б) Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании ходовой части




При ежедневном техническом обслуживании ходовая часть моется, проверяется состояние шин, рессор, амортизаторов, наличие гаек колес и затяжка их, удаляются посторонние предметы, застрявшие между шинами или в протекторах, проверяется давление в шинах по манометру.

При техническом обслуживании № 1 (ТО-1) выполняются работы ежедневного обслуживания и, кроме того, проверяется состоя-ние_крепления гаек стремянок рессор, состояние рамы, шарнирных реактивных штанг, воздухопроводов централизованной подкачки воздуха в шины и герметичность их.

Обнаруженные недостатки устраняются, смазываются трущиеся детали, шарниры рулевых тяг, реактивных штанг, пальцы рессор, втулки поворотных цапф. После проверки и устранения дефектов проверяется состояние ходовой части на ходу.

При техническом обслуживании № 2 (ТО-2) выполняется объем работ ТО-1 и, кроме того, проверяется и, при необходимости регулируется развал и схождение передних колес, люфт в подшипниках шкворней передних колес. Снимаются ступицы передних и задних колес и смазываются консистентной смазкой. В автомобилях с колесной передачей проверяется затяжка роликовых подшипников ступицы задних колес. Листы рессор смазываются графитной смазкой. В амортизаторы доливается рабочая жидкость, а через 25— 30 тыс. км пробега (не реже одного раза в год) производится ее аамена. При технической необходимости производится перестановка колес.

Для предупреждения среза центровых болтов надо своевременно подтягивать стремянки рессор при выпрямленных рессорах на груженом автомобиле. На автомобилях МАЗ и КрАЗ момент затяжки гаек стремянок рессор должен быть: 40—45 кгем на передних колесах и 60—65 кгем—на задних. При сборке рессор следует гайку крепления ушка затянуть до конца, а затем отпустить на 1,5—2 оборота и раскернить резьбу в двух противоположных точках. Затяжка гайки без зазора приведет к быстрому разрушению ушка и стремянки.

Большой люфт в подшипниках передних колес возможен вследствие износа подшипников, поломки сепараторов подшипника и разрушения его. Неисправность устраняется заменой подшипника или регулировкой люфта.

Повышенный износ пальцев и втулок рессор может быть из-за несвоевременной смазки пальцев рессор. Неисправность устраняется заменой пальцев и втулок. Зазор допускается не более 1,5 мм.

Износ шкворней и втулок шкворней возможен из-за несвоевременной смазки втулок шкворней. Изношенные втулки необходимо заменить.

Односторонний износ протектора покрышек направляющих колес бывает вследствие неправильной установки направляющих колес.

Необходимо установить причину неисправности. Если установка колес неправильная, необходимо привести в соответствие с нормами.

Быстрый износ покрышек бывает в основном из-за ненормального давления в шинах, поэтому следует строго следить за поддержанием давления в них в пределах рекомендуемых норм.

Течь масла из ступиц колес может быть из-за повреждения уплотнительных сальников или из-за несоответствия смазки сезону эксплуатации. Поврежденный сальник необходимо заменить, смазку следует заправлять только в соответствии с сезоном эксплуатации. В числе других неисправностей могут быть погнутость рамы, ослабление заклепок, погнутость балки передней оси, поломка листов рессор и т. п. Подобные неисправности устраняются в мастерских.

На автомобилях МАЗ-500 установлены колеса без дисковой конструкции со съемными бортовыми и замочными кольцами. Замочное кольцо разрезное и является второй конической полкой обода для посадки шины. Обод колеса по внутреннему диаметру (под канавкой для замочного кольца) имеет конус, по которому центрируется колесо на ступице.

Литые ступицы из ковкового чугуна имеют по шесть спиц. Спицы с внутренней стороны ступицы соединены фланцем, к к торому крепится тормозной барабан.

Устройство ступицы и бездисковых задних колес показар на рис. 103. Спицы ступицы 1 заднего колеса образуют коробчатое сечение, открытое только со стороны большого диаметра Спицы ступиц имеют конические обработанные посадочные поверхности под обод 6 колеса. Колесо надевается конической поверхностью обода на конусы спиц и прижимается к ним шестью прижимами 2 Прижимы зажимаются гайками 3 на болтах, вставленных в гнезда спиц.

Обод заднего внутреннего колеса устанавливается на коническую поверхность внутренней части спиц задней ступицы Необходимое расстояние между шинами задних колес обеспечивается распорным кольцом 9. Это кольцо передает также усилие затяжки гаек и прижимов наружного колеса. Крепление осуществляется

Всего шестью гайками вместо двадцати, как это было в автомобиле МАЗ-200. Крепление бездискового колеса на ступице передней оси показано на. рис. 104.

На автомобилях МАЗ-200 и КрАЗ с двумя ведущими осями, а также ГАЗ-51 и ГАЗ-66 применяют обычные дисковые колеса со съемными бортовыми кольцами.

На автомобилях КрАЗ-255 с тремя ведущими осями установлены бездисковые колеса, по конструкции аналогичные колесам автомобиля МАЗ-500, но имеется устройство для централизованной подкачки шин на ходу автомобиля.

Запасное колесо автомобилей МАЗ-200, МАЗ-500, МАЗ-503 и КрАЗ-256 устанавливается в горизонтальном положении на откидном кронштейне. При опущенном кронштейне колесо касается земли, поднимается вверх с помощью тали, имеющейся в наборе принадлежностей водителя. Запасное колесо всех других автомобилей КрАЗ и МАЗ-504 установлено горизонтально за кабиной в держателе, имеющем устройство для механического подъема и опускания (в автомобилях КрАЗ-257 и КрАЗ-258 по два запасных колеса).

Подвеска автомобиля предназначена для смягчения от ударов и толчков при движении по дороге с неровностями и выбоинами, а также для гашения колебательных движений автомобиля. Она состоит из рессор, смягчающих удары, и амортизаторов, гасящих колебательные движения автомобиля.

Рессоры воспринимают вертикальную нагрузку от силы тяжести автомобиля и груза и передают на раму тяговые, тормозные и скручивающие усилия от ведущих мостов автомобиля.

Автомобили МАЗ, КрАЗ и ГАЗ - имеют зависимую подвеску в виде продольных полуэллиптических рессор. Рессоры изготовляются из листовой рессорной стали, подвергаются термической и дробеструйной обработке.

Передняя подвеска автомобилей снабжена гидравлическими разборными амортизаторами двустороннего действия. Задняя подвеска имеет дополнительные рессоры — подрессорники.

Передняя подвеска автомобиля МАЗ-500 (рис. 98) состоит из 11 листов; два верхних из них имеют одинаковую длину, а остальные постепенно уменьшаются по длине. Толщина верхних четырех листов по 10 мм, а остальных по 9 мм. Листы стягиваются центровым болтом и хомутиками. На автомобиле МАЗ-503 (самосвал) сверху рессора имеет дополнительно еще один лист, ввиду того, что передняя ось самосвала больше нагружена. Передний конецрессоры крепится к приклепанному к раме кронштейну с помощью накладного ушка, пальца и стяжного болта.

Задний конец рессоры имеет скользящее крепление. Коренной и подкоренной листы свободно опираются на цилиндрическую поверхность внутренней части приклепанного к раме заднего кронштейна. Для предохранения кронштейна от износа имеются сменные вкладыши, один верхний и два боковых. Вверху средней части рессоры установлен резиновый буфер. К балке передней оси рессора крепится двумя стремянками из легированной стали и высокими гайками.

Амортизатор предназначен для быстрого гашения колебаний автомобиля, вызываемых рессорами ввиду неровностей дороги. На автомобилях МАЗ и КрАЗ устанавливаются амортизаторы телескопического типа двустороннего действия.

Принцип работы амортизатора основан на использовании сопротивления перекачиванию жидкости из одной полости в другую через калиброванные отверстия. В качестве амортизатор ной жидкости применяют веретенное масло АУ или масло ЛМГ-10.

Амортизатор состоит (рис. 99) из кор-муса 15, цилиндра 16, штока 14 с установленным на нем поршнем, сальникового узла уплотнения штока в верхней части цилиндра, клапана 19, верхней 2 и нижней головок, которыми он соединяется с рамой и передней осью автомобиля. В головки амортизатора вставляются резиновые втулки.

На автомобилях МАЗ верхняя головка амортизатора прикрепляется к консольному пальцу литого кронштейна, приклепанного к стенке продольной балки рамы. Нижней головкой амортизатор крепится к пальцу кронштейна, приклепанного к балке передней оси посредством удлиненной задней стремянки рессоры. Устройство передней подвески и крепление амортизатора автомобилей КрАЗ видно на рис. 100.

На передней подвеске автомобилей МАЗ-200 и ГАЗ-51 установлены амортизаторы двустороннего действия рычажного типа. Он крепится к переднему концу продольной балки рамы, а его рычаг соединяется g балкой передней оси. В последних выпусках автомобилей ГАЗ-51 установлены телескопические амортизаторы.

На автомобили ГАЗ-66 установлены телескопические амортизаторы двустороннего действия, на передней и задней подвесках одинаковой конструкции.

Рама служит основанием для крепления на ней всех агрегатов, механизмов и узлов автомобиля. Она выполняется из полосовой стали посредством горячей штамповки и состоит из двух продольных балок (лонжеронов), соединенных поперечинами. Рама должна быть достаточно жесткой, поэтому ее детали делают коробчатого сечения и скрепляют косынками и угольниками.

В передней части к продольным балкам (лонжеронам) рамы прикреплен буфер для защиты автомобиля от повреждений, а в задней части установлено буксирное устройство для прицепа.

К раме приклепаны кронштейны для крепления двигателя, агрегатов силовой передачи, рессор, крыльев и других узлов и деталей автомобиля.

Передняя ось грузовых автомобилей является несущей и управляемой. На автомобиле МАЗ-500 балка передней оси двутаврового сечения, изготовлена из стали горячей штамповкой. На ее. концах имеются конические отверстия для установки передних рессор. Шкворень крепится к передней балке жестко с помощью гайки. Поворотная цапфа с запрессованными в ее ушки бронзовыми втулками может поворачиваться вокруг шкворня. Втулки поворотной цапфы смазываются масленками. Передняя балка опирается на поворотную цапфу с помощью упорного шарикоподшипника и сферической шайбы. Между верхним ушком поворотной цапфы и передней балкой ставятся стальные регулировочные прокладки. Зазор должен быть 0,1—0,4 мм.

На поворотную цапфу на двух роликовых конических подшипниках устанавливается ступица переднего колеса. Ступица изготовляется из ковкого чугуна и крепится при помощи гайки и замковой шайбы, которые служат одновременно и для регулировки подшипников. Подшипники затягиваются гайкой так, чтобы колесо вращалось свободно, но без заметного осевого люфта. Подшипники ступиц смазываются консистентной смазкой при сборке ступиц. Для предохранения от вытекания смазки в ступице установлен самоподвижный сальник.

Устройство передней оси автомобилей МАЗ-200 и КрАЗ-257 показано на рис. 94. Она состоит из трех основных частей: балки передней оси и двух поворотных цапф и отличается" от устройства передней оси автомобиля МАЗ-500 в основном другой конструкцией ступицы и крепления колеса.

Ушки поворотной цапфы имеют цилиндрические утолщения, в которых сделаны конические отверстия. В коническом отверстии верхнего ушка левой поворотной цапфы крепится поворотный рычаг продольной рулевой тяги (рис. 95), в конических отверстиях нижних ушков обеих цапф — поворотные рычаги поперечной рулевой тяги (рис. 96). Рычаги крепятся в конических отверстиях цапфы на шпонках и затягиваются по конусу гайками.

Для уменьшения сопротивления качению колес автомобиля, уменьшения износа шин, повышения устойчивости автомобиля при движении по прямой (колеса постоянно стремятся занять прямое положение) шкворни поворотных цапф установлены с поперечным

и продольным наклонами, а передние колеса имеют определенный развал и схождение.

Развал передних колес — это угол между плоскостью обода колеса и вертикальной плоскостью. Он должен равняться примерно 1°. Поэтому расстояние между верхними точками передних колес больше, чем между нижними. Развал колес у грузовых автомобилей не регулируется. Он определяется положением установки шкворней, а также зависит от степени изношенности втулок поворотных цапф и шкворней.

Схождение передних колес (рис. 97) — это разность расстояния между торцами тормозных барабанов в горизонтальной плоскости сзади и спереди, то есть между А и Б. Расстояние А должно быть больше, чем Б. Оно регулируется изменением длины поперечной рулевой тяги. Схождение должно быть равно для автомобилей МАЗ — 3—5 мм, КрАЗ с двумя ведущими осями — 2—3 мм, КрАЗ-255 - 0-2 мм, ГАЗ-51-1,5—3 мм, ГАЗ-66 — 2—5 мм. Задней осью автомобиля служит балка, образованная картером заднего моста и кожухами полуосей. На концах кожухов полуосей установлены ступицы задних колес. Ступица заднего колеса автомобиля МАЗ-500 установлена на двух роликовых конических и одном роликовом цилиндрическом подшипниках, а у автомобилей КрАЗ и ГАЗ на двух роликовых конических подшипниках. Подшипники уплотняются самоподвижными сальниками. На балке заднего моста имеются места для крепления тормозных дисков колес и рессор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: