Горе и страдание – неизбежные акты космической драмы. Не Бог эти бедствия определяет, человек сам привлекает их как возмездие за свои злодеяния. Это исправляющее наказание, которое заставляет человечество оставить неверный путь и обратиться на путь правый.
* * *
Бесчеловечность людей по отношению друг к другу и ко всему творению выражается в виде природных катастроф. Это не Бог насылает бедствия, а человек сам притягивает их к себе, как ответ на свои греховные деяния.
* * *
Несомненно, рост эгоизма провоцирует определенные последствия: большие скорби и очищение. Мир – тело Божие. В этом теле развивается рак, и его следует удалить.
* * *
Вы пожинаете в настоящем то, что посеяли в прошлом. А то, что сеете в настоящем, пожнете в будущем. Воистину, и прошлое, и будущее сокрыты только в настоящем.
* * *
Если в сердце царит праведность, прекрасным будет характер. Если в характере красота, будет гармония в доме. Если в доме гармония, будет порядок в обществе. Когда будет порядок в обществе, будет и мир в мире.
* * *
Силы зла будут уничтожены их же собственной низостью, они роют яму, в которую сами же и провалятся, их действия вызывают реакцию, разрушительную для них самих.
* * *
Враг испытывает удовольствие, оскорбляя тебя, но тем самым он укорачивает список твоих недостатков, которые ты должен изжить через страдания. Чем сильнее и грязнее оскорбления, тем скорее и ярче проявится твой свет. Враг впитывает твои грехи и их последствия.
* * *
Рождение зависит от того, как происходит смерть. Первой приходит смерть, рождение следует позже. Принято верить, что люди рождаются, чтобы умереть, а умирают, чтобы родиться вновь. Это не верно. Вы рождаетесь, чтобы обрести возможность не рождаться снова.
* * *
Зрелый ученик не страдает от порывов ветра судьбы и переменчивой удачи, только незрелый человек переживает от каждого дуновения.
* * *
Человечество – единая общность; нанося вред себе, вы вредите всем. Помогая кому‑то распрямиться, вы распрямляетесь сами.
* * *
Прикосновение Божественности освобождает от всех кармических пут.
* * *
Всему, что рождено, суждено умереть, все, что построено, разрушится.
* * *
Твоя природа и твои склонности формируются в соответствии с тем, как ты любил и работал, как питался и сражался на протяжении многих прошлых жизней.
* * *
Когда человек сочетается с Божественным Законом, то детищем этого союза будет непоколебимый внутренний мир и покой.
* * *
Вы сеете семена горечи и молитесь в надежде на сладкий урожай. Вы жалуетесь на плохую почву, на сорняки, на дождь. Но при чем тут они, если сами семена больны и изуродованы?
* * *
Божественный закон может причинить вред тем, кто пытается разрушить его, и защитить тех, кто следует его правилам.
* * *
Сущность Божественного закона сформулирована в изречении: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
* * *
Избегайте деяний, причиняющих вред другим людям. Если вы осознаете безнравственность каких‑то действий и все же совершаете их – это нарушение Божественного Закона.
* * *
Религиозные предписания основаны на любви, и вся система нравственных законов и правил основана на любви. В мире, где повсюду попирается и отвергается Божественный Закон, дороги, ведущие к спасению – это умиротворение и терпимость.
* * *
Когда нищий подходит к твоему дому и говорит: «Дай мне поесть», то не прогоняй его как попрошайку, а прими его как посланца Бога. Когда он просит еды, он косвенно передает послание: «Я сегодня прошу еды, потому что в предыдущей жизни я не дал еды тому, кто просил ее. Учти, если ты не накормишь меня, то в следующей жизни тебя постигнет та же участь».
* * *
Святым, мудрым, твердым в вере людям, не важно, хвалят их или оскорбляют. Оскорбления обращаются против тех, кто их наносит.
* * *
Горе, которое ты причиняешь другим, будет душить тебя, переплавившись в ненависть. Оно падет на твою собственную голову с удесятеренной силой.
Потоки радости
Способность контролировать свои чувства есть мерило духовного совершенства личности.
* * *
Сердце, преисполненное сострадания, – храм Божий. Отправляйся в путь пораньше, продвигайся не спеша, достигнешь цели вовремя.
* * *
Тебе не нужен никто другой, чтобы стать счастливым, ибо ты само счастье. Первый признак религиозности проявляется в радости.
* * *
Будь счастлив. Дари счастье другим. Все будут счастливы – Бог будет счастлив.
* * *
В мире нет ничего нечистого. Если Господь присутствует везде и во всем, то как может быть что‑то нечистым? Даже если что‑то кажется нам нечистым, оно очищается от прикосновения имени Божьего.
* * *
Будь в мире, но не позволяй миру войти в тебя.
* * *
Красота – это блаженство. Блаженство – жизненный нектар.
* * *
Приняв на себя ответственность за собственный рост, ты ощутишь прилив новых сил с первого же шага. Тебя охватит новая, чистая радость; тебе будет даровано предвкушение полного блаженства; тебя оживотворит новая святость.
* * *
Даже нектар бессмертия опасен для жизни, если его пить через нос.
* * *
На язык попадают разные жиры, масло, но он сам от этого не становится сальным; цвет глаз не изменяется от угольной пыли. Ум тоже не должен поддаваться чувствам.
* * *
Боль убивает радость; радость же – не что иное, как отсутствие боли. И почему человек должен влачить свое существование, будучи прикован к земле, потребляя год за годом огромное количество пищи и не испытывая ни радости, ни покоя? Так займись духовной практикой, просвети свой разум, и поделись светом с теми, кто оказался рядом с тобой.
* * *
Если ты стремишься к выгоде, то приготовься и к потерям. Откажись от желания вознаграждения, и ты станешь свободным. Пожелай его – и ты связан.
* * *
Подлинное счастье заключено в твоем собственном уме и пребывает в твоих мыслях. Но не умея использовать свой разум верно, не развивая отречения от плотских устремлений и веру в Божественное, ты не получаешь плодов своих деяний.
* * *
Одно из первых правил праведной жизни – хранить молчание. Ибо голос Бога, пребывающего в сердце каждого, различим лишь тогда, когда язык бездействует и бури мысленные улеглись, уступив место душевному спокойствию.
* * *
Недостатки, которые вы находите у других, присущи вам самим, и когда вы исправите себя, мир тоже исправится.
* * *
Если вы станете говорить тихим голосом, то и другие не будут повышать голос. Вам надлежит задавать тон. Говорите настолько тихо, чтобы вас слышали только те, к кому вы обращаетесь. Не растрачивайте энергию звука, храните его; это сокровище, принадлежащее эфиру, стихии, являющейся эманацией самого Святого Духа.
* * *
Посадите в сердце древо божественной мудрости. Поливайте его любовью, удобряйте верой и решимостью и боритесь с вредителями такими средствами, как молитва и общение со святыми.
* * *
Ум дан человеку для того, чтобы он питал благие мысли и произносил лишь добрые, полезные и приятные слова.
* * *
Распространяйте вокруг себя атмосферу высшего умиротворения.
* * *
Ищите основу видимого в невидимом. У высокого дома фундамент глубоко в земле.
* * *
Здоровое тело – лучший сосуд для здорового ума. Чистое сердце – храм Божий.
* * *
Каждый орган чувств является выходом для внутренней энергии человека. Ее истечение привязывает к внешнему миру. Ум постоянно побуждает чувства устремляться наружу и привязываться к объектам. Ум необходимо подчинить различающему сознанию, и тогда из вредителя он превратится в помощника.
* * *
Способность радоваться во всякое время – это плод добрых дел, совершенных в предыдущих жизнях. Если человек все время сомневается, тревожится, подавлен, то он никогда не достигнет блаженства, какую бы духовную практику он ни совершал.
* * *
Ты добился некоторого успеха, развивая в себе добродетель. Но будь осторожен. Часто бывает так, что все достигнутое растрачивается по мелочам из‑за общения с неправедными, нечестными людьми, из‑за твоего злоязычия и лени.
* * *
Получать – значит брать на себя обязательство перед дающим.
* * *
Научись чувствовать себя удобно везде. Где бы ты ни был, живи в радости – это верный путь. Наслаждайся в царстве своего ума поклонением Господу, которого ты избрал своей целью, и будь независим от недостатков окружающего мира. Тогда нигде тебе не будет скучно, никакое место не будет казаться тебе отвратительным.
Примечания
Саи Баба писал: «В настоящее время нет необходимости преподносить Писания на незнакомом большинству людей языке. Они могут быть объяснены другим, понятным языком. Это не затронет основ Писаний. Тогда их можно будет практиковать, понимать, переживать и черпать в них наслаждение».
Следуя этому высказыванию Сатья Саи, мы перевели санскритские выражения, которые встречаются в его речах и беседах, русскими аналогами. Они выделены в тексте курсивом. Ниже в скобках также даются варианты перевода данного слова или понятия на русский язык.
Благость – одно из качеств или атрибутов (гун) природы (Пракрити). Это качество чистоты, ясности, покоя и гармонии. Оно ведет к знанию. Человека призывают преодолеть неведенье (тамас) силой страсти (раджаса), а страсть преодолеть благостью, чтобы, наконец, превзойти саму благость и обрести освобождение (мокшу).
Блаженство – ананда; состояние Божественной радости, которую невозможно описать словами.
Вечная (предвечная, изначальная) Религия – санатана дхарма; изначальный закон Вселенной. Суть всех проявленных религий на Земле, высшая религия, в основе которой – всеобъемлющая Любовь.
Воспевание святых имен – бхаджаны; гимны, молитвы, прославляющие Бога.
Высшее умиротворение – Прашанти; состояние наивысшего умиротворения, неизменного ни при каких обстоятельствах, исполненное высшего блаженства.
Высшая Душа всех существ – Параматма, Брахман, Абсолют, Высшая Реальность.
Глубокая медитация – дхьяна; одна из заключительных ступеней восьмиступенчатой аштанга, или раджа‑йоги.
Дух – Атман; Высшая природа в человеке.
Духовная практика – садхана; использование различных практик, методов и дисциплин, направленных на постижение Бога.
Знание, мудрость – джнана; высшее знание, превосходящее всю мирскую премудрость.
Иллюзия – майя – мистериальная, творческая и иллюзорная сила Брахмана, посредством которой Бог проецирует видимый облик Вселенной. Майя – это материальная причина, а Брахман – деятельная причина Вселенной. Брахман и Майя нераздельно связаны друг с другом, как огонь с его теплом. Майя навязала Дживам иллюзию эгоизма, заставив их забыть их истинную духовную природу.
Индивидуальная душа – джива; в состоянии, когда она не понимает собственной идентичности с Брахманом. Она обманывает самое себя, мешая духу осознать свою истинную природу. Она подвержена ощущениям боли и удовольствия, рождения и смерти и т. п.
Искатель – садхак; человек, посвятивший свою жизнь познанию Духа, духовно практикующий.
Истина – сатья; стремление следовать Высшему Закону без искажений и уловок.
Истинное Я – Атман; душа, дух.
Истинное Я вне ограничений – Брахман (Высшая Реальность Высшее Существо; Абсолютная Реальность; Безличный Бог вне формы и качеств. Беспричинная причина Вселенной; Абсолютное Вечность‑Знание‑Блаженство (Сат‑Чит‑Ананда); Вечная Неизменная Реальность, не ограниченная ни пространством, ни временем, ни причинностью.)
Йога – означает единение или связь с Богом, а также путь, которым достигается такое единение души с Богом. Четыре вида йоги таковы: знание, деятельность, медитация и преданность (джнана, карма, дхьяна и бхакти).
Качество (природы) – гуна, свойство; характеристика; одна из трех составляющих Природы (сатва, раджас и тамас). Они привязывают душу к телу. Высшая цель человеческой жизни – это преодолеть гуны и освободиться от круговорота рождения и смерти.
Любовь – Према (истинная, ничем не обусловленная, чистая Любовь к Богу, и, как следствие, ко всему творению Божию).
Медитация – дхьяна; непрерывный поток мысли в направлении объекта концентрации. Она укрепляет и успокаивает ум, постепенно делает его пригодным для реализации.
Мирская жизнь; жизнь души в круге повторяющихся рождений и смертей – самсара. Освобождение (мокша) означает выход из этого круга.
Мудрец – джнани, обладающий джнаной (духовным познанием и переживанием единства).
Невежество – тамас – одно из качеств или атрибутов природы. Это качество тупости, инертности, темноты, склонности ко злу.
Невреждение – ахимса (непричинение вреда живым существам).
Непривязанность, отречение – вайрагья; (желание и способность отказаться от всех преходящих наслаждений).
Повторение святого имени или священной мантры – джапа.
Памятование Имени (Бога) – намасмарана – один из важных шагов в духовной дисциплине (садхане), позволяющий обрести милость Бога и осуществить прогресс в духовном отношении.
Праведность – дхарма; религия; кодекс чести; долг, закон; основная природа существ и вещей. Она поддерживает всю Вселенную. Чтобы достичь материального и духовного благополучия, человек должен соблюдать дхарму. Веды содержат корни дхармы. Бог естественным образом заинтересован в господстве дхармы.
Преданный – бхакт (человек, полностью предавшийся Богу и посвящающий Ему все мысли слова и дела).
Преданность Богу – бхакти, безусловная чистая любовь к Богу.
Природа – пракрити; божественная сила становления; известна также как майя, авидья и шакти; мир материи и ума в его противоположность Духу. Пракрити обладает тремя качествами или гунами (сатвой, раджасом и тамасом), которые в различных пропорциях вплетены в проявление всех живых и неживых существ во Вселенной, порождая наблюдаемое неисчерпаемое многообразие форм, соединений и поведения.
Ограниченное Я – джива (индивидуальная душа).
Освобождение – мокша/мукти – освобождение от оков всякого рода, в особенности от круговорота рождения и смерти. Это состояние абсолютной свободы, мира и блаженства, достигаемое посредством реализации Истинного Я. В этом – высшая цель всех человеческих начинаний, остальные три, это праведность (дхарма), сила и богатство (артха), чувственные наслаждения (кама).
Отречение – вайрагья (осознание иллюзорности этого мира).
Священные писания – шастры. Они учат тому, как жить праведно и мудро.
Священное знание – джнана; познание духа, к которому стремятся как к средству реализации своего Истинного Я. Непосредственное переживание Бога как Души всех душ. Джнана делает человека всезнающим, свободным, бесстрашным и бессмертным.
Скрытые склонности и желания – санскары (впечатления, определяющие дальнейшую жизнь человека, тонкие стремления, импульсы).
Страсть – раджас (качество природы, характеризующееся страстностью, энергией, беспокойством, привязанностью и обращенности вовне. Приводит к страданиям).
Умиротворение – шанти мир, покой, тишина, молчание, безмолвие, состояние спокойствия, основанное на осознании Высшего.
Устремленный, искатель – садхак использует духовную дисциплину, чтобы достичь цели реализации.
Учитель – Гуру; духовный наставник, познавший Брахмана, он спокоен, у него нет желаний, он милостив, всегда готов помочь и направить духовных устремленных, которые к нему обратились, на путь истины.