Взаимодействие с тревожными детьми




Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребёнок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1. негативными требованиями, предъявляемыми к ребёнку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3. противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребёнку родители и/или школа.

 

Практические рекомендации воспитателю по работе с тревожными детьми

1. Для того чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, нужно оказать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам;

2. Как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;

3. Можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений;

4. Ни в коем случае таких детей нельзя сравнивать с другими людьми (например, с гиперактивными детьми данный способ может сыграть положительную роль). Лучше сравнивать данного ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад;

5. Обращаясь к тревожному ребёнку, нужно постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребёнка;

6. Желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определённое фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине, не следует торопить и подгонять их с ответом;

7. Обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксационные упражнения, игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребёнком);

8. Демонстрировать образцы уверенного поведения.

 

Игры в помощь

«Кенгуру » (участники делятся на пары. Один из них – кенгуру – стоит, другой – кенгурёнок – сначала встаёт спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до ведущего, попрыгать вместе и т.д. Можно меняться ролями).

«Я - Алла Пугачёва » (каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека. Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально): произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя. Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира»).

«Щепки на реке » (участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки).

«За что меня любит мама » (каждый ребёнок по очереди говорит всем, за что его любит мама, затем все повторяют то, что сказал каждый из участников).

«Ласковый мелок» (рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено).

«Добрый – злой, веселый – грустный » (взрослый предлагает ребёнку вспомнить различных героев любимых сказок и сказать, кто из них самый добрый, кто злой).

- Игры с песком, с глиной, с водой, различные техники рисования красками.

«Скульптура »

Цель: развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног, снижение мышечного напряжения.

Содержание: Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого скульптор «лепит из глины» скульптуру:

- ребёнка, который ничего не боится;

- ребёнка, который всем доволен;

- ребёнка, который выполнил сложное задание и т.д. Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

«Недотроги»

Цель: игра способствует повышению самооценки ребёнка, развитию эмпатии.

Содержание: Для проведения игры необходимо подготовить карточки, на которых изображено какое-либо положительное качество ребёнка (обязательно положительное!).

Каждому ребёнку выдаётся 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т.д.) все карточки.

По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».

На первых порах, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждений можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остаётся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: