Несостоятельность многих банков, проявившаяся в последние годы, вызвала необходимость пристального внимания со стороны банкиров к другим видам рисков, ранее казавшихся несущественными. Это нашло отражение и в деятельности Банка России. Так, в основных направлениях денежно-кредитной политики Банка России на 1997 год, в частности отмечалось следующее.
“Среди наиболее актуальных проблем, требующих новых, нормативных разработок, - контроль за управлением процентными рисками и рисками по операциям на срочных рынках. Банки самостоятельно должны ограничивать риски, вытекающие, во первых, из структуры активов и пассивов по срочности, и, во-вторых, из сочетания используемых в практике деятельности конкретного банка способов определения процентных ставок по доходным и расходным операциям (фиксированные и плавающие).”
По состоянию на 1 марта 1998 г. Центральным банком России не было выпущено ни одной инструкции, посвященной исключительно контролю за процентным риском.
В материалах, подготовленных Департаментом Пруденциального банковского надзора Банка России к заседанию Национального банковского совета, состоявшегося 19 марта 1998 года также имеется замечание, относящееся к банковским рискам. “Отмеченные тенденции развития экономики и банковского сектора обусловливают появление и развитие наряду с традиционными для российской банковской системы рисками…. относительно новых рисков-процентного риска, страновых рисков, риска потери банком репутации.
В целях повышения надежности банковской системы Банк России разработал комплекс организационных и методологических решений, направленных на повышение эффективности регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Совершенно необходимым условием этой работы является выполнение требований международных стандартов.”1
|
Одним из таких решений стало утвержденное 6 августа 1997 года Банком России положение “Об организации внутреннего контроля в банках”, в соответствии с которым банки должны создавать эффективную систему внутреннего контроля финансовых рисков, в том числе и процентного риска и соответствующие службы.
По указанному Положению в обязанности этих служб входит, в частности, обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности; выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности.
В Приложении 1 к этому Положению приведена форма ежегодной отчетности коммерческого банка перед Банком России о состоянии внутреннего контроля. Один из пунктов в этом отчете сформулирован следующим образом:
№ п/п | Вопросы | Ответы |
5. | Система оценки других рисков, принимаемых на себя банком, в том числе система контроля и управления рисками: (да, нет) · разработана; · внедрена. |
Под “другими рисками”, по-видимому, понимаются все риски, кроме кредитного. В Приложении 2 к вышеупомянутому Положению приведены рекомендации по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности. В этих рекомендациях процентный риск определяется в трактовке Базельского комитета.
Задача контроля процентного риска для российских банков осложнена пунктом 2 статьи 837 Гражданского кодекса РФ: “По договору банковского вклада любого вида банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика, за исключением вкладов, внесенных юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором”. Таким образом, любой вклад физического лица в российском банке представляет собой финансовый инструмент с неопределенным денежным потоком, влияние которого на процентный риск трудно оценить.
|
В рекомендациях по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности, содержащихся в Положении, приводится перечень и определения рисков в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору.
Последнее связано с тем, что Банк России в июне 1997 года официально заявил о намерении присоединиться к основополагающим принципам банковского надзора. Введение Базельских принципов предполагает, в частности, реализацию комплекса организационных и методических мероприятий, направленных на укрепление экономики, финансовых рынков и совершенствования национальных систем банковского контроля, максимальное приближение норм регулирования российских банков к международным стандартам.
В основополагающих принципах Базельского комитета о процентном риске говорится, что “… хотя такой риск является обычным при проведении банковских операций, чрезмерный процентный риск может нести в себе серьезную угрозу доходам и капитальной базе банка. Управление этим риском приобретает все большее значение на развитых финансовых рынках, где клиенты активно управляют своими процентными рисками. особое внимание необходимо уделять этому виду риска в странах, где процентные ставки дерегулируются. 1
|
Учитывая нацеленность ЦБ РФ на постепенный переход к международным стандартам бухгалтерского учета и регулирования, распространению ранее выпущенных рекомендаций Базельского комитета по нормам достаточности капитала, методике расчета капитала, внутреннему контролю в банках на российское банковское регулирование, логично предположить, что ЦБ РФ примет за основу новые рекомендации Базельского комитета по контролю риска процентной ставки. Поэтому в данной работе автор стремился учесть рекомендации Базельского комитета.
Определенные положительные сдвиги в этом вопросе могут произойдут в результате введения с 1 января 1998 г. новых правил бухгалтерского учета и нового плана счетов бухгалтерского учета для банков. Прежде всего это связано с требованиями по составлению ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств с группировкой по срокам привлечения и срокам до погашения (по форме Приложения 12 к новым правилам учета), которая относится к числу основных отчетов. Таким образом, новые правила учета неявным образом предъявляют дополнительные требования к автоматизированной банковской системе. Кроме того, появление Приложения 12 среди обязательной отчетности банков облегчает задачу дистанционной оценки подверженности банка процентному риску. Следует оговориться, что результаты такого анализа (оценки) могут быть значительно искажены большой долей вкладов физических лиц в пассивах банка из-за влияния упомянутой выше особенности российского законодательства.
Как же можно измерить процентный риск и можно ли его измерить вообще?