Химия 1 за 30.09.2021.
Тема урока: Значение химии при освоении профессий СПО технического профиля.
План урока:
1. Вспомните основные направления применения химии.
2. Выполните вопросы теста.
3. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru
(Укажите фамилию и группу)
Ход работы:
Химия — одна из древнейших наук, изучающая вещество, его состав, строение, свойства и их превращения. Любое вещество характеризуется определенным составом (природой и числом атомов в его молекуле), строением (пространственным расположением атомов в молекуле) и определенными физическими и химическими свойствами. Химические свойства вещества характеризуют его способность участвовать в химических реакциях, т.е. в процессах превращения одних веществ в другие.
Приведем несколько актуальных направлений применения химии:
1. Получение электроэнергии, путем преобразования химической энергии природного топлива;
2. Получение топлива;
3. Получение металлов;
4. Получение синтетических материалов: пластмасс, каучуков, волокон, пленок, термостойких пластиков, композиционных полимеров;
5. Получение материалов с особыми свойствами для новой техники (телевизионной техники, систем связи и информационных систем): сверхчистых, сверхтвердых, сверхпроводящих, жаростойких и т.п. Такие материалы поставляет современная химическая промышленность, поэтому можно понять важность изучения химии для любой специальности;
6. Получение продуктов питания;
7. Повышение урожайности сельскохозяйственных культур и экономия сельскохозяйственного сырья;
8. Охрана окружающей среды: разработка методов обнаружения и количественного определения вредных примесей, создание безотходных или малоотходных производств, разработка способов обезвреживания и утилизации промышленных и бытовых отходов.
|
Входной тест:
1. Относительная молекулярная масса воды
А) 18 В) 46 С) 2 Д) 21
2.Относительная масса азотной кислоты
А) 234 В) 98 С)63 Д) 56
3.Реакция, протекающая между двумя сложными веществами, где их атомы меняются местами называют
А) синтез В) анализ С) обмен Д) замещение
4.Вещества, состоящие из атомов ме и гидроксогруппы ОН называют
А) простыми В) основаниями С) солями Д) изотопами
5. Вещества, состоящие из разных видов атомов называют
А) сложными В) простыми С) изомерами Д) гомологами
6. Формулы оксидов находятся в ряду
А)H 2CO 3, H 3PO 4 MgSO 4 В) CuO, HNO 3,CaCO 3
С) H 2S, H 3BO 3, H 2SiO 3 Д) H 2O, Fe 2O 3, MgO
7. Вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков называют
А) кислоты В) соли С) основания Д) оксиды
8. Автор закона «Один моль любого газа при н.у. занимает объем 22,4 литра»
А) Менделеев В) Лавуазье С) Авогадро Д) Бекетов
9. Сколько литров содержится в 1 моль кислорода при н.у.
А) 22,4 л. В) 44,8л. С) 4,48 л. Д) 12,6
Химия 2 за 01.10.2021.
Тема урока: Основные понятия химии.
План урока:
4. Вспомните основные понятия химии.
5. Выполните самостоятельную работу.
6. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru
(Укажите фамилию и группу)
Ход работы:
Химия — одна из древнейших наук, изучающая вещество, его состав, строение, свойства и их превращения. Любое вещество характеризуется определенным составом (природой и числом атомов в его молекуле), строением (пространственным расположением атомов в молекуле) и определенными физическими и химическими свойствами. Химические свойства вещества характеризуют его способность участвовать в химических реакциях, т.е. в процессах превращения одних веществ в другие.
|
Самостоятельная работа:
1. Напишите в рабочей тетради определения химических понятий таких как атом, молекула, химический элемент, вещество простое, вещество сложное, кристаллическая решетка, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, молярная масса, химическая реакция.
2. Определите относительную массу атомов алюминия, олова, кремния.
3. Определите относительную массу молекулы серной кислоты, сульфата меди.
Химия 3 за 04.10.2021.
Тема урока: Основные понятия и законы химии.
План урока:
1. Повторите основные понятия темы.
2. Выполните практическую работу.
3. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru
(Укажите фамилию и группу)
Ход урока:
Практическая работа по вариантам:
Решите задачи согласно своему варианту (номер варианта соответствует списочному номеру журнала)
Самостоятельная работа по теме:
Основные понятия химии.
Вариант:1
| Самостоятельная работа по теме: Основные понятия химии. Вариант:2 1.Сколько молекул содержится в метане массой 10 г. а) 3,76 * 1023 б) 376 * 1023 в) 37,6 * 1023 2. На основании масс атомов химических элементов, выраженных в граммах, рассчитайте Ar: m(Сa) = 6,6 * 10-26 кг. а) 40 б) 400 в) 0,4 3.Определите массу 0,2 моль KОН. а) 112 г. б) 11,2 г. в) 1,12г. 4. Определить относительную молекулярную массу следующего вещества: Ba(NО3)2 а) 26,1 б) 261 в)2,61 |
Самостоятельная работа по теме:
Основные понятия химии.
Вариант:3
| Самостоятельная работа по теме: Основные понятия химии. Вариант:4 1. Вычислите массу молекулы азота. а) 46,5*10-27кг. б) 465*10-27кг. в) 46,5*10-26кг. 2. На основании масс атомов химических элементов, выраженных в граммах, рассчитайте Ar: m(Mg) = 4 * 10-26 кг. а) 204; б) 24 в) 240 3. Определите массу 0,4 моль CsОН. а) 6 г. б)60 г. в) 6,6г. 4. Определить относительную молекулярную массу следующего вещества: ZnSО3 а) 145 б) 14,5 в)1,45 |
Самостоятельная работа по теме:
Основные понятия химии.
Вариант:5
| Самостоятельная работа по теме: Основные понятия химии. Вариант:6 1. Вычислите массу атома водорода. а) 1,66 *10-27 кг. б) 1,66 *10-26 кг. в)166 *10-27 кг. 2. На основании масс атомов химических элементов, выраженных в граммах, рассчитайте Ar: m(Cs) = 22,1 * 10-26 кг. а) 139 б) 133 в) 13,3 3. Определите массу 0,5 моль Bа(ОН)2. а) 85,5 б) 8,55 в) 855 4. Определить относительную молекулярную массу следующего вещества: Pb(NО3)2 а) 31 б) 331 в)33,1 Самостоятельная работа по теме: Основные понятия химии. Вариант:8 1.На основании масс атомов химических элементов, выраженных в граммах, рассчитайте Ar: m(О) = 2,6 * 10-26 кг. а)16 б) 160 в) 1,6 2. Определить относительную молекулярную массу следующего вещества: Fe(NО3)3 а) 242 б) 24,1 в) 2,42 3. Определите массу 0,8 моль KОН. а) 448 г. б) 408 г. в) 44,8г. 4. Сколько молекул содержится в азоте массой 10 г. а) 215 * 1023 б) 2,15 * 1023 в) 2,15 * 1026 |
Самостоятельная работа по теме:
Основные понятия химии.
Вариант:9
| Самостоятельная работа по теме: Основные понятия химии. Вариант:10 1. Вычислите массу атома хлора. а) 11,8 * 10-26кг.б) 118 * 10-26кг.в) 1,18 * 10-26кг 2. На основании масс атомов химических элементов, выраженных в граммах, рассчитайте Ar: m(Al) = 4,5 * 10-26 кг. а) 26 б) 270 в) 27 3. Определите массу 0,1 моль CsОН а) 150 г. б) 15 г. в) 1,5г. 4. Определить относительную молекулярную массу следующего вещества: CoSО3 а) 13,9 б) 139 в)1,39 |
Самостоятельная работа по теме:
Основные понятия химии.
Вариант:11
| Самостоятельная работа по теме:
Основные понятия химии.
Вариант:12
|
Химия 4 за 04.10.2021.
|
Тема урока: Структура ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение атома.
План урока:
7. Изучите основные понятия темы.
8. Выполните самостоятельную работу.
9. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru
(Укажите фамилию и группу)
Ход урока:
1. 1). Порядковый номер химического элемента - номер, показывающий общее число электронов в атоме и число протонов в ядре, определяет заряд ядра атома данного химического элемента.
2). Период – химические элементы, расположенные в строчку (периодов всего 7). Период определяет количество энергетических уровней в атоме.
Малые периоды (1 – 3) включают только s- и p-элементы (элементы главных подгрупп) и состоят из одной строчки; большие (4 – 7) включают не только s- и p-элементы (элементы главных подгрупп), но и d- и f-элементы (элементы побочных подгрупп) и состоят из двух строчек.
3). Группы – химические элементы, расположенные в столбик (групп всего 8). Группа определяет количество электронов внешнего уровня для элементов главных подгрупп, а так же число валентных электронов в атоме химического элемента.
Главная подгруппа (А) – включает элементы больших и малых периодов (только s- и p-элементы).
Побочная подгруппа (В) – включает элементы только больших периодов (только d- или f-элементы).
4) Электронное облако – это модель квантовой механики, описывающая движение электрона в атоме.
5). Орбиталь (s, p, d, f) – часть атомного пространства, в котором вероятность нахождения данного электрона наибольшая (~ 90%).
6) Энергетический уровень – это энергетический слой с определённым уровнем энергии находящихся на нём электронов.
7)Число энергетических уровней в атоме химического элемента равно номеру периода, в котором этот элемент расположен.
2.Выполнение самостоятельной работы:
2.1. Определите, в главных подгруппах каких групп ПСХЭ находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.
Электронные схемы | Группы | ||||||
2е 4е | Щ | Ж | Э | К | А | Б | У |
2е 8е 2е | В | А | К | М | Н | О | П |
2е 1е | Л | С | Ы | Ф | Ю | А | Я |
2е 8е 5е | Р | Б | Т | В | Ь | Е | Г |
2е 8е 1е | Ц | Д | Ж | И | К | З | М |
2е 8е 7е | Л | О | В | Н | У | П | И |
2е 8е 3е | Р | Т | Й | Х | Ц | Ч | Ф |
2.2. Выполнение теста:
1. Среди перечисленных химический элемент с максимальным радиусом атома — это
1) неон 2) алюминий 3) калий 4) кальций
2. Среди перечисленных химический элемент с минимальным радиусом атома — это
1) алюминий2) бор3) калий4) неон
3. Наиболее ярко металлические свойства выражены у элемента
1) Rb2) Li3) Mg4) Ca
4. Наиболее ярко неметаллические свойства выражены у элемента
1) F2) S3) O4) N
5. Наибольшее число валентных электронов у элемента
1) фтор2) водород3) натрий4) сера
6. Наименьшее число валентных электронов у элемента
1) кислород2) кремний3) водород4) кальций
7. Металлические свойства элементов возрастают в ряду
1) Ba, Li, Cs, Mg2) Al, Mg, Ca, K3) Li, Cs, Mg, Ba4) Na, Mg, Li, Al
8. Неметаллические свойства элементов ослабевают в ряду:
1) N, S, Br, Cl2) O, S, Se, Te3) Se, I, S, O4) N, P, O, F
9. Химические элементы перечислены в порядке возрастания атомного радиуса в ряду
1) углерод, бериллий, магний 2) калий, магний, алюминий
3) хлор, натрий, фтор 4) азот, фосфор, фтор
10. Химические элементы перечислены в порядке убывания атомного радиуса в ряду
1) водород, бор, алюминий 2) углерод, кремний, калий
3) натрий, хлор, фтор 4) сера, кремний, магний
Химия 5
Тема урока: Составление электронных формул и электронно-графических схем атомов, исходя из положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева..
План урока:
1. Повторите основные понятия темы.
2. Выполните практическую работу согласно своему варианту (номер варианта соответствует списочному номеру журнала).
3. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru
(Укажите фамилию и группу)
Индивидуальное задание для самостоятельного решения:
Задание 1. Пользуясь периодической системой Д. М. Менделеева:
1) Охарактеризуйте строение атома по плану:
1.Положение в ПТХЭ (порядковый номер, группа, подгруппа, период)
2.Заряд ядра атома.
3. Число протонов в ядре.
4. Общее число электронов в атоме.
5. Число электронов на последнем уровне.
6. Число нейтронов в атоме.
7. Число энергетических уровней в атоме.
8. Укажите число электронов на каждом энергетическом уровне атома.
Задание 2. Напишите электронные формулы и электронно-графические схемы атомов элементов, используя таблицу №1 (Атомы элементов для каждого варианта. Укажите какие это элементы по заполнению последнего уровня.
Таблица №1
№ варианта | Порядковые номера элементов | № варианта | Порядковые номера элементов |
11,86 | 25,72 | ||
12,85 | 26,71 | ||
13,84 | 27,70 | ||
14,83 | 28,69 | ||
15,82 | 29,68 | ||
16,81 | 30,67 | ||
17,80 | 31,66 | ||
18, 79 | 32,65 | ||
19,78 | 33,64 | ||
20,77 | 34,63 | ||
21,76 | 35,62 | ||
22,75 | 36,61 | ||
23,74 | 37, 60 | ||
24,73 | 38, 59 |
Задание 3. Как изменяются металлические свойства элементов в главной подгруппе и в периоде? Используя приложение 4, ответ обосновать на примерах металлов одного периода и одной группы главной подгруппы.
Задание 4. Как изменяются неметаллические свойства элементов в главной подгруппе и в периоде? Используя приложение 4, ответ обосновать на примерах неметаллов одного периода и одной группы главной подгруппы.
Химия 6
Тема урока: Определение типа химической связи и степеней окисления химических элементов.
План урока:
1. Повторите материал в соответствии с темой (глава 2, параграф 5стр.24)
2. Выполните практическую работу.
3. Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии: Неорганическая химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 2 –е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. –176с.
4. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru
(Укажите фамилию и группу)
Практическая работа:
1. Определите степени окисления элементов в предложенных соединениях. Формулы молекул смотрите в таблице согласно вашему варианту.
№вар. | Соединения | №вар. | Соединения |
Н4Р2О7; Nạ2О; Сạ(Н2РО4)2 | K2CO3; NBr3; Fe(NO3)3 | ||
Р2О5; СВr4; NН4Н2РО4 | K2Cr2O7; N2; Al2(CrO4)3 | ||
Мg3Р2; Н2SnО4; Lί2НРО4 | Al2(SO4)3; CJ4; (NH4)2Cr2O7 | ||
СuJ2; Sñ(NО3)2; NaCr(SО4)2 | Mn(NO3)2; PCI3; NH4CNS | ||
К2Сŕ2О7; Н2Sè; (CùОН)2СО3 | H3AsO4; CF4; Ca(NO3)2 | ||
К2SО3; NН3; СrОН(NО3)2 | NaAlO2; HCI; (ZnOH)2SO4 | ||
Мğ(НS)2; Cá3(РО4)2; (ZnОH)2CО3 | Li2SiO3; CCI4; GaPO4 | ||
KAl(SО4)2; CàCО3; ALN | K3PO4; SnCI2; CrOH(NO3)2 | ||
МnSО4; NCI3; Сù(HCО3)2 | K2ZnO2; CI2O; Fe(NO2)2 | ||
Na2МñО4; SìF4; Мg(HCО3)2 | Hg(NO3)2; BF3 (BaOH)3PO4 | ||
KMñО4;ВJ3; (CaОН)2CО3 | KCIO3; SiF4; (CuOH)3BO3 | ||
Н2МñО3; Аl(NО3)3; NH4CNS | Ba(NO3)2; BJ3; Nà3AsO3 | ||
Р2О3; Н2SО4; Fé(ОН)2NО3 | MgOHNO3; HBr; NaCrO4 | ||
NН4NО3; Ba(HSО4)2; НBr | Ba(HCO3)2; H2O; KMnO4 | ||
СaМnО4; KCI; Cr(ОН)2CI | Ga(NO3)3; H2; CaOHMnO4 |
2. Составить таблицу на тему: Кристаллические решётки, вид связи и свойства веществ
Тип решётки | Вид частиц в узлах решётки | Вид связи между частицами | Примеры веществ | Наиболее характерные физические свойства |
Химия 7
Тема урока: Получение различных дисперсных систем и изучение их свойств.
Тип урока: Практическая работа
План урока:
1. Повторите материал в соответствии с темой.
2. Выполните практическую работу.
3. Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:
Неорганическая химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник
для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 2
–е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 176с.
4. Выполненное задание направить мне на ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: lud.bas@mail.ru
(Укажите фамилию и группу)
Практическая работа:
1. Заполните таблицу, используя материал конспекта и учебное пособие: глава 4, параграф 15 стр.66-.68.
2. В таблице используйте по одному примеру из предложенных видов дисперсных систем.
Характеристика дисперсных систем. | Виды дисперсных систем. | ||||
аэрозоли | Эмульсии (Масло с водой) | Суспензии (песок с водой) | Коллоидные растворы (яичный белок) | Соль с водой | |
Состав | |||||
Примеры | |||||
Размеры частиц | |||||
Внешний вид | |||||
Способность осаждаться | |||||
Значение |
Химия 8
Тема урока: Истинные растворы, их свойства и классификация. Массовая доля растворенного вещества.
Тип урока: Практическая работа
План урока:
10. Повторите материал в соответствии с темой.
11. Выполните практическую работу.
- Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:
Неорганическая химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник
для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 2
–е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 176с.
Практическая работа:
3. Ответьте на вопросы 1а,1б,1в на стр.73, используя учебное пособие: глава 4, параграф 16 стр.69-.73.
4. Решите задачу №1 стр.75
Химия 9
Тема урока: Основные положения теории электролитической диссоциации, электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей в водных растворах
Тип урока: Изучение нового материала.
План урока:
1. Изучите материал в соответствии с темой гл.6, параграф 23 стр.102-103, стр.104, параграф 24 стр. 107-108)
2. Ответьте на вопросы.
- Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:
Неорганическая химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник
для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 2
–е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 176с.
Самостоятельная работа:
1. Дать определения основаниям – электролитам
2.Как классифицируются основания (примеры формул с названиями)
3. Как определить число ступеней диссоциации оснований (примеры)
4. Какие основания называются сильными (примеры)
5. Дать определения кислотам – электролитам
6.Дать определение солям, какие соли вы знаете?
7. Как определить основность кислот?
8. Какие кислоты называются сильными (примеры), а какие – слабыми
(примеры).
9.Напишите уравнения диссоциации фосфорной кислоты, гидроксида алюминия и сульфата натрия.
Химия 10
Тема урока: Химические свойства кислот и оснований.
Тип урока: Практическая работа.
План урока:
1. Повторите материал в соответствии с темой гл.6, параграф 23 стр.102-107)
2. Выполните задание1 и2 стр.107.
- Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:
Неорганическая химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник
для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 2
–е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 176с.
Химия 11
Тема урока: Химические свойства солей.
Тип урока: Практическая работа.
План урока:
1. Повторите материал в соответствии с темой гл.6, параграф 24 стр.107-112)
2. Выполните задание1 стр.112.
- Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:
Неорганическая химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник
для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 2
–е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 176с.
Химия 12
Тема урока: Понятие о скорости химической реакции и ее зависимости от различных факторов.
Тип урока: Изучение нового материала.
План урока:
1. Изучите материал в соответствии с темой гл.3, параграф 12,13 стр.49-59)
2. Выполните задание 3 и 4 стр.59.
- Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:
Неорганическая химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник
для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 2
–е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 176с.
Химия 13
Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции и метод электронного баланса для их составления
Тип урока: Практическая работа
План урока:
1. Изучите материал в соответствии с темой гл.5, параграф 19 стр.81-85)
2. Выполните практическую работу по вариантам(списочный номер в журнале это ваш вариант)
3. Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:
Неорганическая химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник
для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 2
–е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 176с.
Практическая работа « Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»
Задание №1. Определение степени окисления атомов элементов.
№в | Вещества | №в | Вещества |
Cl2; HCl; HClO; HClO4 | HMnO4; H3PO3; PH3; KBrO3 | ||
MnO; Mn2O7; K2MnO4; MnO2 | AgNO3; NO2; H2O2; PbS | ||
HClO3; H3PO4; H2SO4; NH3 | NaCrO2; Na2SO3; H2S; Cr2(SO4)3 | ||
Fe2O3; FeO3; HNO3; NH4NO3 | Na3AsО3; Na3AsO4, H3PO4; Al | ||
H4P2O7; NaClO; Cu2O; CaMnO4 | H3AsO4; HClO2; NaNO2; Na2SO4 | ||
Сr2O3; K2CrO4; K2Cr2O7; CrO3 | Mn2O3; MnO2; MnO3; Mn2O7 | ||
HNO2; N2; KNO3; FeSO4 | Na4P2O7; Na3PO4; Р2О5; Na3PO4 | ||
(NH4)2Cr2O7;KNO2;КClO3;N20 | KClO3; PbO2; Cu(NO3)2; FeCl3 | ||
HClO; H2S; Pb(NO3)2; MnCl2 | H2MnO4; Fe(NO3)3; Cr(OH)3; MgCl2 | ||
Na2SO4; H2S; NaNO3; PbO2 | Na4P2O7; Mn2O3; K2Cr2O4; PH3 | ||
Cu(NO3)2; Сr2O3; KMnO4; SO2 | N2O; MnSO4; СuСО3; K2O | ||
Rb2SO3; Mn2O3, HMnO4; HI | HClO2; KCN; MnCl2; Аl2(CO3)3 |
Задание №2. В ОВР подберите коэффициенты. Укажите процесс окисления и процесс восстановления, окислитель и восстановитель
№в. | Уравнения реакций | ||
MnS + HNO3 à MnSO4 + NO2 + H2O | |||
CI2 + KOH → KCI + KCIO3 + H2O | Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2S + H2O | ||
СН4+Н2О(2)® СО+3Н2; | HMnO4 à H2MnO4 + MnO2 + O2 | ||
Cl2 + KOH à КОСl + КСl + H2O | MnO2 + HCl à MnCl2 + Cl2 + H2O | ||
NH3 + O2 → N2 + H2O | HNO3 + H2S = H2SO4 + NO + H2O | ||
Sn + HNO4(paзб) à Sn(NO3)2 + N2O H2O | KClO3 = KCl + KClO4 | ||
Cu + H2SO4(к) àCuSO4 + SO2 + H2O | Zn + H2SO4(конц) = ZnSO4 + SO2 + H2O | ||
MnO2 + HCl à MnCl2 + Cl2 + H2O | Cl2 + KOH = KCl + KClO3 + H2O | ||
HMnO4 à H2MnO4 + MnO2 + O2 | КСlO3 → КС1 + КСlO4 | ||
Co + HNO3 (разб) à Co(NO3)2 + N2 +H2O | HNO3 + H2S = H2SO4 + NO + H2O | ||
H2S + O2 → SO2 + H2O | Cl2 + H2O = HCI + HCIO | ||
NO2 + O2 → H2O + HNO3 | Ca + H2O = Ca(OH)2 + H2 | ||
HMnO4 à H2MnO4 + MnO2 + O2 | Cl2 + KOH → KCI + KCIO + H2O |
Задание 3. Электролиз расплава и раствора соли:
Номер варианта | Расплав и раствор соли | Номер варианта | Расплав и раствор соли |
1. | KBr; CuCl2; | 13. | RbF; NiSO4; |
2. | NaCl; CuSO4; | CsCl; Cu(NO3)2; | |
3. | KCl; Ni(NO3)2; | CsBr; Pb(NO3)2; | |
4. | NaBr; NiSO4; | CsY; K2S; | |
5. | KY; Na2 SO4; | CsF; CuSO4; | |
6. | NaF; AgNO3; | MgCl2; ZnBr2; | |
7. | KF; ZnSO4; | MgBr2; KNO3; | |
8. | NaY; AuCl3; | MgY2; Hg(NO3)2; | |
9. | LiCl; Co(NO3)2; | MgF; Ba(NO3)2; | |
10. | LiBr; AlCl3; | RbBr; FeSO4; | |
11. | LiY; K3PO4; | BaBr2; ZnSO4; | |
12. | LiF; Pt(NO3)2; | BaF2; Ca(NO3)2; |
Образец решения задания №3:
Э лектролизом называют совокупность химических процессов, которые протекают под действием электрического тока на электродах, погруженных в раствор или расплав электролита. Электролиз проводят в специальных устройствах – электролизерах или электролитических ваннах. В раствор или расплав электролита погружают два токопроводящих электрода, которые соединяют с источником тока. Под действием источника тока на одном из электродов создается избыток электронов (отрицательный электрод и обозначается знаком «-»), а на другом – недостаток электронов (положительный электрод и обозначается знаком «+»). В электрическом поле ионы, имеющиеся в растворе или расплаве в результате диссоциации электролита, приобретают направленное движение: катионы перемещаются к отрицательному электроду, анионы – к положительному.
Рассмотрим электролиз расплава хлорида калия.
1. В расплаве соль диссоциирует на ионы: KCl → K+ + Cl-
2. На катоде восстанавливаются катионы калия, на аноде окисляются хлорид-ионы.
К (-) K+ + e = K0 восстановление; окислитель.
А (+) 2Cl- - 2e = Cl 02 окисление; восстановитель.
3. Составляем суммарное уравнение электролиза расплава, учитывая число электронов на катоде и аноде.
Ток KCl → 2K + Cl2
Рассмотрим электролиз раствора KCl:
1. В растворе соль и вода диссоциируют на ионы: KCl → K+ + Cl-
H 2 O →H+ + OH-
Чтобы определить какие продукты будут появляться на катоде и аноде, нужно учесть правила катодного и анодного процессов.
Они следующие:
а) Если в растворе есть ионы металлов в ряду стандартных электродных потенциалов от начала до алюминия включительно, то они не будут восстанавливаться в водном растворе, так как легче них восстанавливаются молекулы воды: 2H2 O + 2e = H2 + 2 OH-
б) Если в растворе есть ионы металлов в ряду стандартных электродных потенциалов от алюминия, не включая его, до водорода, то они будут восстанавливаться в водном растворе вместе с водой:
Cd+2 + 2e = Cd 0
2H2 O + 2e = H2 + 2 OH-
в) Если в растворе есть ионы металлов в ряду стандартных электродных потенциалов от водорода до конца, то они будут восстанавливаться в водном растворе без воды: Cu+2 + 2e = Cu0
Составляем катодное и анодное уравнение с учетом правил:
К (-) 2H2 O + 2e = H2 + 2 OH - восстановление; окислитель.
А (+) 2Cl- - 2e = Cl 02 окисление; восстановитель.
Составляем суммарное уравнение электролиза раствора, учитывая число электронов на катоде и аноде. 2KCl + 2H 2 O → 2KOH + H2 + Cl2
Химия 14
Тема урока: Химические свойства кислот и оснований.
Тип урока: Лабораторная работа
План урока:
1. Изучите материал в соответствии с темой гл.6, параграф 23 стр.102-107)
2. Выполните практическую работу по вариантам(списочный номер в журнале это ваш вариант)
3. Для изучения и выполнения заданий используйте учебное пособие по химии:
Неорганическая химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник
для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. – 2
–е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 176с.
4.
Экспериментальная часть.
Опыт 1: Изучение химических свойств кислот.
Ход работы | Наблюдения | Уравнения химических реакций и вывод. |
Алгоритм проведения опыта:
1. При помощи универсальной индикаторной бумаги определите рH (>7 или <7) и реакцию среды в растворе кислоты. Составьте уравнение диссоциации серной кислоты по ступеням и сделайте вывод о том, почему все кислоты обладают сходными свойствами.
2. Исследуйте, с какими из предложенных веществ - Cu,Mg, KOH, BaCl2 , Na2 SO4 – взаимодействует серная кислота. Для этого в шесть пробирок налейте 1мл кислоты и в каждую добавьте предложенные вещества. Что вы наблюдаете? Составьте уравнения химических реакций и назовите полученные продукты реакций.
3. На основании наблюдений и реакций, сделайте вывод о химических свойствах кислот.
Опыт 2: Изучение химических свойств оснований и их получение:
Ход работы | Наблюдения | Уравнения химических реакций и вывод. |
Алгоритм проведения опыта:
1. При помощи универсальной индикаторной бумаги определите рH (>7 или <7) и реакцию среды в растворе гидроксида натрия. Составьте уравнение диссоциации основания по ступеням.
2. В пробирку налейте 1 – 2 мл. раствора соли сульфата железа. Добавьте 2 мл. раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Затем разделите осадок на две пробирки и в одну пробирку добавьте 1 – 2 мл. раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? А другую - укрепите в пробиркодержателе и нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Напишите уравнения проведенных реакций.