Тема 4. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





Вопросы для обсуждения

1. Сущность преемственности детского сада и начальной школы в художественно-творческом развитии детей. Основные направления ее осуществления.

2. Содержание программ художественно-творческого развития ребенка в детском саду и начальной школе (сравнительный анализ).

3. Преемственность методов, приемов и форм организации художественно – творческого развития дошкольников и младших школьников.

- Лопатина Е. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебно-методический комплекс. – Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 192 с.//Комментарии к разделам и темам: Раздел 3: Методика развития детского изобразительного творчества. Тема:Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. - С.119-121.

Ответить на вопросы самопроверки

Указания к изучению литературы, учебно-исследовательские задания

1. Изучая указанную литературу, сделать выборочные записи по теме. Выписать определение понятия «преемственность» в работе детского сада и начальной школы.

2. Познакомиться с программой художественно-творческого развития детей дошкольного возраста «Росток» (авт. А.В.Шестакова) (см. п. 4 осн. литер.) и программой художественно-творческого развития детей для 1 класса (авт. Б.М.Неменский) (см. п. 5 осн. литер.), сделать выводы по преемственности их целей, содержания, методов (либо др. программой по-выбору).

3. Найти примеры, подтверждающие наличие преемственности в художественном образовании дошкольников и младших школьников из пособия Т.С. Комаровой, О.Ю. Заряновой и др. (см. п. 3 осн. литер.) (либо др. источников по-выбору)

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ: ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (С.176-178)

1. Предмет методики развития детского изобразительного творчества, задачи курса, связь с другими дисциплинами. Представить словарик эстетических понятий: «эстетическое воспитание», «эстетическая деятельность» и др.

2. Концепции развития детского изобразительного творчества за рубежом (к. 19 в.) и в России (нач. и 50 – 90 гг. 20 в.)

3. Современная концепция дошкольного воспитания о художественно-творческом развитии ребенка.

4. Изобразительное искусство, его специфика, виды и основные выразительные средства (дать характеристику двум видам искусства – на выбор).

5. Роль искусства в жизни общества, его функции.

6. Художественный образ – форма художественного мышления, его особенности и свойства.

7. Художественное восприятие, его особенности.

8. Особенности восприятия дошкольниками разных видов изобразительного искусства (дать характеристику относительно 2-х видов искусства – на выбор студента).

9. Сущность творчества: философский, психологический, педагогический аспекты данного понятия.

10. Детское изобразительное творчество, его особенности.

11. Способности к изобразительной деятельности, их структура, показатели.

12. Условия и пути развития изобразительного творчества дошкольников.

13. Этапы развития творческих способностей к изобразительной деятельности у дошкольников (назвать и охарактеризовать 1 из них).

14. Специфика изобразительной деятельности в дошкольный период детства.

15. Виды изобразительной деятельности, их взаимосвязь (по материалам исследований Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.Лазарь и др.).

16. Сенсорные основы изобразительной деятельности дошкольников. Роль наблюдений в овладении детьми способами изображения. Требования к организации наблюдений.

17. Психолого-физиологические возможности детей в овладении приемами рисования предметов. Методика развития творчества детей в предметном рисовании. (Раскрыть особенности использования отдельных приемов в работе с детьми разного возраста).

18. Обучение детей технике рисования.

19. Методика развития детского творчества в сюжетном рисовании.

20. Характеристика особенностей сюжетного рисования дошкольников. Исследования по проблеме развития детского изотворчества в сюжетном рисовании.

21. Характеристика особенностей предметного рисования в дошкольный период детства. Исследования по проблеме развития детского творчества в предметном рисовании.

22. Характеристика декоративного рисования дошкольников. Исследования по проблеме развития детского творчества в процессе обучения декоративному рисованию.

23. Методика развития детского изобразительного творчества в декоративном рисовании.

24. Особенности лепки дошкольников. Исследования по проблеме развития детского творчества средствами лепки.

25. Психолого – физиологические возможности детей в овладении приемами лепки. Методика развития творчества в процессе обучения детей предметной лепке.

26. Методика развития детского творчества в сюжетной лепке.

27. Методика развития творчества детей в декоративной лепке.

28. Аппликация и ее особенности в дошкольные годы. Исследования по проблеме развития аппликационного творчества детей.

29. Психолого-физиологические возможности детей в овладении приемами вырезывания. Методика обучения детей аппликации и развития их творчества.

30. Особенности конструктивной деятельности дошкольников, ее виды. Перечислить формы организации обучения детей конструктивной деятельности и раскрыть особенности использования трех из них (на выбор).

31. Исследования по проблеме развития детского творчества в процессе обучения конструированию.

32. Методика обучения детей конструированию и развития конструктивного творчества (на примере одного из видов конструирования).

33. Художественный труд, его специфика в дошкольном возрасте. Методика развития детского творчества в процессе художественного труда.

34. Охарактеризовать формы работы по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства (на примере одного из видов изобразительного искусства: живопись, графика и др.).

35. Классификация методов и приемов развития детского изобразительного творчества. Выделить эффективные приемы развития основных компонентов творчества (самостоятельности, инициативы, активности) в процессе обучения детей изобразительной деятельности.

36. Типы, виды и структура занятий по изобразительной деятельности с дошкольниками. Формы организации детей на коллективную деятельность в процессе занятий.

37. Самостоятельная изобразительная деятельность детей; ее значение, содержание, формы организации, приемы руководства.

38. Кружковая работа в детском саду, ее значение, задачи, содержательная направленность.

39. Совместная работа педагога и детей. Ее значение, задачи, содержание.

40. Изобразительное искусство как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно – творческой деятельности.

41. Художественно – эстетическая развивающая среда и ребенок.

42. Преемственность в художественном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

43. Преподавание курса «Методики развития детского изобразительного творчества» в педколледже и училище.

44. Представить анализ 2-х программ (общеобразовательная, парциальная – на выбор студента) по вопросу художественно-творческого развития детей средствами изоискусства (цели, задачи, содержание раздела).





Читайте также:
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.