На разработку новой концепции молодежи уйдут долгие годы. Но уже сегодня нас должны интересовать те выводы, которые имеют практически-политическое, прикладное значение, то есть позволяют строить реальную политику в отношении молодежи. И прежде всего это вопросы о границах молодежного возраста и единой системы статистических и социальных показателей, позволяющих оценивать и сравнивать сложные явления в молодежной среде, «замерять» роль и воздействие молодежи на общественные процессы. Но для начала разработки единой концепции молодежи важно прийти к согласию в вопросе о возрастных параметрах понятия «молодежь». Это необходимо и во многих других практических смыслах, в частности, для того чтобы точнее оценивать в каждой стране удельный вес экономически активного населения, объем трудовых ресурсов; количество населения, на которое распространяются особые законы, в том числе так называемые «молодежные» льготы, надбавки, кредиты; определить массу труда, которую должны вложить «в молодежь» учителя, преподаватели, социальные работники и т.п.; прогнозировать семейную политику и т.п. Возрастные границы предопределяют масштаб программ и планов молодежной политики, денежных и материально-технических средств для реализации этой политики. Исходя из количества молодежи в каждой стране оценивается творческий, инновационный потенциал, который она несет в себе. Возраст является также показателем эмпирического исследования. Границы возраста очерчивают объект науки «ювенология».
Молодежь - понятие историческое. Поэтому в разное время -разное возрастное понятие молодежи.
На ранней стадии развития человечества понятие «молодежь» отсутствовало. Продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 19-21 год. В Древнем Риме человек в среднем жил около 27 лет. В первой половине XIX века в Англии 12-летний «ребенок» являлся практически взрослым человеком: к нему применялись все основные пункты законов о труде. Еще в конце XIX века средняя продолжительность жизни в России составляла всего 48 лет.
|
Одним словом, человек быстро переходил из детства в фазу зрелого возраста. С малых лет дети были вовлечены в трудовой процесс. Примитивный характер труда не требовал специального и длительного обучения. Младшие овладевали трудовыми навыками непосредственно в ходе труда, учась у старших, путем перенятия их опыта и навыков. Таким образом, общество состояло как бы всего из двух поколений, между которыми не было никаких возрастных разрывов.
По мере улучшения социальных и материальных условий увеличивалась продолжительность жизни людей. Развивалась промышленность, усложнялись все сферы общественной жизни, производство и трудовой процесс. Труд стал требовать определенной, весьма высокой умственной и физической зрелости, специальных профессиональных знаний и навыков, которыми по многим причинам стало невозможно овладеть непосредственно в процессе производства. Необходимо стало обучение в общей школе и специальных учебных заведениях, которое стало занимать длительный и все увеличивающийся отрезок времени в жизни каждого человека. Между детством и зрелостью возник и начал увеличиваться довольно значительный возрастной промежуток, именуемый молодостью, молодежным возрастом.
|
Уже сказанное свидетельствует о том, что нижняя и верхняя границы молодежного возраста подвижны и зависят прежде всего от уровня социально-экономического развития той или иной страны, а также от политических обстоятельств, этнических особенностей, национальных традиций конкретной страны, конкретного общества. Заметно варьируются в различных регионах и различных странах мира, например, возраст половой зрелости и вступления в брак, возраст официального и нетрадиционного образования, возраст вступления в трудовую и политическую деятельность и т.п. Эти различия порой заметны даже в пределах одной страны, например, в различных регионах России. Одним словом, понятие «молодежь» - не постоянное, а изменяющееся; на каждой стадии истории человечества и конкретного общества оно иное. Между возрастной периодизацией и историческими изменениями системы обучения и воспитания, воздействием молодежи на общественные процессы существует внутренняя взаимосвязь.
Молодежь - понятие конкретно -историческое, зависящее от характера и уровня развития конкретного общества. Определенного раз и на все времена, всеми приемлемого понятия «молодежь» в мире никогда не было, нет и быть не может. Когда мы говорим о согласии исследователей и политиков по поводу возрастных рамок понятия «молодежь», то имеем в виду нынешний этап развития человечества. Хотя вероятней всего более приемлемым будет региональный подход или какой-то иной. Как и все научные понятия, понятие «молодежь» относительно, имеет конкретно-историческЪе содержание и подлежит периодическому пересмотру.
|
Следует различать понятия «молодость» и «молодежь». Природа молодости - в природе отдельного человека и его психофизическом развитии. Природа молодежи - в природе особой общественной группы и ее социальном развитии. Молодость - это биологический, психический, социальный процесс. Взяв группу молодых людей и изучив их с разных сторон, обнаружим очевидную разницу в уровнях их биологической (телесной, половой, физической), психической (интеллект, эмоционально-волевой потенциал, характер) и социальной (образованность, осознание времени, смысла и целей жизни, своих прав и обязанностей, разные виды социальной активности и т.п.) зрелости. Именно поэтому разные науки используют понятие «молодость» и «молодежь» в отличающихся, порой совершенно не сходящихся значениях.
Медицина трактует «молодость» как период физического развития личности, в течение которого подросток приобретает черты взрослого человека. Понятие «молодежь» в медицине лишено всякого социального смысла, так как врачу необходимо знать одно -соответствует ли его пациент установленным медицинским нормам и как велики отклонения от них. Антрополого-медицинское определение, например, юности как одной из стадий молодости, сводится к тому, что это период физического и психического созревания от 10 до 20 лет, который начинается с появления вторичных половых признаков и кончается завершением роста костей.
Биология рассматривает молодость как стадию полового созревания, с наступлением которой человек может вступить в сексуальные отношения и участвовать в биологическом воспроизводстве общества.
Психология квалифицирует молодость как определенный период жизни индивида. Все люди в своем развитии проходят через определенные этапы, которые следуют друг за другом в закономерной последовательности. Каждый этап характеризуется спецификой поведения человека. Эти этапы в психологии называют фазами (теория фазового развития).
Психический процесс характеризуется неустойчивостью ценностных установок сознания и поведения индивида. При психическом подходе в качестве отправной точки рассмотрения понятия «молодость» принимается жизненный путь отдельного человека, отдельные этапы развития индивида, которые характеризуются особыми признаками и формами поведения. В итоге получается, что каждый человек имеет «свою» молодость, «свои» возрастные границы созревания. При одинаковом количестве прожитых календарных лет человек находится на разных этапах зрелости его ума, мышления, характера, воли. Один по своим психофизическим качествам в 15 лет может быть признан зрелым, другой и в 25 лет фактически находится в стадии ранней юности или в подростках.
Социологические исследования образа жизни молодежи в различных странах мира позволяют сделать вывод, что периодизация (цикличность) молодежного возраста не зависит от границ между странами и существует повсеместно. Возрастные детерминанты, биологические особенности индивидов распространяются на молодежь как на особую общность в основном одинаково. Если темпы социального созревания молодых людей зависят от условий жизни общества, гражданских прав и обязанностей, которые определяются законами и правовыми нормами, то формы биологического и физического развития, а тем более психической зрелости регулированию со стороны практически не поддаются, они - плод работы души и ума индивида, итог самовоспитания, потому чрезвычайно разнообразны.
Все это дает основание некоторым исследователям полагать, что молодежь - это всего лишь «определенный возраст, характеризующийся биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого и всеми особенностями возрастного класса» (Ф.Тенбрук). Согласно такому подходу вся молодежь как особый «класс» независимо от ее социальной принадлежности якобы противостоит всему «обществу взрослых». «Молодежь - особый класс» - постулат многих социологов. При этом само понятие «класс» раскрывается по-разному. Для одних - это «возрастной класс», для других - это «класс в рамках сообщества управляющих», для третьих - «класс эксплуатируемых». Соответственно этому выделяется особая «субкультура» молодежи, которая рассматривается как интернациональная и внеклассовая, присущая всей молодежи независимо от классовой и национальной принадлежности.
Однако вряд ли правильно биологическое и психическое отрывать от социального, абсолютизировать биологический аспект.
Социальная и психическая зрелость взаимосвязаны. Тот или иной возрастной интервал, фиксируя определенную ступень индивидуального развития молодого человека, биопсихической зрелости личности, в то же самое время отражает и определенное социальное положение, характерное не только для данной личности, но и для данной возрастной группы в целом. Чтобы вступить, например, в брак, получить паспорт, право участвовать в выборах и т.п., надо достичь определенного возраста. Приобретение же тех или иных прав, обязанностей, социальных функций (ролей) способствует возвышению самосознания, уровня притязаний молодого человека. Возраст человека можно считать показателем его социального развития по мере насыщения его конкретным содержанием.
Юриспруденция стремится к определению точной границы между полной и неполной мерой ответственности человека перед законом. Здесь возраст выступает в качестве условия, уменьшающего вину. В уголовном кодексе каждой страны существуют статьи и пункты, согласно которым наказание несовершеннолетних и подростков (от 14 до 18 лет) намного ниже, чем для совершеннолетних граждан.
Социология предлагает рассматривать молодежь как часть общества и, следовательно, изучать ее в контексте социальной структуры, во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии со всеми общественными процессами: в статике (состояние, социальное положение в данный исторический момент), в динамике (биологическое, психическое, социальное развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с прошлыми молодыми поколениями). При этом изучаются условия для духовного развития, учебы, труда, быта, отдыха, досуга, социального продвижения молодежи и т.п., а также стимулы для ее саморазвития.
В дискуссиях по поводу возрастных границ понятия «молодежь» в различных странах обычно апеллируют к позиции Организации Объединенных Наций, как наднациональной и надгосударственной структуры, которая рассматривает границы молодежного возраста в интервале от 15 до 24 лет, полагая, что эти пределы молодежного возраста имеют определяющее значение. В значительной мере это так и есть.
Однако надо иметь в виду, что концепция молодежи ООН возникла в конце 60-х годов после известных «молодежных революций», потрясших ряд стран Западной Европы и Северную Америку. До этого ООН совершенно не обращала внимания на молодежь. Именно эти «революции» заставили правительства многих стран и международные организации обратить внимание на феномен молодежи, задуматься о месте и роли молодежи как факторе социальных перемен (участие, развитие, мир), о необходимости проведения во всех национальных государствах особой молодежной политики и ее координации в мировом масштабе. Впервые в 1968 году на 15-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был представлен исчерпывающий доклад о молодежи, который отражал определенный взгляд на молодежь, обусловленный не только ее общетеоретическим пониманием, но также реалиями исторического момента. Возрастные рамки 15-24 года в конце 60-х годов имели во многом не столько научное, сколько политическое обоснование: основной и наиболее агрессивной массой участников стихийных бунтов молодежи того времени были в основном учащиеся, студенты и их ровесники из среднего класса. Понятия «студент» и «учащийся» в ту пору ассоциировались с понятиями «радикал» и «бунтарь», а понятие «молодежь» напрямую связывалось со студенческим возрастом.
Но уже и тогда по поводу нижней и верхней границ возрастного понятия «молодежь» шли острые дискуссии. Как принято в таких случаях в науке, проблема была решена методом конвенции (договора): большинство исследователей и практиков согласились с нижней возрастной границей в 15 лет, хотя имелось немало оснований против такого решения. За верхнюю возрастную планку приняли возраст 24 года, хотя у такого подхода были серьезные контраргументы, которые мы сейчас опускаем. Таким образом, нижняя возрастная граница была сознательно завышена, а верхняя - занижена. Иными словами, вопрос был решен не научно, а политически.
Такое возможно и объяснимо. Ведь чем шире интервал между нижней и верхней возрастными рамками, тем большее количество населения попадает в разряд «молодежи», тем большие суммы средств должно выделять государство из своего бюджета на кредиты и разные льготы, особые мероприятия, которые укладываются в понятие «молодежная политика», тем дороже обходится молодежь для общества. Нехватка денег, финансовый императив и заставляют научную проблему решать волевым, политическим образом: молодежи в обществе должно быть столько, сколько есть у государства денег для того, чтобы молодежная политика была реальной, а не фиктивной, чтобы намеченные планы можно было выполнить. Наука - наукой, а политика - политикой. Такой подход нельзя понять «в общем», но он вполне объясним «в частности».
Такой компромиссный, усредненный подход ООН был оправдан и потому, что давал возможность привести теоретические разногласия по этому поводу к общему знаменателю с тем, чтобы начать скоординированные практические действия стран - участниц ООН в оценке положения дел в молодежной среде, организации исследований молодежи, реализации общих программ и планов молодежной политики.
Однако по прошествии времени жизнь показала не только достоинства, но ограниченность и слабость этой концепции молодежи. В рамках международного научного сообщества уже давно ведутся дискуссии о том, что рамки, казалось бы, утвердившейся в ООН периодизации понятия «молодежь» должны быть значительно расширены - от 13-14 лет до 30-35 лет.
Тот факт, что возрастные рамки существующего понятия «молодежь» охватывают границы 15-24 года, означает, что в категорию «молодежь» в таком случае попадает главным образом учащаяся, студенческая молодежь и гораздо меньшая часть их сверстников из рабочей и сельской среды. Вследствие этого понятие «молодежь» обретает весьма ущербный, во многом маргинальный смысл. Учащиеся и студенты - это еще не закрепленные в социальной структуре возрастные группы, полностью зависимые экономически, наиболее несамостоятельные в вопросах самоуправления. Молодые рабочие, сельские работники этого возраста, выпускники университетов и других учебных заведений лишь начинают свой трудовой путь, стоят последними в очереди приема на работу и первыми - на увольнение. Многие в этом возрасте являются безработными. Эти и подобные обстоятельства делают акцент в основном на демографическом, возрастном подходе к молодежи, как части населения, что ставит ее практически в полностью зависимое от «взрослого» общества положение, усиливает ее статус «подчиненного», «должника», «помощника», «резерва» - то есть главным образом объекта воздействия, помощи, опеки. Наоборот, старшие поколения оказываются в командной позиции, следствием которой является политика торжествующего патернализма, стратегия и тактика «дарующего» государства. Молодежная политика в таком случае строится в главном и основном на патерналистском тезисе «помощи и заботе» о молодежи.
Патернализм, даже жесткий, имеет свои основания на ранних стадиях социально-экономического и культурного развития общества, при тоталитарных режимах власти. Но он становится тормозом прогресса в развивающемся, демократизирующемся, тем более - развитом, демократическом обществе, если оно является или хочет быть таковым не на словах, а на деле. Ибо патернализм принижает роль молодежи, парализует ее активность, более того -унижает молодежь. Кроме того (очередной парадокс общественного развития!), тезис «помощи и заботы» о молодежи на самом деле можно реализовать только в условиях экономического благополучия. Только в таких условиях государство может позволить реально «помогать» молодежи в обустройстве ее жизни, «заботиться» об удовлетворении ее социальных нужд и интересов, расходовать на молодежную политику значительные средства. Концепция патернализма оказывается мертвой и в конце концов сводится к системе запретов в поведении и деятельности молодежи, если страна бедна ми находится в экономическом кризисе, что происходит сейчас во многих, в том числе развитых странах, не говоря о развивающихся и тех, что находятся в стадии постсоциалистической трансформации.
При определении возрастных границ понятия «молодежь» в качестве исходных, на наш взгляд, следует принять широко распространенные взгляды, что началом молодости (концом детства) является момент, когда в организме человека завершаются физиологические и психические процессы, связанные с половой зрелостью (интервал от 12 до 16 лет), а также ряд социальных обстоятельств; а концом молодости - момент, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, чему также соответствует ряд условий.
Нижняя граница молодежного возраста чаще всего связывается исследователями с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Исторически сложилось так, что эта граница, например, в России определена 15-летним возрастом. На этом возрасте строится российская государственная статистика. Исходя из данных биологии, медицины, психологии, демографии и социологии аргументов в пользу данной точки зрения вполне достаточно. Но и в России по этому поводу давно идут дискуссии. По мнению многих ученых, эта граница должна быть понижена. Материальная нужда уже гонит тысячи и тысячи 12-14-летних людей идти работать, означая тем самым их ранний переход в разряд молодежи. Такова же ныне и мировая тенденция. По данным Международной организации труда (МОТ), в развивающихся странах работают 52 миллиона детей моложе 15 лет. Немало экономически активных несовершеннолетних и в развитых капиталистических странах. Еще в начале 80-х годов в развитых странах почти 55 миллионов детей в возрасте до 16 лет вынуждены были работать.
Анализ демографической ситуации свидетельствует, что в последующие десятилетия количество молодежи в мире сократится. В некоторых регионах и странах будет не хватать людей, вступивших в пору зрелости. Это вынудит многие страны пересмотреть границы зрелости в сторону понижения. В трудовой процесс будут включены те, кто по нынешним понятиям не может во всей полноте пользоваться юридическими правами и выполнять обязанности трудящегося человека, иметь статус рабочего.
На наш взгляд, в силу вышеназванных реальных демографических и социально-экономических процессов в различных регионах мира для дискуссий с целью дальнейшего более серьезного обоснования можно было бы определить нижнюю границу молодежного возраста в 13-14 лет.
Весьма сложным является вопрос об определении верхней возрастной границы понятия «молодежь». Принято считать, что концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, являются, по крайней мере, четыре важнейших условия: а) экономической независимости, т.е. ответственности за приобретение необходимых для собственного осуществления средств и способности создавать их; б) личной самостоятельности, т.е. способности принимать решения, касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования в обществе; в) самостоятельного распоряжения средствами, которыми располагает для существования, независимо от их происхождения; г) создания собственного очага, независимого от родительского, принятия ответственности за его поддержание и управление. Каждое из этих четырех условий является необходимым, но только все вместе взятые они являются достаточными, чтобы признать, что человек перестал относиться к категории «молодежь».
Практика показывает, что некоторые из этих условий по отдельности достигаются порой в довольно раннем возрасте. Например, молодые люди обзаводятся семьей в основном в 22-23 года. Но человек не считается взрослым в полном смысле слова, если он не создал свою семью. Это правило действует в латиноамериканском, африканском и азиатском регионах, а также - (хотя не в столь категоричной форме) в ряде других стран.
Однако экономическую, личную самостоятельность, в зависимости от особых, в частности, национальных условий, многие молодые люди (скажем, в регионах Азии и Африки) получают гораздо
позже.
Во многих странах (как развитых, так и развивающихся) вступление в брак и обзаведение потомством крайне затруднено, если хотя бы один из молодых супругов не обеспечен гарантированным рабочим местом. Даже образованный человек в возрасте 30-35 лет, зависящий от родителей вследствие безработицы, во всех странах не может считаться взрослым, ибо он по сути (хоть и вынужденно) - иждивенец. Это же относится к безработной городской и сельской молодежи, вынужденной вновь вернуться к материальной зависимости от родителей как в развитых, так и в развивающихся странах. Именно поэтому еще в начале восьмидесятых многие участники ре-тональных конференций ЮНЕСКО по вопросам молодежи сошлись в мнении, что верхнюю границу понятия «молодежь» (в зависимости от национальных условий) следует поднять до 30-35 жт. В большинстве европейских стран, в том числе, России, а также в США, Японии верхняя граница понятия «молодежь» определена в 30 лет. Однако в большинстве стран эта граница ниже.
Для серьезного обоснования верхней возрастной границы понятия «молодежь» требуются репрезентативные эмпирические данные о возрасте приобретения массой молодых людей устойчивого статуса в сфере профессионально-трудовой, общественно-политической, семейно-бытовой жизнедеятельности и т.п., которые до настоящего времени являются неполными. В свое время (1986 г.) s СССР было проведено исследование (М.Титма, Э.Саар), которое прояснило ситуацию. По мнению этих исследователей, верхней границей молодежного возраста является возраст 26-28 лет.
Процесс приобретения устойчивого положения в социально-ооселен-ческой структуре свидетельствует, что возраст от 23 до 28 лет - это период стабилизации места жительства всех представителей молодежной когорты. После этого (в те годы, но не сейчас!) ми-фация становилась исключением и можно было практически полностью предсказать дальнейшее место жительства членов когорты. Однако стабилизация социального положения в поселенческой структуре, как и в социально-профессиональной, не завершается после выбора места жительства, поскольку включает еще и процесс адаптации к новой социально-поселенческой среде, который в среднем продолжается 3-5 лет. Таким образом, устойчивый социально-поселенческий статус индивиды приобретают к 28-30 летнему возрасту. Примерно к этому возрасту юноши и девушки приобретают и соответствующий семейный статус, осваивают семейные роли. К 27-29 годам жизни завершается процесс брачной социализации. Однако, если у читывать, что семья в полном смысле этого слова включает помимо родителей еще и детей, то процесс семейно-брачной социализации завершается к 29-30 годам.
Таким образом, можно сделать вывод, что по всем категориям приобретения устойчивого социального статуса верхнюю границу молодежного возраста можно определить между 29-30 годами жизни.
В результате беглого рассмотрения проблемы можно прийти к заключению об общем понятии «молодежь» в конце XX - начале XXI столетий. Молодежь - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим обстоятельствами социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития, особенностями социализации в данном обществе. Современные возрастные границы понятия «молодежь» лежат в интервале от 13-14 лет до 29-30 лет. Этим выводом мы и будем руководствоваться на протяжении рассуждений в данной книге.