КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА




МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

 

 

Вариант 1

 

Задание. Выберите один правильный ответ.

 

1. Хорда на ранних стадиях развития человека формируется:

A. Под нервной трубкой

Б. Под кишечником

B. На брюшной стороне тела

 

2. Грудобрюшная перегородка млекопитающих, участвующая в процессе дыхания, называется:

A. Брюшина

Б. Барабанная перепонка

B. Диафрагма

 

3. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:

А.10

Б. 7

В. 12

 

4. Биохимический состав крови человека наиболее сходен с кровью:

А. Дельфинов

Б. Обезьян

В. Копытных

 

5. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

A. Дифференцированные зубы

Б. Четырехкамерное сердце

B. Выкармливание детенышей молоком

 

6. К рудиментам человека относятся:

A. Хвостовые позвонки

Б. Наружное ухо

B. Диафрагма

 

7. Многососковость у человека – это пример:

A. Рудимента

Б. Атавизма

B. Врожденной генетической патологии

 

8. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:

A. Мышление, сознание и речь

Б. Точная координация движений

B. Цветовое зрение

 

9. Преимуществом прямохождения является:

A. Разнообразие способов передвижения

Б. Прямая осанка

B. Освобождение руки для орудийной деятельности

 

10. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать:

A. Аппендицит

Б. Варикозное расширение вен нижних конечностей

B. Гипертонию

 

Вариант 2

 

Задание. Вставьте пропущенное слово.

 

1. На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет –..., а под ней –...

 

2. Человек как представитель млекопитающих обладает рядом характерных признаков: наличие грудобрюшной перегородки –...,... сердца, семи... позвонков,... желез.

 

3. С приматами человека роднит сходство в строении... органов,... мускулатура, биохимический состав...

 

4... – это органы, утратившие свое биологическое значение, например:... позвонки,... ребра,... покров на теле.

 

5. Появление у человека признаков, свойственных далеким предкам, называется...

 

6. Отличительными чертами человека как биологического вида являются: высокоразвитый..., членораздельная..., способность изготавливать...

 

Вариант 3

 

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

 

1. Перечислите анатомические особенности человека, доказывающие его принадлежность к типу Хордовые.

 

2. Какая, на ваш взгляд, наиболее важная черта подчеркивает родство человека и млекопитающих?

 

3. Какие физиологические особенности являются общими для человека и человекообразных обезьян?

 

4. Что такое рудименты и атавизмы? Приведите примеры.

 

5. В чем состоит различие между человеком и животными?

 

6. Каковы преимущества человека как биологического вида?

 

7. Какова биологическая расплата человека за возможность прямохождения?

 

Вариант 4

 

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

 

1. Распределите систематические категории, определяющие принадлежность человека к Царству Животных, в правильном порядке: отряд Приматы, тип Хордовые, вид Человек разумный, подтип Позвоночные, род Человек, класс Млекопитающие, семейство Гоминиды.

 

2. Рассмотрите в учебнике рисунок на стр. 4. Чем скелет человека отличается от скелета гориллы?

 

3. Рассмотрите в учебнике рисунки рудиментов человека на стр. 4. Объясните биологическую целесообразность этих органов. Для чего у человека сохранились зубы мудрости, аппендикс, мельчайшие мышечные волокна вокруг волосков на теле?

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. РАСЫЧЕЛОВЕКА

 

 

Вариант 1

 

Задание. Выберите один правильный ответ.

 

1. Ископаемая группа приматов, давшая начало обезьяноподобным и человекоподобным существам, называется:

А. Рамапитеки

Б. Дриопитеки

В. Австралопитеки

 

2. Первым представителем семейства Гоминид, обитавшем на территории современной Индии и Восточной Европы 14 млн лет назад, был:

А. Австралопитек

Б. Питекантроп

В. Рамапитек

 

3. Потомком рамапитека, найденным в Южной Африке, считают:

A. Австралопитека

Б. Человека умелого

B. Человека разумного

 

4. Первым прямоходящим гоминидом, умевшим изготавливать примитивные каменные орудия, является:

A. Человек умелый

Б. Человек прямоходящий

B. Человек разумный

 

5. Древнейших людей, ведущих активный образ жизни, охотников, умеющих пользоваться огнем, объединяют в вид:

A. Человек умелый

Б. Человек прямоходящий

B. Человек разумный

 

6. Древних людей ростом 1 м 70 см и объемом мозга до 1600 см3, обитавших в ледниковый период, называют:

А. Кроманьонцы

Б. Питекантропы

В. Неандертальцы

 

7. Ископаемые люди современного типа, обладающие развитой речью и мышлением, владеющие разными видами искусства, называются:

А. Кроманьонцы

Б. Неандертальцы

В. Синантропы

 

8. Впервые четко выделил признаки четырех рас:

A. Франсуа Бернье

Б. Чарлз Дарвин

B. Жан Батист Ламарк

 

9. Жесткие прямые волосы, широкое лицо, узкая глазная щель – это признаки:

A. Европеоидной расы

Б. Азиатско-американской расы

B. Экваториальной расы

 

10. Хорошим теплоизолятором на солнцепеке служат:

A. Курчавые волосы

Б. Прямые волосы

B. Слегка волнистые волосы

 

Вариант 2

 

Задание. Вставьте пропущенное слово.

 

1. Ископаемая группа высших обезьян –... дала начало двум эволюционным линиям: семейству..., к которому принадлежат современные гориллы и шимпанзе, и семейству..., представителем которого является Человек...

 

2. 14 миллионов лет назад появились первые представители гоминид –..., питающиеся... пищей.

 

3. 3,5–1,0 миллион лет назад на Африканском континенте обитали...: прямоходящие существа ростом... см, использующие природные материалы и ресурсы для удовлетворения своих потребностей.

 

4. Человек... впервые научился изготавливать каменные..., свободно ходил на двух ногах и имел более развитые... конечности.

 

5. 1,0 миллион – 300 тысяч лет назад появились представители... людей, составляющие вид Человек..., основными занятиями которых были: коллективная..., изготовление каменных орудий и сбор... пищи.

 

6. Древние люди, жившие... лет назад, относятся к виду Человек..., имели мозг объемом... и крепкое телосложение; обитали в ледниковый период и научились добывать...

 

7. Люди современного типа называются... и относятся к виду Человек..., обладают ростом..., объемом мозга...; а также способностью изготавливать одежду из..., рисовать на..., лепить посуду из...

 

8. Исторически сложившаяся группа людей, объединенных общим происхождением, морфологическими и физиологическими особенностями, называется...

 

9. Для представителей экваториальной расы характерны:... кожа,... волосы,... губы.

 

10. Европеоиды обладают... кожей, прямыми... волосами,... носом.

 

11. У представителей азиатско-американской расы жесткие... волосы,... кожа,... лицо, кожистая складка... века.

 

Вариант 3

 

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

 

1. Назовите потомков дриопитеков и объясните, в чем состоит их принципиальное различие между собой.

 

2. На основании каких признаков рамапитека и австралопитека лишь условно можно отнести к предкам человека?

 

3. Какой гоминид может считаться первым представителем рода Человек? Объясните.

 

4. Каковы основные эволюционные достижения человека прямоходящего? Какие примитивные черты сохранились в его облике?

 

5. Чем характеризуется период обитания древних людей?

 

6. Каких ископаемых людей относят к виду Человек разумный? Аргументируйте свой ответ.

 

7. Как вы думаете, какие причины привели к возникновению внутри вида Человек разумный разных человеческих рас? Что доказывает единство происхождения человеческих рас?

 

8. Назовите главные особенности трех основных рас и объясните биологический смысл их возникновения.

 

Вариант 4

 

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

 

1. Распределите названия различных предковых форм современного человека в хронологическом порядке: питекантроп, человек умелый, человек неандертальский, кроманьонец, дриопитек, синантроп, человек разумный, человек прямоходящий. Какие названия не вошли в этот ряд и почему?

 

2. Рассмотрите в учебнике рисунок на стр.12 с местами предполагаемых областей прародины человека. Объясните, почему именно здесь обнаружено большинство стоянок древних людей?

 

3. Рассмотрите в учебнике изображение родословного древа человека на стр.10. Какие основные изменения в строении черепа ископаемых предков человека вы заметили? С чем это может быть связано?

 

4. Рассмотрите в учебнике рисунки в нижней части страниц 12 и 13. Какие важные эволюционные достижения в социальной сфере на них изображены? В чем их значение?

 

5. Усложнение мозга, прямохождение, совершенствование руки. Как вы думаете, какое из этих морфологических преобразований возникло в первую очередь? Каковы его причины и последствия?

 

6. Антропологические данные показывают, что за последние десятки тысяч лет физический облик человека практически не изменился. С чем это связано? Означает ли это, что эволюция человека остановилась?

 

7. Приверженцы расизма утверждают, что существуют «высшие» и «низшие» расы. Какие доказательства можно привести для опровержения этой теории?

 

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА

 

 

Вариант 1

 

Задание. Выберите один правильный ответ.

 

1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

А. Орган

Б. Ткань

В. Клетка

 

2. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:

А. АТФ

Б. ДНК

В. Белков

 

3. В ядре соматических клеток человека:

A. 46 хромосом

Б. 23 хромосомы

B. 44 хромосомы

 

4. Ядрышко участвует в образовании:

А. Рибосом

Б. Митохондрий

В. Пластид

 

5. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

А. Белков

Б. Жиров

В. Углеводов и жиров

 

6. Накопление и транспортировка веществ, синтезируемых в разных частях клетки, происходит в:

А. ЭПС

Б. Комплексе Гольджи

В. Лизосомах

 

7. Основная функция митохондрий:

А. Синтез ДНК

Б. Синтез АТФ

В. Синтез углеводов

 

8. Распад отработанных веществ и органоидов происходит в:

А. Гиалоплазме

Б. ЭПС

В. Лизосомах

 

9. Связь между клетками осуществляется через:

A. Клеточную мембрану

Б. Гиалоплазму

B. Эндоплазматическую сеть

 

10. Клеточная мембрана:

A. Обладает избирательной проницательностью для различных веществ

Б. Непроницаема

B. Полностью проницаема для любых веществ

 

Вариант 2

 

Задание. Вставьте пропущенное слово.

 

1... – это основной структурный и функциональный элемент организма человека.

 

2. Большинство клеток состоит из... и..., покрытых снаружи...

 

3... несет наследственную информацию и регулирует синтез...

 

4... состоят из ДНК и хорошо видны в период... клетки.

 

5. Внутри ядра находятся..., в которых образуются..., синтезирующие...

 

6. Цитоплазма состоит из... и расположенных в ней...

 

7. В... эндоплазматической сети образуются белки, а в... синтезируются гликоген и жиры.

 

8. Многочисленные пузырьки и цистерны образуют..., в котором накапливаются вещества и синтезируются...

 

9. В митохондриях окисляются... вещества и синтезируется... – универсальный источник энергии.

 

10. Ненужные вещества и структуры клетки растворяются внутри... под действием...

 

11. Связь с внешней средой и соседними клетками осуществляется через...

 

Вариант 3

 

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

 

1. Перечислите основные жизненные функции клеток человеческого организма.

 

2. Какова структура и функции ядра клетки?

 

3. Что вы знаете о структуре и функциях хромосом?

 

4. Какая часть клетки выполняет защитную функцию?

 

5. Чем представлена транспортная система клетки?

 

6. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?

 

7. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных органических соединений?

 

8. В чем состоит функция лизосом?

 

9. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

 

10. Что такое регенерация клеток?

 

Вариант 4

 

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

 

1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?

 

2. О чем говорит тот факт, что клетки большинства живых существ устроены примерно одинаково?

 

3. При изучении клеток животных было выяснено, что аппарат Гольджи наиболее развит в клетках поджелудочной железы и слюнных желез, а митохондрии – в клетках сердца. Объясните этот факт.

 

4. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?

 

5. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?

 

6. Каким образом осуществляется точная передача наследственной информации при делении клеток?

 

7. Почему клеточные структуры называют «органоидами», а не «органами»?

 

8. Какое универсальное свойство жизни обеспечивается работой ядра?

 

9. Какое еще вещество, кроме ДНК, содержится в ядре?

 

10. Как вы думаете, почему развитие современной медицины тесно связано с цитологическими исследованиями?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: