Высокий, поздний классицизм.




Поздний классицизм в архитектуре Петербурга часто называют «Александровским». Для позднего классицизма характерна величественность и монументальность образов, строгость линий, ясность и простота силуэта.

Екатерининская богадельня.

Четырехугольное каре двухэтажных корпусов (северо-восточный угол в 1941 году разбит немецкой авиабомбой и впоследствии разобран) на Стромынке было известно в старой Москве как Екатерининская богадельня. Но первоначально это Хамовный двор – полотняная фабрика, где делали парусину для русского флота, основанная Петром I в 1696 году. Мастеров набирали на фабрику в 1697-м, в 1700 году она уже работала, поставляя полотно на воронежские верфи. В том же году Петр посетил фабрику и заявил: «Завод мне зело нравный». В 1720 году на фабрике было 330 ткацких станов и более тысячи рабочих – это была крупнейшая текстильная мануфактура того времени, выпускавшая уже не одну парусину, но и льняное «голландское» и «фламское» полотно и даже салфетки.

Каменные северный и западный корпуса существовали уже в 1719 году; они составляют угол современного здания, выходящий к Стромынке. На бывшем парадном западном фасаде сохранились ворота, оформленные парными пилястрами. Между первым и вторым этажами видны анкеры, свидетельствующие о сводчатых перекрытиях.

Полотняную фабрику в середине XVIII века перевели в Новгород, в ее зданиях сначала поселили флотских матросов-ветеранов, а в 1785 году разместили Екатерининский богаделенный дом, который был призван заменить сразу 82 старинные приходские богадельни Москвы. В 1787 году построенные по проекту архитектора Селехова восточный и южный корпуса замкнули каре.

Усадьба Усачёвых-Найдёновых.

Построена для купцов-чаеторговцев В.Н.и П.Н. Усачёвых в 1829—31 архитектором Д.И. Жилярди (последняя его работа в Москве). Обширная усадьба сначала занимала два участка, одним из которых был двор купца Невежина, где в XVI в. Находилась усадьба великого князя, в XVII в. загородный двор боярина Б.И. Морозова,

сменивший в XVIII в. разныхвладельцев; в 1831 к усадьбе прикуплен лежавший у Яузы двор Найдёнова, к семье которого владениеотошло в 1880-х гг. Главный дом, приподнятый на высокий цокольный полуэтаж, декорированвосьмиколонным ионическим портиком изысканных классических пропорций; нарядный торцевой фасадукрашен лепным декором, ордерной аркадой обращён к террасе с лестницей и пандусом, спускающимися в парк. В парке (площадь 8,2 га) сохранились грот, беседки- ротонды, изящный «Чайный» (или «Музыкальный») домик, которые использованы как эффектные завершения регулярных или живописныхперспектив, созданных свободной и оригинальной планировкой парка. Уцелели выполненные из чугуна вазыи львы на пандусе, статуи в парке, в главном доме — кованый козырёк над парадным крыльцом, винтерьерах — часть живописной отделки.

 

Глава III Сравнение двух зданий

В конце своего проекта я хотела бы сравнить 2 здания:

1) Адмиралтейство в Санкт-Петербурге (см. приложение 1)

2) Пашков дом в Москве (см. приложение 2)

Сходства.

Первое сходство этих зданий – это П-образная планировка.

Второе сходство – барельеф на зданиях. Но на Адмиралтействе они на уровне второго этажа, а на Пашкове доме – по всему зданию.

Отличия.

Первое отличие этих зданий – цвет фасадов. Цвет Адмиралтейства – светло-желтый, а цвет Пашкова дома – белый.

Второе отличие – это планировка центральных корпусов.

Адмиралтейство.

Центральный корпус в виде кубовидного объема с дори­ческим ордером, над которым возвышается второй куб, окруженный легкой ко­лоннадой ионического ордера. Завершает композицию золотой шпиль (73,5 м).

Пашком дом.

Высокий центральный корпус увенчан бельведером. Шпиля нет.

И третье, самое главное отличие – они относятся к разным стилям.

Адмиралтейство в стиле ампира (высокий, поздний классицизм), а Пашков дом – ранний классицизм.

 

Вывод: сначала может показаться, что Адмиралтейство – более праздничное здание, чем Пашков дом, но стиль Адмиралтейства строже, т. к. ампир – стиль, завершающий этап классицизма.

 


Глава IV Выводы

Стиль классицизм в архитектуре развивался не только в России, но и в других европейских странах. Но особенностью классицизма в архитектуре европейских стран стало сочетание античных и национальных традиций. А особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.

Также хочу заметить, что в Москве есть достаточно много заброшенных и уже разрушающихся зданий. Например, Императорский воспитательный дом, или старая усадьба Голицыных (см. приложение 3 и приложение 4).

 

Список литературы

 

1. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. – М.:Искусство, 1990. – 400 с.

2. Иконников А.В. Тысяча лет Русской архитектуры. - М.:Искусство, 1990. – 386 с.

3. Либсон В.Я. Возрожденные сокровища Москвы. – М.:Московский рабочий,1980. – 256 с.

4. Пилявский В.И. История русской архитектруы. - М.: Архитектура С, 2003. – 511 с.

5. https://tartle.net/blog/178-klassicizm-v-arhitekture-zapadnoy-evropy/

6. https://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st026.shtml

7. https://maximus-art.ru/joomla-overview/2010-09-08-12-05-08

8. https://www.peterburg.biz/pozdniy-klassitsizm.html#ixzz409bN5JeN

 

Приложение

Приложение 1. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге.

Приложение 2. Пашков дом в Москве.

Приложение 3. Императорский воспитательный дом.

Приложение 4. Старая усадьба Голицыных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: