Внутрибанковская система управления рисками должна основываться на следующих принципах:1
- постоянный мониторинг, оценка и контроль за рисками; наличие надежной информационной системы;
- своевременное (чаще всего ежедневное) информирование руководства банка о состоянии дел и изменениях на рынках;
- регулярный контроль счетов и ревизия (аудит) отчетности.
Положение Банка России “Об организации внутреннего контроля в банках” косвенно предъявляет определенные требования к системе анализа и контроля САК (как составляющей системы внутреннего контроля) и предоставляет рекомендации по организации системы контроля. Банк России предлагает проводить контроль на трех этапах. С учетом этих рекомендаций и требований (но не ограничиваясь ими) можно определить следующую структуру контроля:
1. Предварительный контроль. На этом этапе создается система лимитов по составу и объемам допустимых к использованию финансовых инструментов, производится четкое разделение полномочий и ответственности среди сотрудников и подразделений, определяется порядок оперативного пересмотра системы установленных ограничений, разрабатывается план оперативных действий в кризисной ситуации.
2. Текущий контроль. Этот этап подразумевает регулярные комплексные и тематические проверки САК по следующим факторам: количественные и качественные значения рисков, информированность руководства о подверженности риску, соблюдение лимитов, наличие у банка возможностей оперативного привлечения и размещения ресурсов в кризисной ситуации.
3. Последующий контроль. Этап подразумевает оценку адекватности САК характеру и объемам операций банка, расследование причин случаев нарушения установленных лимитов, подготовку предложений по совершенствованию САК.
|
Исходя из опыта банков и рекомендаций консультационных компаний предлагается в качестве организационной основы САК рассматривать Комиссию по управлению активами и пассивами (КУАП). Если такой орган в банке ранее отсутствовал, его необходимо создать. Учитывая то обстоятельство, что вопросы контроля за процентным риском невозможно рассматривать в отрыве от вопросов обеспечения ликвидности, стратегии и тактики привлечения и размещения средств, КУАП должна решать все эти вопросы в комплексе. В этом случае высшее руководство банка должно побуждать КУАП уделять должное внимание риску процентной ставки.
В то же время, согласно требованиям Базельского комитета банк должен иметь хотя бы одного сотрудника, не участвующего в принятии решений по вопросам привлечения и размещения средств, в чьи обязанности входит оценка и контроль риска. Этот сотрудник должен быть независим в достаточной степени, чтобы иметь возможность давать объективную оценку риска. В организационной структуре типичного среднего российского банка ранее вряд ли можно было найти должностное лицо с такими обязанностями и правами. Теперь в соответствии с Положением “Об организации внутреннего контроля в банках” таким должностным лицом стал руководитель службы внутреннего контроля. По мнению автора, на него же должна быть возложена функция оперативного управления САК.
В соответствии с требованиями Базельского комитета, банк должен иметь в своем составе сотрудников, оценивающих качество и эффективность САК. Логично предположить, что эти функции могут быть возложены на службу внутреннего контроля.
Следует иметь в виду, что реализация большинства методов анализа и контроля невозможна без высококачественной автоматизированной банковской системы. В данном случае под ее качеством понимаются не технические возможности, а полнота и точность содержащейся в ней информации.
Таблица 2. Распределение функций в организационной структуре САК1