Философии является _______

21. Допишите фразу: Самая развитая форма диалектики как теории развития в рамках немецкой классической философии была разработана ______.

22. Определите, каким существом является человек, по Л. Фейербаху:

а) историческим и социальным,

б) природным,

в) биопсихосоциальным.

23. Назовите представителей философии жизни XIX века: Г. Гегель, Ф. Ницше, Ф. Энгельс, С. Кьекегор, В. Дильтей, О. Конт, А. Шопенгауэр.

24. Расположите в хронологическом порядке основные исторические этапы взаимоотношения философии и частных наук:

а) философия и наука и противоположны, и едины;

б) философия и частные науки находятся в нераздельном единстве;

в) философия -- это "наука наук".

25. Понятия «ризома», «симулякр» используются в философских построениях

а) метафизики, б)постмодернизма, в)герменевтики,г)постпозитивизма,д)пантеизма.

26. В философских школах стоиков и эпикурейцев термин «автараксия» употреблялся в значении:

а) безмятежное состояние духа (невозмутимость),б) самоустранение от государственной жизни, в) разумный мировой логос, г) апатия

27. Идеи неотомизма развивают:

а) радикальная теология, б)П.Тиллих и Д.Бонхоффер,в)современные последователи Аквината, г)неомарксисты, д) представители протестантской теологии.

28. Вставьте в текст пропущенные слова из нижеперечисленных:

а) искусство, г) наука,

б) философия, д) мифология.

в) религия,

Первая форма мировоззрения,_________, была доинтеллектуальной, вторая,_______, надинтеллектуальной, т.е. не нуждающейся в логике и рациональном знании. В свою очередь, ______, выдвинула на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения.

29 Определите функцию философии, о которой идет речь в высказывании русского философа XIX века В.С. Соловьева: "...безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни...":

а) социально-критическая функция,

б) методологическая функция,

в) мировоззренческая функция.

30 Соотнесите предложенные характеристики с двумя эпохами в развитии европейской философии:

1. Классика 2. Постклассика   а) культ разума; б) обращение к иррационализму; в) понимание истины как достоверного знания; г) усиливающийся интерес к человеку; д) противостояние материализма и идеализма; е) фрагментация проблемного поля философии.

 


Словарь–справочник

Абдрукция ( от лат. abducere – отводить) – этап познавательной деятельности, состоящий в формировании умозаключений на основе эмпирических фактов и предшествующий выдвижению объясняющей их гипотезы.

 

Абиогенез (отгреч. a – отрицание + bios – жизнь + genes – рождающийся, рожденный) – теория происхождения жизни путем постепенного усложнения веществ неорганической природы и возникновения биополимеров, которым присущи основные свойства живого.

 

Абстракция (от лат. аbstractio – отвлечение): 1) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментное (абстрактное); 2) одна из сторон познания, состоящая в мысленном отвлечении от ряда свойств и отношений предметов и выделении интересующего в данный момент субъекта какого-либо свойства или отношения; 3) в узком смысле – результат абстрагирующей деятельности мышления: различного рода «абстрактные предметы», представляющие собой как отдельные понятия и категории, так и их системы.

 

Абстрактный (идеальный) конструкт – основной структурирующий элемент системы знаний, который представляет собой совокупность идеальных (мысленных) элементов и их связей, отражающих различные стороны и свойства познаваемого объекта.

 

Автопоэзис, аутопоэз (от греч. auto – сам + poiesis – создание, производство) – самопостроение, самовоспроизводство живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта только их самих без разделения на производителя и продукт.

 

Агностицизм (от греч. аgnostos – непознаваемый) – философское учение, частично или полностью отрицающее познаваемость объективного мира и объективное значение истины.

 

Адекватность (от лат. adaequatos – приравненный, равный) – соответствие, равенство, эквивалентность, соразмерность, верность, точность. В теории познания – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений реального мира.

 

 

Адроны (от греч. adros – сильный) – общее название элементарных частиц, подверженных сильному взаимодействию.

 

Аксиология (от греч. аxiа – ценность + logos – слово, учение) – философское учение о ценностях, их социальном и личностном значении, историко-культурном происхождении и влиянии на развитие культуры.

 

Аксиома (от греч. axioma) – 1)исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательств других положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательства; 2) бесспорная, не требующая доказательства истина.

 

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, принимающий в качестве ее основы априорные положения, из которых все остальные утверждения теории выводятся логическим путем. Полная аксиоматизация теорий невозможна.

 

Алармизм (от франц. аlarme – тревога, беспокойство) – представления о взаимодействии общества и природы, содержание которых сводится к идее неизбежности разрушения природы и гибели человечества как следствия развития общества за счет природы.

 

Алгоритм (от algorithmi, algorismus, первонач. – лат. транслитерация имени математика аль-Хорезми) – способ, правило или программа решения исследовательских задач, предписывающие осуществлять множество упорядоченных, эффективных познавательных, счетных действий по переходу от определенного исходного состояния какой-либо системы к конечному, в определенном смысле завершенному (решению задачи).

 

Альтернатива (от франц. аlternative, лат. alter – один из двух): 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями в научном обосновании, в логических рассуждениях; 2) каждая из исключающих друг друга возможностей.

 

Амбивалентность (от греч. amphi – вокруг, около, с обеих сторон + лат. valentia – сила) – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект, событие, явление вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию, любовь и ненависть, счастье и страдание и т. д.)

 

Анализ ( от греч. analysis – разложение, расчленение) – метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части. В научном познании существуют различные виды анализа: простой, сложный, качественный, количественный, химический, спектральный, математический, гармонический, структурно-функциональный, системный и др.

 

Аналитический ( отгреч. analytikos) – относящийся к анализу, основанный на применении анализа; служащий для анализа, обладающий способностью анализировать.

 

Аналитическая философия – направление западной философии ХХ в., в котором анализ языковых средств выражения знаний рассматривается как основной способ постановки и решения философских проблем.

 

Аналогия (от греч. analogia – соответствие, сходство): 1) сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями; 2) установ-ление сходства некоторых сторон, свойств и отношений между нетождественными объектами; познание путем сравнения, на основе чего делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии.

 

Анаэробные организмы – организмы, живущие при отсутствии свободного кислорода (многие бактерии, некоторые черви, моллюски).

 

Анимизм (от лат. anima – душа) – верование в наличие души как независимого начала у человека, животных, растений, предметов неорганической природы.

 

Аннигиляция (от лат. annihilatio – превращение в ничто, уничтожение) – в современной физике этот термин используется для обозначения превращения элементарной частицы и античастицы при их столкновении в другие частицы, например электрона и позитрона в фотоны.

 

Аномия (от франц. аnomie – отсутствие закона, организации) – состояние части общества и отдельных людей, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, негативном и равнодушном отношении к обязывающим его нормам поведения и деятельности, в преступности.

 

Антивещество – вещество, образованное из античастиц.

 

Антикумулятивизм (от греч. anti – приставка, обозначающая противоположность или враждебность чему-либо, + лат. cumulatio – увеличение, скопление) – модель развития научного знания, отрицающая в противовес кумулятивизму его непрерывность и преемственность и преувеличивающая роль революционных скачков в познавательной деятельности и науке.

 

Антиномия (от греч. antinomia – противоречие в законе) – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Антиномии являются отражением противоречий самой действительности.

 

Античастица – элементарная частица, масса и спин которой точно равны массе и спину данной, а электрический заряд, магнитный момент и другие соответствующие характеристики равны по величине, но противоположны по знаку. Например, позитрон является античастицей электрона, антипротон – протона, антинейтрон – нейтрона.

 

Антисциентизм (от греч. anti – против и scientia – знания, наука) – характерная для общественного сознания ХХ в. философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшить жизнь людей, чреваты катастрофическими последствиями для всего живого на Земле.

 

Антропный принцип (от греч. anthropos человек + лат. principium основа, начало) – фундаментальное положение современной науки и философии, заключающееся в следующем: Вселенную необходимо рассматривать как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек, связанный с ее физическими параметрами, и поэтому Вселенная должна изучаться как «человеко-размерный объект».

 

Антропогенез (от греч. antropos – человек + греч. genos – рождение) – учение о происхождении человека.

 

Антропоиды (от греч. anthropoeides – человекообразный) – иначе семиды, понгиды – человекообразные обезьяны.

 

Антропологизм (от греч. anthropos – человек + logos – учение) – представления о человеке как о высшем продукте природы, биологизация человека; объяснение явлений общественной жизни на основе свойств и потребностей отдельных людей как биологических существ, не учитывающее их социального происхождения; познавательная ориентация, согласно которой понятие «человек» является основной мировоззренческой категорией, исходной при объяснении природы, общества и мышления.

 

Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек + morphe – форма) – наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, небесных тел, мифических существ; представление богов в человеческом образе.

 

Апокалипсис (от греч. apokalуpsis – букв. откровение) – часть Библии, одна из книг «Нового завета», в которой содержатся рассказы о судьбах мира, пророчества о «конце света».

 

Апория (от греч. aporia) – в античной философии – логическое заблуждение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. В более широком значении – трудноразрешимая проблема, обусловленная связью с противоречием между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом.

 

Апостериорный (от греч. a posteriori – из последующего) – приобретенный опытным путем, основанный на опыте фрагмент знания; обозначение знаний, полученных в результате осуществления опыта, опытным путем.

 

Апперцепция (от лат. ad – к, perceptio – восприятие) – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.

 

Априорный (от лат. a priori – из предшествующего, до опыта) – характеристика фрагмента знания, предшествующего опыту, независимого от опыта.

 

Аргумент (от лат. argumentum) – логический довод, суждение или их совокупность, которые служат основанием для доказательства истинности каких-либо других суждений, законов, теорий.

 

Аргументация (от лат. argumentari): 1) приведение логических доводов, аргументов для обоснования истинности какого-либо положения; 2) совокупность доводов в пользу чего-либо.

 

Аргументировать (от лат. argumentari) – доказывать, приводить доводы, аргументы.

Артефакт ( от лат. arte – искусственный + factus – сделанный) – созданный человеком искусственный объект.

Архетип ( от греч. arche – начало + typos – образ): 1) прообраз, первоначальный образ, идея; 2) в аналит. психологии К. Г. Юнга – структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям и выявляющиеся через сны, образы, мифы, выступающие регулирующими принципами творчества, составляющие основу общественной символики.

 

Архитектоника (от греч. architehtonikë – строительное искусство) – художественное выражение закономерностей строения, структуры. Термин, используемый М. М. Бахтиным: архитектоника мира художественного видения упорядочивает пространственные, временные и смысловые формы.

 

Архэ (от греч. arhē) в древнегреческой философии – начало, принцип, отправная точка познания.

 

Атрибут (от лат. attributum – приданное) – неотъемлемое, существенное свойство объекта.

 

Аттрактор (от лат. attrahere – притягиваю; to attra ct – притягивать) – состояние, пространство, точка притяжения в динамике систем, структур, процессов или отрезок их эволюционного пути от точки бифуркации до необходимого финала. В другой интерпретации под аттрактором понимается устойчивое состояние (структура) системы, которое как бы «притягивает» к себе все множество «траекторий» системы, определяемых различными начальными условиями, т. е., попадая в сферу аттрактора, система неизбежно эволюционирует к этому устойчивому состоянию (структуре). Аттрактором называется реальная структура в открытых нелинейных средах. Его образ – воронка водоворота.

 

Аттрактор странный – область фазового пространства, заполненная хаотическими смешивающимися траекториями в динамике одной или нескольких систем, структур, процессов. Согласно И. Пригожину – это «привлекающий хаос».

 

Аутентичный (от греч. authentikos): 1) подлинный, исходящий из первоисточника; 2) соответствующий собственной природе.

 

Аэробные организмы – большинство живых организмов, которые могут существовать только при наличии свободного молекулярного кислорода.

 

Биогенез (от греч. bios – жизнь + genes – рождающийся, рожденный) – концепция, согласно которой все живое может происходить только от живого, поскольку якобы между живой и неживой природой находится непреодолимая преграда.

 

Бионика – наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания новых механизмов, приборов, систем.

Биосфера (от греч. bios жизнь + sphaire шар) – область распространения жизни на Земле, включающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и литосферу, населенные живыми организмами.

 

Биотехнология: 1) пограничная между биологией и техникой научная дисциплина, изучающая пути и методы изменения окружающей человека природной среды в соответствии с его потребностями; 2) совокупность методов, приемов производства продукта с помощью биологических агентов. Биотехнология опирается на генную, клеточную, экологическую инженерию и прикладную (инженерную) биологию.

 

Биоэтика (от греч. bios жизнь + ethos – обычай, нравственный характер) – междисциплинарное научное направление, возникшее в 60-е гг. ХХ в. на стыке философии, этики, биологии, медицины и других наук, в котором отношение к живой природе рассматривается в свете нравственных ценностей, включая и этические проблемы развития современного естествознания.

 

Бифуркация (от лат. bifurcus – раздвоенный) – разветвление в траектории движения, развития системы в определенной точке (бифуркации); «точка» возникновение новых тенденций развития.

 

Вакуум физический (от лат. vacuum – пустота + греч. physis – природа) – в квантовой теории поля означает низшее энергетическое состояние квантовых полей, характеризующееся отсутствием стационарных (реальных) частиц. Все квантовые числа физического вакуума (импульс, электрический разряд и др.) равны нулю, но это не абсолютная пустота. В вакууме находятся виртуальные частицы, которые рождаются, вступают в сложные взаимодействия между собой, имеют мимолетное бытие, очень быстро исчезают.

 

Вербализованный (от лат. verbum – слово) – выраженный в слове.

 

Верификация (от лат. verus – истинный + facere – делать) – проверка истинности теоретических положений, установление достоверности научных знаний опытным путем (с помощью наблюдения, измерения, эксперимента).

 

Визуальный (от лат. visus – зрение, вид, зрелище) – зрительный.

 

 

Взаимодействие – понятие, выражающее всеобщность процесса и результатов воздействия различных объектов друг на друга, вследствие чего происходит их взаимное изменение, появление нового качества, развитие.

 

Виртуальный (от лат. virtualis - возможный) такой, который может или должен проявиться, приобрести способность существования при определенных условиях.

 

Виртуализация (общества) – процесс замещения реальных вещей, действий, поступков, связей их образами в экономике, политике, науке, искусстве, информационно-вычислительной (компьютерной) технике и в других сферах. Виртуализация является определяющей характеристикой виртуальной реальности.

 

Виртуальная реальность (от средн. лат. virtus - потенциальный, возможный, доблесть, энергия, сила, мнимый, воображаемый + лат. realis – вещественный, действительный, существующий) в постклассической науке – совокупность объектов порождаемого уровня реальности, который является результатом, (следствием) активности низлежащего, порождающего ее слоя. Актуальное существование объектов в виртуальной реальности полностью обусловлено непрерывным процессом их воспроизведения порождающей реальностью, и при его завершении эти объекты исчезают.

 

Виртуалистика – подход в современной философской литературе согласно которому основу понимания сущности явлений виртуальных объектов (реальности) составляет признание наличия полионтичности, или множественности миров, промежуточных реальностей и соответствующая научная реконструкция природы.

 

Виртуальная частица – элементарная частица в промежуточных (ненаблюдаемых) состояниях, существованием которой в квантовой механике объясняют взаимодействия и превращения частиц.

 

Возражение – процесс развертывания аргументов (аргументация) или собственно аргументы, в различной степени опровергающие истинность каких-либо утверждений.

 

Вопрос – поисковая форма научного знания, выражающая неполноту сведений о чем-то и включающая в себя установку на получение информации о предмете интереса (познания).

 

Всеиндуктивизм –признание в XVII–XIX вв. метода индукции как базового для создания теории во всех науках.

 

Всесторонность – философский принцип познания и других форм деятельности, в которых проявляется всеобщая связь всех явлений.

 

Гедонизм (от гр. hedone – наслаждение) – философско-этическое учение, согласно которому целью жизни и высшим благом человека является наслаждение; то что приносит наслаждение, считается добром, а страдание – злом.

 

Генезис (от греч. genesis – происхождение, возникновение) – философская категория, выражающая процесс образования и становления какого-либо явления.

 

Генерализация – обобщение; подчинение частных явлений общему принципу.

 

Генетический метод – совокупность приемов исследования процессов возникновения и становления развивающихся объектов, явлений.

 

Геном (от англ. genome, греч. genos – происхождение) – совокупность генов, содержащихся в однородном наборе хромосом данной растительной или живой клетки.

 

Герменевтика (от греч. hermеnеutike – искусство истолкования) – направление в методологии гуманитарного познания, исследующее проблемы интерпретации, перевода и понимания разнообразных текстов.

 

Генобиоз (от греч. genes - рождающийся + bios – жизнь) – методологический подход в решении проблемы происхождения жизни, основанный на убеждении в первичности молекулярной системы со свойствами первичного генетического кода.

 

 

Гетерогенность (от греч. heterogenes – неоднородный) – разнородность; неоднородность (например, элементов, входящих в систему).

Гештальт (от нем. G estalt – форма, образ, облик) – главное понятие гештальтпсихологии – науки о человеческой психике, основанной на принципе целостности (целостного образа) при анализе психических явлений.

Гилозоизм (от греч. hyle – здесь: вещество + zoe – жизнь) философское учение о всеобщей одушевленности материи.

 

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, основа, предположение) – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе некоторых фактов, отличающееся неопределенностью и нуждающееся в доказательстве.

 

Гипотетико-дедуктивный метод – метод теоретического исследования, заключающийся в образовании системы гипотез, связанных между собой дедуктивно, на основе чего выводятся утверждения об эмпирических фактах.

 

Гипотетический реализм – один из подходов в теории познания, полагающей, что все суждения человека о реальном мире имеют гипотетический характер.

 

Глобализация (от франц. global – всеобщий, лат. globus – земной шар):1) объективно-имманентная, необходимая тенденция формирования единого мирового сообщества (глобального социума), осуществляющаяся посредством взаимодействия и становления планетарной целостности основных сфер жизни различных национальных государств и народов – экономической, технико-технологической, информционно-коммуникативной, экологической, политической, культурной и т.д.; 2) в узком смысле – совокупность процессов образования единой мировой экономики, единого, мирового рынка товаров, капитала и услуг, а также в определенной степени мирового рынка рабочей силы; 3) организация асимметричной, утилитарной модели регулирования процессов мирового развития в экономике, геополитике, национально-государственном устройстве и других областях формирования планетарного социума, направляемого на преимущественно избирательное самовоспроизводство и обеспечение доминирующей роли определенного субъекта современной истории. Глобализация имеет противоречивую природу, характеризуется взаимной обусловленностью, взаимозависимостью, неоднозначным (позитивным и негативным) проявлением на уровне регионов и отдельных государств (локализация), и потому в исследовании процессов становления планетарного социума формируется так называемый локальный подход. Общепринятого определения понятия «глобализация» в литературе, посвященной данной проблематике, пока не сложилось.

 

Глобализм: 1) в широком значении – совокупность теоретических представлений о миросистемных закономерностях развития современной цивилизации, основу которых составляет признание определяющей роли процессов планетарной созависимости в жизни народов и государств, интегративных тенденций в формировании единого мирового социума и необходимости создания адекватной международной системы регулирования различных сторон его жизни; 2) в узком смысле – теоретически обоснованная идеологическая и политическая установки, а также совокупность нормативных представлений соответствующей деятельности, основу которых составляет идея реальной возможности построения устойчивой системы международных отношений посредством одностороннего генерирования и концентрации средств, сосредоточения управляющих механизмов в сферах экономического, политического, культурного, технического и прочих направлений развития мирового сообщества с целью построения униполярного (однополюсного) мира. В этом плане глобализм представляет собой социальную модель политического и экономического мироустройства, обеспечивающего доминирование ценностей и образа жизни одной из цивилизаций, существующих в современном мире.

 

Глобалистика – новая организационная форма науки постнеклассического типа; полидисциплинарно-кооперативная область знания; наука, изучающая наиболее общие закономерности развития человечества, становление внутренне взаимозависимого, связанного планетарного социума и проблемы управления им в единстве, взаимодействии глобальных сфер человеческой деятельности – экономической, социальной, экологической, политической и др. Предметом глобалистики являются глобальные отношения во всех данных сферах деятельности, а также общие перспективы устойчивого развития, существования мировой цивилизации.

 

Глобальный эволюционизм (от франц. global – всеобщий, лат. globus – шар + лат. evolutio – развертывание) – интегративное исследовательское направление, содержанием которого является мировой эволюционный процесс, осуществляющийся вследствие действия общих принципов самоорганизации материи. Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: космическую, химическую, биологическую, социальную в их преемственной связи.

Гносеология (от греч. gnosis – познание + logos – учение) – теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способность человека познавать действительность.

 

Гомоморфный –соответствующий (аналогичный) по некоторым параметрам структуре какого-либо объекта.

 

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание самоценности личности, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

 

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – метод познания, заключающийся в построении мысленных операций, направленных от общих суждений к частным, выведение частного из общего.

 

Деконструкция – философское понятие, имеющее отношение к структурам; процедура расслоения, разборки, разложения лингвистических, логоцентрических, исторических, этимологических и других структур различных высказываний и текстов с целью выявления понятий и элементов теорий, «инаковости другого», существующих в скрытом виде.

 

Демаркация в науке – определение границ между эмпирическими и теоретическими науками, наукой и философией, научным и вненаучным знанием.

 

Детерминизм (от лат. determinare – определять) – философская концепция об объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества.

 

 

Детерминированный хаос – одно из направлений синергетических исследований, в рамках которого изучаются виды хаоса и различные сценарии перехода к хаосу детерминированных (динамических) систем.

 

Дефиниция (от лат. definitio – определение) – определение какого-либо понятия, отражающее его существенные признаки.

 

Диалектика (от греч. dialektike [techne] – искусство вести беседу) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении метод мышления и действия.

Диверсификация –изменение, разнообразие.

 

Динамические законы – объективные, необходимые, существенные связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов, при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказание на основе динамических законов (в отличие от статистических) имеет точно определенный, однозначный характер.

 

Дискретный (от лат. discretus – раздельный, прерывистый) – прерывный, состоящий из отдельных частей. Соответственно: дискретность – прерывность.

 

Дискурсивный (от позднелат. discursus – рассуждение, довод) – рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный, в отличие от чувственного, созерцательного.

 

Дискурс (от лат. discoursus – беседа, аргумент, разговор) – последовательное развертывание мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию познаваемого предмета как целостного до логического анализа его частей; процесс получения знаний посредством логических рассуждений.

 

Диссипация ( от лат. dissipatio – рассеивание) энергии – переход энергии упорядоченного движения в энергию хаотического движения (теплоту).

 

Диссипативные структуры – новые, образующиеся структуры, требующие для своего становления большого количества энергии, поступающей в основном извне.

 

Дифференциация (от франц. differentiation, лат. differentia – различие) в научном познании – необходимый этап развития, направленный на вычленение, более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.

 

Доказательство – мысленная логическая процедура, при которой выражение с неизвестным пока значением выводится из высказываний истинность которых уже установлена.

 

Доктрина (от лат. doctrina – учение) – учение, научная или философская теория, руководящий, теоретический или политический при



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: