СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ...................................................................................... 7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ...................................................................................... 14
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ...................................................................................... 16
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫПМ.04
«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке рабочих по профессиям:
15859 Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров;
16269 Осмотрщик вагонов;
16275 Осмотрщик-ремонтник вагонов;
16783 Поездной электромеханик;
16856 Помощник машиниста дизель-поезда;
16878 Помощник машиниста тепловоза;
16885 Помощник машиниста электровоза;
16887 Помощник машиниста электропоезда;
17334 Проводник пассажирского вагона;
18507 Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания;
18540 Слесарь по ремонту подвижного состава.
1.2 Цели и задачи профессионального модуля — требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
|
иметь практический опыт:
- эксплуатации, технического обслуживания и ремонта деталей, узлов, агрегатов, систем подвижного состава железных дорог с обеспечением безопасности движения поездов; уметь:
- определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;
- обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;
- определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов;
- выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
- управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями;
знать:
- конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;
- нормативные документы по обеспечению безопасности движения подвижного состава;
- систему технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего — 342 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 198 часов;
включая обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося — 134 часа;
самостоятельную работу обучающегося —64 часа
учебной и производственной практики — 144 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
|
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.2 | Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов |
ПК 2.3 | Контролировать и оценивать качество выполняемых работ |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОКЗ | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля
|
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов), ч | Консультации | Практика, ч | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | учебная | производственная (по профилю специальности) | |||||||
всего | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия | в т.ч. курсовая работа (проект) | всего | в т.ч. курсовая работа (проект) | ||||||
ПК 1.2 | МДК.04.01 Организация работ по ремонту и обслуживанию подвижного состава | |||||||||
ПК1.2 ПК 2.3 | Производственная практика по ости)освоению рабочей профессии-18540 «Слесарь по ремонту подвижного состава» | |||||||||
Всего |
3.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименованиеразделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся | Максимальная нагрузка | Уровеньосвоения |
Раздел 1. Допуски и технические измерения | |||
Тема 1.1 Точность обработки деталей | Содержание учебного материала Понятие о точности обработки деталей. Факторы, определяющие точность обработки. Номинальные геометрические поверхности и действительные поверхности. Номинальное и действительное расположение поверхностей и осей. Понятие о прилегающих поверхностях и профилях. Отклонения формы. Комплексные показатели отклонений формы: неплоскостность, нецилиндричность. Элементарные показатели отклонений формы плоских и цилиндрических поверхностей. Отклонение расположения поверхностей. Степени точности отклонений формы и расположения поверхностей по ГОСТу. Обозначение на чертежах предельных отклонений формы и расположения поверхностей. Понятия о способах контроля отклонений формы и расположения поверхностей. Волнистость поверхностей, ее показатели. Обозначение шероховатости поверхности деталей на чертежах. Обозначение отклонений поверхностей деталей на чертежах. Шероховатость поверхностей. Механизм возникновения шероховатости. Профиль шероховатости, его характеристики и параметры. Методы и средства оценки шероховатости поверхности. Влияние отклонений геометрических параметров на работу деталей и сборочных единиц вагонов. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение рефератов или подготовка презентаций по примерной тематике: «Точность обработки поверхностей деталей», «Влияние погрешностей обработки поверхностей конкретных деталей вагонов на их эксплуатацию», «Причины возникновения шероховатости поверхности», с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы. | |||
Тема 1.2 Допуски и посадки | Содержание учебного материала Понятия о системе допусков и посадок. Система отверстия и система вала. Квалитеты. Классы точности. Поля допусков отверстий и валов, образующие посадки с гарантированным зазором, гарантированным натягом и переходные. Понятия о допусках свободных резервов. Обозначение предельных отклонений и посадок на чертежах | ||
Практическое занятие Определение погрешности формы обработанной поверхности детали и допускаемых размеров сопряженных поверхностей деталей | |||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение рефератов или подготовка презентаций по темам: «Виды посадок сборочных единиц вагонов», «Правила назначения посадок» с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы; подготовка к защите отчетов по практическому занятию. |
Тема 1.3. Основы технических измерений | Содержание учебного материала Понятие о метрологии как науке об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства, и способах достижения требований точности измерений. Основные метрологические термины. Методы измерений: непосредственная оценка и сравнение с мерой, измерение прямое и косвенное, измерение контактное и бесконтактное. Отсчетные устройства. Шкала, отметка шкалы, деление шкалы, интервал деления шкалы, указатель. Основные метрологические показатели измерительных инструментов и приборов: цена деления, пределы показания шкалы, пределы измерения. Чувствительность. Нестабильность показаний. Измерительные усилия. Температурные условия измерений. Погрешности показаний измерительного средства, погрешности измерений и составляющие их величины. Контрольно-измерительные приборы, применяемые при ремонте вагонов. Характеристика приборов. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с техническими справочниками и ГОСТами, выполнение рефератов или подготовка презентаций по темам: «Основные элементы средств измерения», «Использование средств измерения на железнодорожном транспорте» с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы. | |||
Тема 1.4 Средства измерения | Содержание учебного материала Плоскопараллельные меры длины. Назначение концевых мер. Классы точности и разрезы концевых мер. Наборы мер. Принадлежности к мерам. Блок из концевых мер. Универсальные средства измерения. Штангенинструменты: штангенциркуль, штангенглубиномер, штангенрейсмус. Устройство нониуса штангенинструмента. Микрометрические инструменты: микрометр гладкий, микрометрический глубиномер. Измерительные головки с механической передачей: индикаторы часового типа, индикаторы рычажно-зубчатые, боковые и торцевые. Индикаторы и глубиномеры, индикаторные и рычажные скобы. Рычажно-зубчатые головки. Общие сведения о микроприборах. Понятия о пневматическихдлиномерах низкого и высокого давления. Средства измерения погрешностей плоских поверхностей: линейки лекальные, линейки с широкой поверхностью, поверочные плиты, щупы. Средства контроля и измерения шероховатости поверхностей; образцы шероховатости и цеховой профилометр. Калибры гладкие и приборы для проверки длин, высот, уступов. Шаблоны и измерительные инструменты для контроля деталей и сборочных единиц вагонов. Правила пользования ими. | ||
Практические занятия Определение размеров деталей штангенинструментами. Определение размеров деталей микрометрическими инструментами. Исследование конструкции и правил пользования средствами измерения колесных пар. Исследование конструкции шаблона для замера перегруза и приспособления для замера положения клина. Исследование конструкции и правил пользования шаблонами 873 и 940. | |||
Самостоятельная работа обучающихсявыполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала, подготовка к защите отчетов по практическому занятию. Выполнение рефератов или подготовка презентаций по темам: «Понятия о пневматических длиномерах низкого и высокого давления», «Калибры гладкие и приборы для проверки длин, высот, уступов» с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы |
Раздел 2. Техническое обслуживание и ремонт вагонов | |||
Тема 2.1 Организация рабочего места слесаря по ремонту подвижного состава (вагонов) | Содержание учебного материала Структура вагонного депо и краткая характеристика выполняемых работ. Основные и вспомогательные цехи вагонного депо. Станочное оборудование. Средства малой механизации трудоемких работ. Контрольно-измерительные приборы; их назначение и область применения. Технологический процесс ремонта вагонов. Техническое обслуживание грузовых и пассажирских вагонов. Текущий отцепочный ремонт. Обязанности слесарей по ремонту подвижного состава. Характеристика и разряды работ слесарей по ремонту подвижного состава. Организация работы смены. Организация рабочего места слесаря по ремонту подвижного состава (вагонов). Оборудование и инструменты, применяемые при ремонте подвижного состава (вагонов). Виды и сроки осмотров и ремонтов вагонов. | ||
Самостоятельная работа обучающихсявыполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала. Выполнение рефератов или подготовка презентаций по теме: «Инструменты и принадлежности осмотрщиков вагонов» с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы. | |||
Тема 2.2 Колесные пары | Содержание учебного материалаИзносы и повреждения колесных пар, причины их возникновения. Шаблоны, применяемые для проверки колесных пар. Освидетельствования колесных пар. Порядок замены колесных пар на вагоне. | ||
Практическое занятие Технология замены колесной пары на вагоне. Обыкновенное освидетельствование колесных пар. | |||
Самостоятельная работа обучающихсявыполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала, подготовка к защите отчетов по практическому занятию. | |||
Тема 2.3 Буксовые узлы | Содержание учебного материалаНеисправности буксовых узлов и причины их возникновения. Технология ревизии роликовых букс. Определение технического состояния подшипников роликовых букс методом простукивания. | ||
Практическое занятие Ревизия роликовых букс. | |||
Самостоятельная работа обучающихся:выполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала, подготовка к защите отчетов по практическому занятию. | |||
Тема 2.4 Рессоры, пружины и гасители колебаний | Содержание учебного материала Неисправности рессор, пружин и других деталей, рессорных подвешиваний; причины их возникновения и способы выявления. Технология смены рессор, пружин и других деталей рессорного подвешивания. Неисправности гидравлических гасителей колебаний. Ревизия гидравлических гасителей. | ||
Практическое занятие Технология замены клина амортизатора и пружин тележки 18-100 | |||
Самостоятельная работа обучающихсявыполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала. | |||
Тема 2.5 Тележки вагонов | Содержание учебного материала Неисправности тележек грузовых и пассажирских вагонов, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Технологические процессы смены деталей тележек при текущем ремонте. | ||
Самостоятельная работа обучающихсявыполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала. |
Тема 2.6 Приводы подвагонных генераторов | Содержание учебного материалаНеисправности приводов подвагонныхгенераторов. Техническая ревизия приводов подвагонных генераторов. | ||
Самостоятельная работа обучающихсявыполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала, подготовка к защите отчетов по практическому занятию. | |||
3-й курс 1 семестр | |||
Практическое занятие Техническая ревизия привода подвагонного генератора | |||
Тема 2.7 Рамы вагонов | Содержание учебного материала Износы и повреждения рам, причины их возникновения. Неисправности рам грузовых вагонов, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд и подача их под погрузку. Правила осмотра рам вагонов в пунктах технического обслуживания. Неисправности рам пассажирских вагонов. | ||
Практическое занятие Порядок осмотра рам грузовых и пассажирских вагонов | |||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала, подготовка к защите отчетов по практическому занятию. | |||
Тема 2.8 Автосцепное устройство вагонов | Содержание учебного материала Неисправности автосцепного устройства, причины их возникновения и способы обнаружения. Причины саморасцепов. Осмотр автосцепки в составе. Шаблоны по измерению автосцепок. | ||
Практическое занятие Наружный осмотр автосцепного устройства вагона Замена неисправных деталей автосцепного устройства Изучение причин саморасцепаавтосцепных устройств вагонов | |||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала, подготовка к защите отчетов по практическому занятию. | |||
Тема 2.9 Кузова грузовых вагонов | Содержание учебного материала Неисправности кузовов, методы их обнаружения. Неисправности кузовов грузовых вагонов, с которыми запрещается постановка их в поезд. Ремонт кузовов грузовых вагонов | ||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала. Выполнение рефератов или подготовка презентаций по темам: «Классификация неисправностей порожних вагонов для определения видов и пунктов ремонта», «Основные неисправно сти грузовых вагонов» с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы. |
Тема 2.10Кузова пассажирских вагонов | Содержание учебного материала Неисправности кузовов пассажирских вагонов, методы их обнаружения. Ремонт кузова и внутреннего оборудование пассажирских вагонов | ||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала. Выполнение рефератов или подготовка презентаций по темам: «Основные неисправности пассажирских вагонов» с использованием информационных ресурсов Интернета, основной и дополнительной литературы. | |||
3 курс 2-й семестр | |||
Тема 2.11 Тормозное оборудование вагонов | Содержание учебного материала Система и организация ремонта тормозов. Определение технического состояния тормозного оборудования. Неисправности тормозного оборудования вагона, с которыми запрещается ставить в состав поезда. Полное и сокращенное опробование тормозов | ||
Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала. Неисправности тормозного оборудования и причины их возникновения. | |||
Раздел 3. Организация осмотра и ремонта вагонов | Содержание учебного материала Общие требования по обеспечению сохранности вагонов при погрузке и выгрузке грузов. Виды повреждений вагонов при маневровых работах. Требования к установкам, машинам, оборудованию, эстакадам, погрузочно-разгрузочным и маневровым путям, сортировочным горкам. Виды осмотра и ремонта подвижного состава. Технологический процесс осмотра и ремонта вагонов. Перечень узлов вагонов, подлежащих разборке при различных видах ремонта. Снятие и установка ограждений; расшплинтовка, отвинчивание гаек, снятие болтов, установка болтов, гаек, шплинтов; проверка креплений узлов и деталей. Мойка деталей; моечные растворы, способы мойки. Ремонт деталей; определение размеров деталей и возможности их дальнейшего использования; сортировка деталей по группам пригодности; методы восстановления деталей. Сборка узлов; последовательность сборки, приемы сборки. Техника безопасности при осмотре, ремонте и сборке деталей и узлов вагонов. | ||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий; самостоятельное изучение учебного материала. Выполнение рефератов или подготовка презентаций по темам: «Ограждение поезда для осмотра и ремонта на путях парка», «Техника безопасности при осмотре, ремонте и сборке деталей и узлов вагонов». | |||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.3. Тематический план производственной практики по освоению рабочей профессии -18540 «Слесарь по ремонту подвижного состава» | ||
№ п/п | Наименование работ | Количество часов |
1. | Изучение основных правил по охране труда и технике безопасности, пожарной и электробезопасности. | |
2. | Ознакомление с организационной структурой предприятия и его основных подразделений. Производственная структура. Материально-техническая база. | |
3. | Ознакомление с производственным процессом предприятия и его производственной программой. | |
4. | Ознакомление с технологией работы производственного участка единой технической ревизии и текущего отцепочного ремонта. | |
5. | Ознакомление с технологией работы производственного участка пункт технического обслуживания пассажирских вагонов. | |
6. | Организация рабочего места; оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава. | |
7. | Устройство ремонтируемых вагонов, их назначение и взаимодействие отдельных узлов и деталей, а также приспособления, инструменты и материалы, применяемые при ремонте. | |
8. | Назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей вагонов, энергетических установок. | |
9. | Основные сведения о допусках и посадках, квалитетах и параметрах шероховатости. | |
10. | Виды технического обслуживания и ремонта вагонов. Порядок составления дефектной ведомости, и другой ремонтной документации. | |
Выполнение работ в составе бригады слесарей по ремонту подвижного состава | ||
11. | Участие в разборке не сложных узлов и механизмов ремонтируемого оборудования; очистка от грязи, ржавчины. | |
12. | Снятие и установка замков сигнальных фонарей. | |
13. | Заправка смазкой оборудования механического подвижного состава. | |
14. | Снятие, ремонт и установка вентиляционных патрубков. | |
15. | Разборка узлов тормозной рычажной передачи. | |
16. | Промывка тормозного резервуара и пневматического оборудования. | |
17. | Изготовление скоб и хомутов для крепления труб. | |
18. | Изготовление наконечников песочных труб и сетки песочниц. | |
19. | Снятие и установка трубы воздушной магистрали, спускных кранов. | |
20. | Снятие и установка державки концевых кранов, воздухоочистителей тормозного и пневматического оборудования. | |
21. | Изготовление экранов печей, скоб для крепления диванов. | |
22. | Снятие, ремонт и установка поручней, лестниц, подножек. | |
23. | Снятие, ремонт и установка стоек, кронштейнов, скоб, подвесок, фланцев песочных труб и сопел песочниц. | |
24. | Снятие, ремонт и установка крышек откидных, смотровых, люков, сеток, крючков сигнальных фонарей. |