1. АГНОСТИЦИЗМ - Философская позиция, согласно которой мир частично или полностью непознаваем.
2. АКСИОЛОГИЯ - раздел философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношениях человека к миру.
3. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - (от греч. anthtropos – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
4. ГНОСЕОЛОГИЯ - теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности. Гносеология, или учение о познании — это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.
5. ДЕТЕРМИНИЗМ - учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму и телеологии.
6. ДУАЛИЗМ - философское учение, признающее равными два начала: духовное и материальное.
7. ИДЕАЛИЗМ - направление в философии, исходящее из первичности сознания, духа, психического по отношению к материи, природе, физическому.
8. ИРРАЦИОНАЛИЗМ - философское учение, ограничивающее возможности разума и противопоставляющее ему откровение, мистическую интуицию и инстинкт; противостоит рационализму.
9. КРЕАЦИОНИЗМ - религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
10. МАТЕРИАЛИЗМ - направление в философии, исходящее из признания первичности материи, ее несотворимости и неуничтожимости.
11. МЕХАНИЦИЗМ - односторонний метод познания и соответствующее ему мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды движения.
12. МОНИЗМ - философский принцип, утверждающий в качестве исходного начала мира одну субстанцию: материальную или духовную.
13. НОМИНАЛИЗМ - философская позиция, отрицающая реальность общего (онтологическое значение универсалий – общих понятий) и рассматривающая абстрактные понятия лишь как названия (имена).
14. ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, который излагает фундаментальные принципы, начала бытия.
15. ПАНТЕИЗМ - философское учение, отождествляющее Бога и мир.
16. ПЛЮРАЛИЗМ - философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и не сводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания, теорий и методов (плюрализм в гносеологии), ценностей и ценностных ориентаций (плюрализм в аксиологии) и др.
17. понятие «АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА» - полное, завершенное знание о действительности; сама действительность в ее высшем выражении.
18. понятие «АТРИБУТ» - необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться; противоположное – акциденция.
19. понятие «БАЗИС» - категория исторического материализма, обозначающая совокупность исторически конкретных производственных отношений, которые определяют особенности надстройки.
20. понятие «ВРЕМЯ» - философская категория, выражающая длительность бытия и смену состояний материальных систем и процессов.
21. понятие «ДВИЖЕНИЕ» - атрибут материи, способ ее существования; любое изменение вообще.
22. понятие «КАТЕГОРИЯ» - предельно общее, фундаментальное понятие философии.
23. понятие «КАЧЕСТВО» - то, что характеризует природу вещи, ее принадлежность к определенному классу предметов.
24. понятие «КОЛИЧЕСТВО» - философская категория, которая выражает величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов.
25. понятие «КОНЦЕПЦИЯ»- теоретический способ понимания.
26. понятие «МЕРА»- категория диалектики, означающая единство количественной и качественной определенности предмета; границы, в рамках которых возможны количественные изменения без изменения самой вещи.
27. понятие «ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА»- неполное, незавершенное знание о действительности.
28. понятие «ОТРАЖЕНИЕ»- атрибут материи, ее всеобщее свойство, заключающееся при взаимодействии вещей в воспроизведении признаков одной из них в структуре другой.
29. понятие «ПАРАДИГМА»- Признанные всеми достижения, которые определяют модели постановки научных проблем, способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций; стиль мышления эпохи.
30. понятие «ПРОСТРАНСТВО»- как атрибут материи представляет собой форму сосуществования ее объектов и процессов, характеризуя их структурность и протяженность.
31. понятие «СОДЕРЖАНИЕ»- философская категория представляющая собой единство всех составных элементов объекта или предмета.
32. понятие «СУБСТАНЦИЯ»- объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.
33. понятие «СУЖДЕНИЕ»- форма логического мышления, выступающая как связь понятий.
34. понятие «СУЩНОСТЬ»- категория диалектики, обозначающая общее и необходимое начало в явлениях, их устойчивую основу.
35. понятие «ТОЖДЕСТВО»- категория диалектики, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов.
36. понятие «ФОРМА»- соотносительные философские категории. Содержание представляет собой единство всех составных элементов объекта или предмета, форма есть способ существования и выражения содержания.
37. понятие «ЦЕЛОЕ»- категория диалектики, обозначающая возникновение нового качества при объединении элементов (становящихся частями) в систему.
38. понятие «НАДСТРОЙКА»- активно воздействующая на порождающий ее базис совокупность феноменов общественного сознания, идеологических отношений и учреждений.
39. РАЦИОНАЛИЗМ- философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит иррационализму и сенсуализму (эмпиризму).
40. РЕДУКЦИОНИЗМ- сведение сложного к более простому.
41. РЕЛЯТИВИЗМ- методологический принцип анализа и интерпретации познания, мировоззренческих систем, культуры, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций. Из такого подхода вытекает отрицание каких-либо субстанциальных (сущностных) моментов, сторон в вещах, научных теориях, моральных нормах и т. д.
42. СЕНСУАЛИЗМ- направление в теории познания, признающее ощущение единственным источником и главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму, сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.
43. ТЕОЦЕНТРИЗМ- философская позиция, ставящая в центр всего миропонимания Бога.
44. ЭМПИРИЗМ- направление теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником познания, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.
Диалектика – философское учение о движении, развитии, изменении.
Сайт с которых взяты все термины и понятия- https://helpiks.org/5-62702.html