Введение.
Обоснование темы: Многие люди считают, что русский классицизм не отличается от европейского, но я считаю, что это не так.
Актуальность моей работы: Я считаю, что моя тема будет увлекательна для моих одноклассников, т.к. каждый стиль отличается друг от друга и интересен по-своему.
Гипотеза: Я предполагаю, что стиль классицизм в России имеет отличительные особенности, которые позволяют выделить его в отдельный региональный стиль.
Для доказательства гипотезы я определила цель работы: Изучить материал о классицизме в России и выявить отличительные особенности в этом архитектурном стиле.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
1. Ознакомиться со специальной литературой о русском классицизме.
2. Выявить в русском классицизме отличия от европейского классицизма.
3. Найти примеры архитектурных построек в стиле русский классицизм в Москве и показать на них.
4. Систематизировать инф-цию, сделать выводы.
Методы работы: изучение специальной литературы по теме, сбор материала, анализ материала, посещение характерных памятников архитектуры г. Москвы.
Глава I Теоретическая часть
В ходе моего исследования, я изучила следующие сайты:
1) https://maximus-art.ru/joomla-overview/2010-09-08-12-05-08
2) https://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st026.shtml
3) https://tartle.net/blog/178-klassicizm-v-arhitekture-zapadnoy-evropy/
Из этих сайтов я узнала, что стиль классицизм в России имеет значительные отличия от европейского стиля, а также он сильно развивался в Петербурге.
Глава II Классицизм в архитектуре: основные черты и особенности.
Русский классицизм. Характеристика.
Название "классицизм" происходит от латинского «classicus» — образцовый, и означает стиль и направление в литературе и искусстве, которые обращаются к античности как к норме и идеальному образцу. Русский классицизм поставил русскую архитектуру второй половины XVII – первой трети XIX вв. на ведущее место в развитии мирового зодчества и градостроительства. Характерными принципами классицизма являются единообразие и согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма. Особенности классицизма: стоечно-балочная тектоническая структура, четкая планировка, элементы ордерной композиции, масштабность. В архитектуре Москвы поворот к классицизму наблюдается в творчестве таких крупнейших мастеров как В. Баженов и М. Казаков, которые стремились сочетать классические принципы античного зодчества с переработкой и развитием русских архитектурных традиций. В. Баженов является автором грандиозных проектов: Каменноостровского дворца Екатерины II в Петербурге, дворцового ансамбля в подмосковном Царицыно, проекта перестройки Московского Кремля.
|
Периодизация русского классицизма.
В истории архитектуры русского классицизма выделяют три периода: ранний (вторая половина 1760-х и 1770-е годы), строгий (80-е и 90-е годы XVIII в.), поздний (первая треть XIX века) классицизм. Первый период был переходным от барокко к классицизму, второй характеризуется строгостью форм и простотой композиционных решений, главенствующей ролью ордера, выверенностью пропорций. Третий период связан с размахом градостроительных замыслов, с созданием целостных архитектурных ансамблей, с активной ролью монументальной скульптуры.
|
Ранний классицизм.
В раннем классицизме ещё чувствуется влияние барокко. Широко используется принцип контраста — противопоставлено большое и малое:
центральный объём здания — служебным помещениям, оградам,
развернутый парадный двор перед главным входом — узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором,
раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса,
прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.
Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству. Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса — центрального объёма главного здания.
Дом Пашкова на Ваганьковском холме (архитектор Василий Баженов; 1784-1786 г.)
Поразительное по мощи, оригинальности, совершенству исполнения это здание является истинным украшением Москвы. Фасадом оно обращено к улице, находится на холме и отделено от улицы небольшим садом (это было совершенно новое решение). Вход и двор дома находятся с обратной стороны и открываются торжественными воротами. Замечательны баллюстрада с вазами, орнамент, пилястры ордерной системы, руст с арками цокольного этажа. Прекрасен богато декорированный круглый купол с парными колоннами. В архитектуре боковых флигелей видно влияние античной традиции: они решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Переплетение барочной живописности и классицистической строгости делает это здание неповторимо красивым.
|
Дом Юшкова (архитектор Василий Баженов; 1780-1790г. г.)
Центр композиции – изящная угловая полуротонда, плавно объединяющая два крыла здания. В строительстве этого дома использовано множество приёмов, разработанных В. Баженовым в ходе проектирования Кремлевского дворца, план которого так и остался на бумаге. Боковые крылья дома Юшкова, выходящие на улицу и переулок, имеют одинаковую архитектуру и оформление. Нижний цокольный этаж отделан каменными плитами, стены верхних этажей покрыты штукатуркой. Помещения дома Юшкова имеют прямоугольные, круглые и овальные формы. Из парадного вестибюля, имеющего эллиптическую форму, наверх ведёт лестница. В угловой части здания размещены круглые залы.
Здание Сената в Кремле (архитектор Матвей Казаков; 1776-1787г. г.)
Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма. Во внутренний двор ведет арка с ионическим портиком. В центре сооружения находится круглый зал-ротонда с купольным верхом, который расположен между Спасской и Никольской кремлевскими башнями.
Церковь Митрополита Филиппа (архитектор Матвей Казаков; 1777-1788г. г.)
Матвей Казаков при реконструкции церкви пристроил церковь-ротонду к трапезной и колокольне 1750—1752 годов. Ротонда украшена наличниками, фризом и четырёхоконными ионическими портиками с лепниной. Венчает ротонду лёгкий купол-фонарик. Интерьер церкви в западной части украшают поставленные полукругом колонны большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого ордера.
Голицынская (первая градская) больница (архитектор Матвей Казаков; 1796-1801 г. г.)
Соединены здание больницы и церкви. Боковые крылья здания ничем не обработаны, а в центре мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается барабан церковного купола. Главный корпус больницы - величественное крупномасштабное здание в стиле ампир, расположенное в глубине парадного двора, и боковые флигеля, выходящие на линию улицы; отличается строгостью и лаконичностью форм. Наиболее торжественно оформлен фасад главного корпуса с монументальным восьмиколонным белокаменным портиком, который вместе с венчающим здание куполом церкви Марии Магдалины чётко выделяет центр ансамбля. Церковь украшена в интерьере росписями, лепниной, облицовкой из искусственного мрамора, а также шестиколонным иконостасом работы скульптора И. П. Витали.
Петровский Путевой (подъездной) дворец (архитектор Матвей Казаков; 1776-1780г. г.)
Необычное красно-белое здание со сложными декоративными деталями неопределённого стиля окружено невысокими служебными корпусами с башенками, имитирующими крепостные. Это Петровский путевой дворец, построенный на подъезде к Москве в царствование Екатерины II. В 1812 году, во время московского пожара, во дворец эвакуировался из Кремля император Наполеон с сопровождающими.
Здание благородного собрания (1768-1774)
Старый дом был перестроен по проекту известного архитектора М. Ф. Казакова. Новое огромное здание включило в себя всю застройку долгоруковской усадьбы. На месте бывшего двора был устроен большой парадный зал, предназначенный для проведения балов и приемов, впоследствии ставший известным как Колонный зал. Здание при этом было переориентировано своим парадным фасадом с центральным шестиколонным ионическим портиком и двумя тосканскими пилястровыми портиками по бокам в сторону Большой Дмитровки. Торцевой фасад, выходящий на Охотный Ряд, украсили две пары тосканских колонн, фланкировавшие подъезд с арочным входом. Центром здания стал огромный бальный зал, окруженный гостиными и кабинетами. Благодаря величественным и торжественным коринфским колоннам, расположенным вдоль стен, Колонный зал и получил свое название. Вместе с тем в разговорной речи так часто называют и само здание Дворянского собрания.
Старая усадьба Голицыных.
Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным — свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, автора военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных — единственное, что дошло до наших дней в своём первоначальном виде. Усадьба была обращена в переулок, куда и сейчас выходят массивные ворота. План усадьбы был характерен для первой половины XVIII века: в глубине ее находился дом, отделенный от красной линии парадным двором — курдонером с цветником в середине, по обеим сторонам дома стояли флигеля. Вся усадьба окружалась забором. Сначала забор был глухим, каменным, только в конце XIX века его оставшуюся часть заменили кованой решеткой между рустованными столбами. Первый этаж правого флигеля сохранил на торцевом фасаде, выходящем в переулок, декоративную барочную обработку в виде филенок, в которые и помещены окна. Фасад же, обращенный к главному дому, в 70-х годах XVIII века полностью переделан М. Ф. Казаковым. От левого флигеля осталась лишь небольшая двухэтажная часть, и то сильно перестроенная во второй половине XIX века.
Императорский Воспитательный дом.
Императорский Воспитательный дом в Москве — памятник архитектуры XVIII—XX веков. Заложен в 1764 по инициативе просветителя И. И. Бецкого как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода (длина фасада по набережной 379 м) состояло из трех корпусов-каре, в XVIII веке были выстроены только два, восточный корпус завершен в ХХ веке. В настоящее время в зданиях Воспитательного дома расположена Военная академия РВСН и Российская академия медицинских наук. Строительством в разные периоды руководили архитекторы: Джованни и Доменико Жилярди, А. Г. Григорьев, М. Д. Быковский и И. И. Ловейко.
Усадьба Долговых-Жемочкиных.
На Большой Ордынке находится несколько выдающихся памятников архитектуры и красивых сооружений, которые прекрасно дополняют панораму городских улиц. Одним из таких памятников является городская усадьба Долговых-Жемочкиных, построенная в конце XVII века. Название усадьбы походит от фамилии двух богатых купцов – Долговых, которые ее построили, и богатого торговца Жемочкина, ставшего последующим ее владельцем. Дом построен в стиле раннего классицизма, для которого характерно использование стен сводчатого подклети. Главный дом расположен немного в глубине владения, а перед ним располагается обширный парадный двор. Первоначальный облик фасадов не предусматривал никаких украшений, архитектура дома была довольно проста. После пожара 1812 года здание усадьбы было полностью реконструировано. Теперь центральная часть фасада была выделена пилястровым портиком с фронтоном. Гладкие стены дома декорированы красивейшей лепниной, которая преобладает в верхних частях здания и во фронтоне.
Зрелый, строгий классицизм.
«Строгий классицизм» – так называют второй период русского классицизма. Его хронологические рамки: 1780–1800-е гг. Архитектурные формы становятся обобщёнными. Подчас здания словно составлены, как в гигантском конструкторе, из простых геометрических тел: куб, прямоугольник, круг, пирамида. Стены зачастую вовсе лишены какого-либо декора. На фасадной глади контрастно выделяются монументальные, далеко вынесенные вперёд, портики.
Большой театр (1856 г.)
Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х. Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".
Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".
В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.
В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора Осипа Бове здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.
Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.
Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.
Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.
Академия наук в Москве.
Лаконичностью, превосходными пропорциями, удачно найденными деталями отличается здание Академии наук Д.Кваренги. Ось симметрии простого, четкого призматического объема здания на набережной Невы отмечена восьмиколонным ионическим портиком, поддерживающим треугольный фронтон с гладким тимпаном.