Возрастные границы понятия «молодежь»





На разработку новой концепции молодежи уйдут долгие годы. Но уже сегодня нас должны интересовать те выводы, которые име­ют практически-политическое, прикладное значение, то есть позво­ляют строить реальную политику в отношении молодежи. И прежде всего это вопросы о границах молодежного возраста и единой сис­темы статистических и социальных показателей, позволяющих оце­нивать и сравнивать сложные явления в молодежной среде, « замерять» роль и воздействие молодежи на общественные процес­сы. Но для начала разработки единой концепции молодежи важно прийти к согласию в вопросе о возрастных параметрах понятия « мо­лодежь» . Это необходимо и во многих других практических смыс­лах, в частности, для того чтобы точнее оценивать в каждой стране удельный вес экономически активного населения, объем трудовых ресурсов; количество населения, на которое распространяются особые законы, в том числе так называемые « молодежные» льготы, надбавки, кредиты; определить массу труда, которую должны вложить « в молодежь» учителя, преподаватели, социальные работ­ники и т.п.; прогнозировать семейную политику и т.п. Возрастные границы предопределяют масштаб программ и планов молодежной политики, денежных и материально-технических средств для реализации этой политики. Исходя из количества молодежи в каждой стране оценивается творческий, инновационный потенциал, который она несет в себе. Возраст является также показателем эмпирического исследования. Границы возраста очерчивают объект науки « ювенология» .

Молодежь - понятие историческое. Поэтому в разное время -разное возрастное понятие молодежи.

На ранней стадии развития человечества понятие « молодежь» отсутствовало. Продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 19-21 год. В Древнем Риме человек в среднем жил около 27 лет. В первой половине XIX века в Англии 12-летний « ребенок» являлся практически взрослым человеком: к нему применялись все основные пункты законов о труде. Еще в конце XIX века средняя продолжительность жизни в России составляла всего 48 лет.

Одним словом, человек быстро переходил из детства в фазу зрелого возраста. С малых лет дети были вовлечены в трудовой процесс. Примитивный характер труда не требовал специального и длительного обучения. Младшие овладевали трудовыми навыками непосредственно в ходе труда, учась у старших, путем перенятия их опыта и навыков. Таким образом, общество состояло как бы всего из двух поколений, между которыми не было никаких возрастных разрывов.

По мере улучшения социальных и материальных условий уве­личивалась продолжительность жизни людей. Развивалась про­мышленность, усложнялись все сферы общественной жизни, производство и трудовой процесс. Труд стал требовать определен­ной, весьма высокой умственной и физической зрелости, специаль­ных профессиональных знаний и навыков, которыми по многим причинам стало невозможно овладеть непосредственно в процессе производства. Необходимо стало обучение в общей школе и специ­альных учебных заведениях, которое стало занимать длительный и все увеличивающийся отрезок времени в жизни каждого человека. Между детством и зрелостью возник и начал увеличиваться до­вольно значительный возрастной промежуток, именуемый молодо­стью, молодежным возрастом.

Уже сказанное свидетельствует о том, что нижняя и верхняя границы молодежного возраста подвижны и зависят прежде всего от уровня социально-экономического развития той или иной стра­ны, а также от политических обстоятельств, этнических особенно­стей, национальных традиций конкретной страны, конкретного общества. Заметно варьируются в различных регионах и различных странах мира, например, возраст половой зрелости и вступления в брак, возраст официального и нетрадиционного образования, воз­раст вступления в трудовую и политическую деятельность и т.п. Эти различия порой заметны даже в пределах одной страны, напри­мер, в различных регионах России. Одним словом, понятие «моло­дежь» - не постоянное, а изменяющееся; на каждой стадии истории человечества и конкретного общества оно иное. Между возрастной периодизацией и историческими изменениями системы обучения и воспитания, воздействием молодежи на общественные процессы существует внутренняя взаимосвязь.

Молодежь - понятие конкретно-историческое, зависящее от характера и уровня развития конкретного общества. Определенного раз и на все времена, всеми приемлемого понятия «молодежь» в мире никогда не было, нет и быть не может. Когда мы говорим о со­гласии исследователей и политиков по поводу возрастных рамок понятия «молодежь», то имеем в виду нынешний этап развития человечества. Хотя вероятней всего более приемлемым будет ре­гиональный подход или какой-то иной. Как и все научные понятия, понятие «молодежь» относительно, имеет конкретно-историческЪе содержание и подлежит периодическому пересмотру.

Следует различать понятия «молодость» и «молодежь». При­рода молодости - в природе отдельного человека и его психофизи­ческом развитии. Природа молодежи - в природе особой общественной группы и ее социальном развитии. Молодость - это биологический, психический, социальный процесс. Взяв группу мо­лодых людей и изучив их с разных сторон, обнаружим очевидную разницу в уровнях их биологической (телесной, половой, физиче­ской), психической (интеллект, эмоционально-волевой потенциал, характер) и социальной (образованность, осознание времени, смыс­ла и целей жизни, своих прав и обязанностей, разные виды соци­альной активности и т.п.) зрелости. Именно поэтому разные науки используют понятие «молодость» и «молодежь» в отличающихся, порой совершенно не сходящихся значениях.

Медицинатрактует «молодость» как период физического раз­вития личности, в течение которого подросток приобретает черты взрослого человека. Понятие «молодежь» в медицине лишено вся­кого социального смысла, так как врачу необходимо знать одно -соответствует ли его пациент установленным медицинским нормам и как велики отклонения от них. Антрополого-медицинское опреде­ление, например, юности как одной из стадий молодости, сводится к тому, что это период физического и психического созревания от 10 до 20 лет, который начинается с появления вторичных половых признаков и кончается завершением роста костей.

Биологиярассматривает молодость как стадию полового со­зревания, с наступлением которой человек может вступить в сексу­альные отношения и участвовать в биологическом воспроизводстве общества.

Психологияквалифицирует молодость как определенный пе­риод жизни индивида. Все люди в своем развитии проходят через определенные этапы, которые следуют друг за другом в закономер­ной последовательности. Каждый этап характеризуется спецификой поведения человека. Эти этапы в психологии называют фазами (теория фазового развития).

Психический процесс характеризуется неустойчивостью цен­ностных установок сознания и поведения индивида. При психиче­ском подходе в качестве отправной точки рассмотрения понятия «молодость» принимается жизненный путь отдельногочеловека, отдельные этапы развитияиндивида, которые характеризуются особыми признаками и формами поведения. В итоге получается, что каждый человек имеет «свою» молодость, «свои» возрастные гра­ницы созревания. При одинаковомколичестве прожитых кален­дарных летчеловек находится на разныхэтапах зрелости его ума, мышления, характера, воли. Один по своим психофизическим каче­ствам в 15 лет может быть признан зрелым, другой и в 25 лет фак­тически находится в стадии ранней юности или в подростках.

Социологические исследования образа жизни молодежи в раз­личных странах мира позволяют сделать вывод, что периодизация (цикличность) молодежного возраста не зависит от границ между странами и существует повсеместно. Возрастные детерминанты, биологические особенности индивидов распространяются на моло­дежь как на особую общность в основном одинаково. Если темпы социального созревания молодых людей зависят от условий жизни общества, гражданских прав и обязанностей, которые определяются законами и правовыми нормами, то формы биологического и физи­ческого развития, а тем более психической зрелости регулированию со стороны практически не поддаются, они - плод работы души и ума индивида, итог самовоспитания, потому чрезвычайно разнооб­разны.

Все это дает основание некоторым исследователям полагать, что молодежь - это всего лишь «определенный возраст, характери­зующийся биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого и всеми особенностями возрастного класса» (Ф.Тенбрук). Согласно такому подходу вся молодежь как особый «класс» независимо от ее социальной принадлежности якобы про­тивостоит всему «обществу взрослых». «Молодежь - особый класс» - постулат многих социологов. При этом само понятие «класс» раскрывается по-разному. Для одних - это «возрастной класс», для других - это «класс в рамках сообщества управляющих», для треть­их - «класс эксплуатируемых». Соответственно этому выделяется особая «субкультура» молодежи, которая рассматривается как ин­тернациональная и внеклассовая, присущая всей молодежи незави­симо от классовой и национальной принадлежности.

Однако вряд ли правильно биологическое и психическое от­рывать от социального, абсолютизировать биологический аспект.

Социальная и психическая зрелость взаимосвязаны. Тот или иной возрастной интервал, фиксируя определенную ступень инди­видуального развития молодого человека, биопсихической зрелости личности, в то же самое время отражает и определенное социальное положение, характерное не только для данной личности, но и для данной возрастной группы в целом. Чтобы вступить, например, в брак, получить паспорт, право участвовать в выборах и т.п., надо достичь определенного возраста. Приобретение же тех или иных прав, обязанностей, социальных функций (ролей) способствует воз­вышению самосознания, уровня притязаний молодого человека. Возраст человека можно считать показателем его социального раз­вития по мере насыщения его конкретным содержанием.

Юриспруденциястремится к определению точной границы между полной и неполной мерой ответственности человека перед законом. Здесь возраст выступает в качестве условия, уменьшающе­го вину. В уголовном кодексе каждой страны существуют статьи и пункты, согласно которым наказание несовершеннолетних и подро­стков (от 14 до 18 лет) намного ниже, чем для совершеннолетних граждан.

Социологияпредлагает рассматривать молодежь как часть общества и, следовательно, изучать ее в контексте социальной структуры, во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии со всеми общественными процессами: в статике (состояние, социаль­ное положение в данный исторический момент), в динамике (биоло­гическое, психическое, социальное развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с прошлыми молодыми поколениями). При этом изучаются условия для духовного развития, учебы, труда, быта, отдыха, досуга, социального продвижения молодежи и т.п., а также стимулы для ее саморазвития.

В дискуссиях по поводу возрастных границ понятия «моло­дежь» в различных странах обычно апеллируют к позиции Органи­зации Объединенных Наций, как наднациональной и надгосударственной структуры, которая рассматривает границы молодежного возраста в интервале от 15 до 24 лет, полагая, что эти пределы молодежного возраста имеют определяющее значение. В значительной мере это так и есть.

Однако надо иметь в виду, что концепция молодежи ООН воз­никла в конце 60-х годов после известных «молодежных револю­ций», потрясших ряд стран Западной Европы и Северную Америку. До этого ООН совершенно не обращала внимания на молодежь. Именно эти «революции» заставили правительства многих стран и международные организации обратить внимание на феномен моло­дежи, задуматься о месте и роли молодежи как факторе социальных перемен (участие, развитие, мир), о необходимости проведения во всех национальных государствах особой молодежной политики и ее координации в мировом масштабе. Впервые в 1968 году на 15-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был представлен ис­черпывающий доклад о молодежи, который отражал определенный взгляд на молодежь, обусловленный не только ее общетеоретиче­ским пониманием, но также реалиями исторического момента. Воз­растные рамки 15-24 года в конце 60-х годов имели во многом не столько научное, сколько политическое обоснование: основной и наиболее агрессивной массой участников стихийных бунтов моло­дежи того времени были в основном учащиеся, студенты и их ро­весники из среднего класса. Понятия «студент» и «учащийся» в ту пору ассоциировались с понятиями «радикал» и «бунтарь», а поня­тие «молодежь» напрямую связывалось со студенческим возрастом.

Но уже и тогда по поводу нижней и верхней границ возрастно­го понятия «молодежь» шли острые дискуссии. Как принято в таких случаях в науке, проблема была решена методом конвенции (дого­вора): большинство исследователей и практиков согласились с нижней возрастной границей в 15 лет, хотя имелось немало оснований против такого решения. За верхнюю возрастную планку приня­ли возраст 24 года, хотя у такого подхода были серьезные контрар­гументы, которые мы сейчас опускаем. Таким образом, нижняя возрастная граница была сознательно завышена, а верхняя - зани­жена. Иными словами, вопрос был решен не научно, а политически.

Такое возможно и объяснимо. Ведь чем шире интервал между нижней и верхней возрастными рамками, тем большее количество населения попадает в разряд «молодежи», тем большие суммы средств должно выделять государство из своего бюджета на креди­ты и разные льготы, особые мероприятия, которые укладываются в понятие «молодежная политика», тем дороже обходится молодежь для общества. Нехватка денег, финансовый императив и заставляют научную проблему решать волевым, политическим образом: моло­дежи в обществе должно быть столько, сколько есть у государства денег для того, чтобы молодежная политика была реальной, а не фиктивной, чтобы намеченные планы можно было выполнить. Нау­ка - наукой, а политика - политикой. Такой подход нельзя понять «в общем», но он вполне объясним «в частности».

Такой компромиссный, усредненный подход ООН был оправ­дан и потому, что давал возможность привести теоретические раз­ногласия по этому поводу к общему знаменателю с тем, чтобы начать скоординированные практические действия стран - участниц ООН в оценке положения дел в молодежной среде, организации ис­следований молодежи, реализации общих программ и планов моло­дежной политики.

Однако по прошествии времени жизнь показала не только дос­тоинства, но ограниченность и слабость этой концепции молодежи. В рамках международного научного сообщества уже давно ведутся дискуссии о том, что рамки, казалось бы, утвердившейся в ООН пе­риодизации понятия «молодежь» должны быть значительно расши­рены - от 13-14 лет до 30-35 лет.

Тот факт, что возрастные рамки существующего понятия «мо­лодежь» охватывают границы 15-24 года, означает, что в категорию «молодежь» в таком случае попадает главным образом учащаяся, студенческая молодежь и гораздо меньшая часть их сверстников из рабочей и сельской среды. Вследствие этого понятие «молодежь» обретает весьма ущербный, во многом маргинальный смысл. Уча­щиеся и студенты - это еще не закрепленные в социальной структу­ре возрастные группы, полностью зависимые экономически, наиболее несамостоятельные в вопросах самоуправления. Молодые рабочие, сельские работники этого возраста, выпускники универси­тетов и других учебных заведений лишь начинают свой трудовой путь, стоят последними в очереди приема на работу и первыми - на увольнение. Многие в этом возрасте являются безработными. Эти и подобные обстоятельства делают акцент в основном на демографи­ческом, возрастном подходе к молодежи, как части населения, что ставит ее практически в полностью зависимое от «взрослого» обще­ства положение, усиливает ее статус «подчиненного», «должника», «помощника», «резерва» - то есть главным образом объекта воздей­ствия, помощи, опеки. Наоборот, старшие поколения оказываются в командной позиции, следствием которой является политика торже­ствующего патернализма, стратегия и тактика «дарующего» госу­дарства. Молодежная политика в таком случае строится в главном и основном на патерналистском тезисе «помощи и заботе» о молоде­жи.

Патернализм, даже жесткий, имеет свои основания на ранних стадиях социально-экономического и культурного развития обще­ства, при тоталитарных режимах власти. Но он становится тормо­зом прогресса в развивающемся, демократизирующемся, тем более - развитом, демократическом обществе, если оно является или хо­чет быть таковым не на словах, а на деле. Ибо патернализм прини­жает роль молодежи, парализует ее активность, более того -унижает молодежь. Кроме того (очередной парадокс общественного развития!), тезис «помощи и заботы» о молодежи на самом деле можно реализовать только в условиях экономического благополу­чия. Только в таких условиях государство может позволить реально «помогать» молодежи в обустройстве ее жизни, «заботиться» об удовлетворении ее социальных нужд и интересов, расходовать на молодежную политику значительные средства. Концепция патерна­лизма оказывается мертвой и в конце концов сводится к системе запретов в поведении и деятельности молодежи, если страна бедна ми находится в экономическом кризисе, что происходит сейчас во многих, в том числе развитых странах, не говоря о развивающихся и тех, что находятся в стадии постсоциалистической трансформа­ции.

При определении возрастных границ понятия «молодежь» в качестве исходных, на наш взгляд, следует принять широко распро­страненные взгляды, что началом молодости (концом детства) явля­ется момент, когда в организме человека завершаются физиологические и психические процессы, связанные с половой зрелостью (интервал от 12 до 16 лет), а также ряд социальных об­стоятельств; а концом молодости - момент, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, чему также соответст­вует ряд условий.

Нижняя граница молодежного возрастачаще всего связыва­ется исследователями с половым созреванием, окончанием общеоб­разовательной школы, началом профессионального обучения. Исторически сложилось так, что эта граница, например, в России определена 15-летним возрастом. На этом возрасте строится рос­сийская государственная статистика. Исходя из данных биологии, медицины, психологии, демографии и социологии аргументов в пользу данной точки зрения вполне достаточно. Но и в России по этому поводу давно идут дискуссии. По мнению многих ученых, эта граница должна быть понижена. Материальная нужда уже гонит тысячи и тысячи 12-14-летних людей идти работать, означая тем самым их ранний переход в разряд молодежи. Такова же ныне и мировая тенденция. По данным Международной организации труда (МОТ), в развивающихся странах работают 52 миллиона детей мо­ложе 15 лет. Немало экономически активных несовершеннолетних и в развитых капиталистических странах. Еще в начале 80-х годов в развитых странах почти 55 миллионов детей в возрасте до 16 лет вынуждены были работать.

Анализ демографической ситуации свидетельствует, что в по­следующие десятилетия количество молодежи в мире сократится. В некоторых регионах и странах будет не хватать людей, вступивших в пору зрелости. Это вынудит многие страны пересмотреть границы зрелости в сторону понижения. В трудовой процесс будут включе­ны те, кто по нынешним понятиям не может во всей полноте поль­зоваться юридическими правами и выполнять обязанности трудящегося человека, иметь статус рабочего.

На наш взгляд, в силу вышеназванных реальных демографиче­ских и социально-экономических процессов в различных регионах мира для дискуссий с целью дальнейшего более серьезного обосно­вания можно было бы определить нижнюю границу молодежного возраста в 13-14 лет.

Весьма сложным является вопрос об определении верхней возрастной границыпонятия «молодежь». Принято считать, что концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек пол­ностью вступает в положение взрослого, являются, по крайней ме­ре, четыре важнейших условия: а) экономической независимости, т.е. ответственности за приобретение необходимых для собственно­го осуществления средств и способности создавать их; б) личной самостоятельности, т.е. способности принимать решения, касаю­щиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без ка­ких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования в обществе; в) самостоятельного распоряжения средствами, которы­ми располагает для существования, независимо от их происхожде­ния; г) создания собственного очага, независимого от родительского, принятия ответственности за его поддержание и управление. Каждое из этих четырех условий является необходи­мым, но только все вместе взятые они являются достаточными, что­бы признать, что человек перестал относиться к категории «молодежь».

Практика показывает, что некоторые из этих условий по от­дельности достигаются порой в довольно раннем возрасте. Напри­мер, молодые люди обзаводятся семьей в основном в 22-23 года. Но человек не считается взрослым в полном смысле слова, если он не создал свою семью. Это правило действует в латиноамериканском, африканском и азиатском регионах, а также - (хотя не в столь кате­горичной форме) в ряде других стран.

Однако экономическую, личную самостоятельность, в зависи­мости от особых, в частности, национальных условий, многие мо­лодые люди (скажем, в регионах Азии и Африки) получают гораздо

позже.

Во многих странах (как развитых, так и развивающихся) всту­пление в брак и обзаведение потомством крайне затруднено, если хотя бы один из молодых супругов не обеспечен гарантированным рабочим местом. Даже образованный человек в возрасте 30-35 лет, зависящий от родителей вследствие безработицы, во всех странах не может считаться взрослым, ибо он по сути (хоть и вынужденно) - иждивенец. Это же относится к безработной городской и сельской молодежи, вынужденной вновь вернуться к материальной зависи­мости от родителей как в развитых, так и в развивающихся странах. Именно поэтому еще в начале восьмидесятых многие участники ре-тональных конференций ЮНЕСКО по вопросам молодежи со­шлись в мнении, что верхнюю границу понятия «молодежь» (в зависимости от национальных условий) следует поднять до 30-35 жт. В большинстве европейских стран, в том числе, России, а также в США, Японии верхняя граница понятия «молодежь» определена в 30 лет. Однако в большинстве стран эта граница ниже.

Для серьезного обоснования верхней возрастной границы по­нятия «молодежь» требуются репрезентативные эмпирические дан­ные о возрасте приобретения массой молодых людей устойчивого статуса в сфере профессионально-трудовой, общественно-политической, семейно-бытовой жизнедеятельности и т.п., которые до настоящего времени являются неполными. В свое время (1986 г.) s СССР было проведено исследование (М.Титма, Э.Саар), которое прояснило ситуацию. По мнению этих исследователей, верхней границей молодежного возраста является возраст 26-28 лет.

Процесс приобретения устойчивого положения в социально-ооселен-ческой структуре свидетельствует, что возраст от 23 до 28 лет - это период стабилизации места жительства всех представите­лей молодежной когорты. После этого (в те годы, но не сейчас!) ми-фация становилась исключением и можно было практически полностью предсказать дальнейшее место жительства членов когорты. Однако стабилизация социального положения в поселен­ческой структуре, как и в социально-профессиональной, не завер­шается после выбора места жительства, поскольку включает еще и процесс адаптации к новой социально-поселенческой среде, кото­рый в среднем продолжается 3-5 лет. Таким образом, устойчивый социально-поселенческий статус индивиды приобретают к 28-30 летнему возрасту. Примерно к этому возрасту юноши и девушки приобретают и соответствующий семейный статус, осваивают се­мейные роли. К 27-29 годам жизни завершается процесс брачной социализации. Однако, если у читывать, что семья в полном смысле этого слова включает помимо родителей еще и детей, то процесс семейно-брачной социализации завершается к 29-30 годам.

Таким образом, можно сделать вывод, что по всем категориям приобретения устойчивого социального статуса верхнюю границу молодежного возраста можно определить между 29-30 годами жиз­ни.

В результате беглого рассмотрения проблемы можно прийти к заключению об общем понятии « молодежь» в конце XX - начале XXI столетий. Молодежь - это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим обстоятельствами социально-психологических свойств, которые определяются уровнем социально-экономического и куль­турного развития, особенностями социализации в данном обществе. Современные возрастные границы понятия « молодежь» лежат в ин­тервале от 13-14 лет до 29-30 лет. Этим выводом мы и будем руко­водствоваться на протяжении рассуждений в данной книге.





Читайте также:
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.023 с.