Для того чтобы оценить перспективы развития предпринимательства в России, целесообразно рассмотреть факторы такого развития.
Г.Б. Кочетков приводит пять факторов, которые обеспечивают положение США как признанного лидера в развитии предпринимательства в мире [4].
1. Половозрастная структура населения и ее динамика в ближайшем будущем. Именно от демографической ситуации зависят изменения в потребностях в товарах и услугах, а также реакция населения на эти изменения.
Наиболее перспективным для бизнеса считается население в возрасте 25—44 лет. Страны с наивысшим развитием предпринимательства имеют более четверти населения в этом возрастном интервале. В США в эту возрастную группу попадает 30% всего населения. Помимо этого, надо учитывать соотношение женщин и мужчин среди предпринимателей. В США это соотношение составляет 0,53, т.е. 47% предпринимателей — женщины, а 53% — мужчины. В то же время женщины составляют мощный резерв развития предпринимательства, который пока еще недостаточно используется, в том числе и в США.
В России численность населения в возрасте 25—44 лет на начало 2004 г. составляла 42650 тыс., или 29,6% [5].Это свидетельствует о том, что наша страна имеет достаточно большие резервы и перспективы для развития предпринимательства. Что же касается соотношения женщин и мужчин среди предпринимателей России, то статистические данные об этом, к сожалению, отсутствуют. Между тем, количество женщин в России, занимающихся бизнесом, непрерывно возрастает.
2. Уровень общего и специального предпринимательского образования. В этой области США обладают существенным конкурентным преимуществом, так как более 80% населения в положенном возрасте получают специальное среднее и высшее образование. По этому показателю США занимают второе место в мире, уступая лишь Канаде (90%). Предприниматели имеют более высокий уровень образования, чем в среднем по стране.
|
Интересно отметить, что среди предпринимателей в США — около трети лиц с неоконченным высшим образованием. Начиная с 90-х годов прошлого столетия лучшие американские университеты и колледжи начали предлагать специальные курсы по предпринимательству. Самым красноречивым примером стала замена классического курса общего менеджмента в Гарвардской школе бизнеса на новый, обязательный для всех обучающихся по программе магистра делового администрирования курс «Предпринимательское управление». Лучшие студенты не стремятся в крупные компании, на Уоллстрит или в ведущие консультативные фирмы, а предпочитают перспективные стартовые компании.
В России по данным переписи населения 2002 г. число лиц в возрасте от 15 лет и выше, имеющих среднее профессиональное, неполное высшее профессиональное, а также высшее профессиональное образование составило 463 на 1000 человек населения (в 1989 г. - 322), что следует признать достаточно высоким показателем [6]. Что же касается выпуска специалистов, то лишь с 1990 по 2003 г. государственные средние специальные заведения по специальностям «экономика и управление», «информатика и вычислительная техника» закончили 1707,3 тыс. человек, а государственные высшие учебные заведения по этим же специальностям — 1314 4 тыс., всего — 3021,7 тыс. человек [7].
В России на начало 2003/2004 учебного года из общего числа 2809 средних специальных учебных заведений 182, или 6,5%, были негосударственными, а из 1046 высших учебных заведений — 392, или 37,3%. В подавляющем большинстве этих негосударственных средних и высших учебных заведений студентов обучали экономическим, информационным и юридическим наукам.
|
3. Возможность значительно повысить своп личный доход. Разброс доходов граждан измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения. Интересно отметить, что если в большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5—10, то в США он достигает 17, что приближает Россию к показателю США. Объясняется это тем, что группы населения с высоким уровнем доходов обеспечивают необходимые накопления для первоначального инвестирования в стартовые компании. Кроме того, эти группы населения служат хорошим примером для тех предпринимателей, которые имеют большое желание повысить свой уровень доходов. К сожалению, в России слабо обеспечиваются накопления в первоначальные инвестирования этой группы населения. Что же касается примера, то здесь нередко возникает зависть, доходящая до ненависти и криминального посягательства. Поэтому такая высокая разница в доходах не приемлема для большинства населения не только России, но и многих стран Европы, а также Японии.
4. Политика государства в сфере экономики, в частности общий уровень налогообложения и размер так называемого социального налога. В США, а также в других странах, где предпринимательство хорошо развито, доход государства от налогов превышает 21% ВВП. Если же налоги превышают 39—40% ВВП, то предприниматели теряют всякий стимул к своей деятельности. Кроме того, в странах с высоким уровнем предпринимательства размер так называемого социального налога не превышает 12% ВВП. В США он составляет всего 7,5%. В большинстве промышленно развитых стран он достигает 22%, в то время как при уровне в 37% и выше предпринимательство замирает.
|
В России в 2003 г. доход от налогов составил 2394,2 млрд руб., или 14,9% ВВП, составившего в 2003 г. 13 285 млрд руб.[8]
Таким образом, мы можем констатировать, что в России общий уровень налогообложения и размер социального налога (из него делаются отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования) не мешают, а способствуют развитию предпринимательства.
5. Отношение общества к предпринимательству. В этом смысле США выгодно отличаются от большинства других промышленно развитых стран. Именно предприниматели заложили фундамент процветания этой страны в XVIII—XIX вв., когда за океан из самых разных стран Европы устремились бесстрашные и предприимчивые люди. Американское общество всегда придавало и придает сегодня большое значение индивидуализму, личной инициативе, самообеспечению граждан. Граждане США не ждут от государства, что оно создаст режим всеобщего равенства и благополучия. У каждого американца существует сильная мотивация, моральная поддержка общества для проявления деловой инициативы, развития своего дела, для улучшения условий своей жизни.
Интересно отметить, что американское общество не осуждает предпринимателя, потерпевшего неудачу. Наоборот, считается что такой «неудачник» после тщательного анализа причин своих неудач будет лучше подготовлен к новому бизнесу. Поэтому нередко венчурные капиталисты предпочитают выделять инвестиции в проекты предпринимателей, ранее потерпевших определенный провал, неудачу. Провал одного из предпринимателей рассматривается как нормальные издержки бизнеса.
Высокому уровню развития предпринимательства в США способствует хорошо развитая деловая инфраструктура услуг — юридических, бухгалтерских, других консультативных, специализирующихся на предпринимательстве.
В России отношение общества, отдельных лиц к успешным предпринимателям нередко — негативное, зачастую — завистливое. Надо полагать, что с развитием предпринимательства в нашей стране, особенно малого и среднего, вовлечения в этот процесс все большего числа трудоспособного населения, отношение общества к успешным предпринимателям будет меняться.
Опрос, проведенный в рамках исследования «Стиль жизни среднего класса» показал, что в ближайшее время как минимум 6% населения России займутся предпринимательством [9]. В Германии, стране со значительно более развитым рынком, доля предпринимателей составляет 9%, а в Чехии — примерно 10—11% жителей страны. Исследование показало, что среди молодежи абсолютно постсоветского поколения (до 24 лет) 25% мужчин и 18,4% женщин собираются открыть собственный бизнес.
Интересно отметить, что главным фактором для участвовавших в опросе, побуждающим к занятию предпринимательством оказалось наличие надежных связей и клиентов. На втором месте — наличие партнера, затем — возможность получить кредит. И лишь на последнем месте — надежная защита от криминалитета.
Заключение
Предприниматели – это хозяйственные субъекты, функцией которых является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций.
Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.
Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.
Хозяйственная ассоциация – это договорное объединение предприятий, созданное в целях координации производственно-хозяйственной деятельности для решения определенных задач.
Экономические условия — это предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
Социальные условия – это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде.
Правовые условия – это наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства
Используемая литература
1. Горфинкель В.Я. и др. «Предпринимательство». М.: 2005.
2. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. – М.: Ось-89, 1998.
3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: Инфра-М, 1997.
4. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. «Экономика предприятия». М.: Юнити, 2001.
[1] Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1990. С. 169-171.
[2] Котлер Ф. Там же. С. 168.
[3] Котлер Ф. Указ соч. С. 168.
[4] Кочетков Г.Б. Предпринимательство как фактор развития // США-Канада: Экономика, политика, культура. 2003. № 6. С. 46—65.
[5] Российский статистический ежегодник. 2004. С. 81.
[6] Рассчитано по: Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. М., 2003, с. 17.
[7] Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2004. С. 247, 256.
[8] Российский статистический ежегодник, 2004. С. 33, 563.
[9] См.: Хотимли мы предпринимать // Эксперт. 2003. № 23. С. 5.