КУРС «ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Направление подготовки 050400.62 Психоллого-педагогическое образование
Профиль программы: Психология и педагогика дошкольного образования
зДОППб-12-1 (23 чел.): Лекц.: 12 ч., Практ.: 12 ч; Лаб.: 12+12ч;
4 курс Контр. работа 17,25 ч.; Конс. 3,8 ч, Экзамен: 11,5 ч
ЦЕЛЬ КУРСА: обеспечить профессионально-ориентированное образование, предполагающее формирование целостной системы знаний об основах теории и методики развития детского изобразительного творчества.
ЗАДАЧИ КУРСА:
– дать знания теоретических основ начального художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: искусствоведческих, психолого-педагогических, дидактических;
– развивать активный интерес к профессиональной педагогической деятельности, связанной с развитием детского изобразительного творчества;
– совершенствовать первичные умения и навыки студентов в области изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛЫКУРСА:
Наука о детском изобразительном творчестве.
Искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества.
Методика (технологии) развития детского изобразительного творчества.
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Заочная форма обучения (с.155-158: УМК Лопатина Е.Г.)
4 курс ОЗО для студентов, имеющих среднее специальное; полное общее образование
(6-летнее обучение;)
Тема 1. ЭСТЕТИКА - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ТЕОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Вопросы для обсуждения
1. Искусство как особая форма эстетического освоения мира. Художественный образ в искусстве.
2. Роль искусства в жизни человека. Функции искусства.
3. Эстетика – теория эстетического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА:
Лопатина Е.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебно-методический комплекс. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 192 с.//Комментарии к разделам и темам: Раздел 2. Тема 1.Эстетика - методологическая основа искусства. - С.18-24. Глоссарий.- С.193-197.
Ответить на вопросы самопроверки
Указания к изучению литературы, учебно-исследовательские задания
1. Изучая указанную литературу, сделать записи по вопросам плана. Выписать определения понятия «художественный образ», его особенности и основные свойства (изобразительность и выразительность).
2. Охарактеризовать понятия эстетическое восприятие и эстетическое чувство, разобраться в их специфике.
3. Работая с литературой, следует разобраться в сущности эстетического сознания, его структурных элементах (эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические оценки, суждения, идеалы и т.д.) их логической взаимосвязи. Составить краткий словарь понятий, указав источники, из которых взяты определения данных понятий.
Тема 2. МЕТОДЫИ ПРИЕМЫРАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Вопросы для обсуждения
1. Понятия «метод», «прием» обучения и развития ребенка.
2. Классификация методов развития детского изобразительного творчества.
3. Характеристика отдельных методов обучения изодеятельности и развития детского изобразительного творчества с современных позиций методики.
4. Роль игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА:
Лопатина Е. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебно-методический комплекс. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 192 с.//Комментарии к разделам и темам: Раздел 3: Методика развития детского изобразительного творчества. Тема 3:Методы и приемы развития детского изобразительного творчества. - С.76-82.
Ответить на вопросы самопроверки
Указания к изучению литературы, учебно-исследовательские задания
1. Привести примеры 1-2-х творческих заданий и игровых упражнений на развитие психических процессов, лежащих в основе творческих способностей детей (воображение, образное мышление, образная память) (см. п. 4 осн. литер.).
2. Охарактеризовать возможное применение методов и приемов обучения на 1 из занятии по изобразительной деятельности, опираясь на материал учебно-методического комплекса.
3. Привести 2 – 3 примера приемов, рекомендованных Н.П.Сакулиной (либо др. исследователей) для развития самостоятельности, активности, инициативы детей в процессе занятий изобразительной деятельностью.)
Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы для обсуждения
1. Занятия как форма обучения и развития детского изобразительного творчества:
1.1Типы и виды занятий; 1.2 Структура занятий по изодеятельности 1.3 Педагогические требования к организации занятий по изодеятельности 1.4 Организация детей на занятиях для выполнения коллективных творческих заданий.
2. Совместная изобразительная деятельность педагога и детей: задачи, содержание, методика руководства.
3. Самостоятельная изобразительная деятельность детей:
3.1 Задачи ее организации 3.2 Содержание 3.3 Формы осуществления самостоятельной изодеятельности детей.
3.4 Условия ее организации 3.4 Приемы руководства самостоятельной изодеятельностью дошкольников.
4. Кружковая работа:
4.1 Ее задачи 4.2 Основные принципы организации кружковой работы 4.3 Режим работы кружка
4.4 Содержание кружковой работы.
Лопатина Е. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебно-методический комплекс. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 192 с.//Комментарии к разделам и темам: Раздел 3: Методика развития детского изобразительного творчества. Тема:Современные формы организации детской изобразительной деятельности. - С.82-93
Ответить на вопросы самопроверки
Указания к изучению литературы, учебно-исследовательские задания
1. На примере одного их разработанных и утвержденных Положений об организации кружковой работы в ДОУ г.Магнитогорска или других городов (2014-2016 гг) представить основные его структурные компоненты и их примерное содержание (общие положения; функции руководителя кружковой работы; задачи кружковой работы; организация работы в кружках; делопроизводство; права участников кружковой работы; ответственность руководителя кружковой работы и др.)
2. Изучить опыт организации кружковой работы, описанный воспитателем Волосенко С.В. в Программе кружковой работы по тестопластике «Мукосолька» на 2015-16 гг (Муниципальное ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №113» г.Магнитогорск, включая содержание; пояснительную записку; цель, задачи, ожидаемые результаты; методические приемы; дидактический материал; техническое оснащение; формы работы, принципы построения, планирование: 16 занятий)
// https://detskiisad113.caduk.ru/DswMedia/krujokmukasol-kastgrvolosenko.pdf
3. Познакомиться с содержанием и особенностями организации совместной творческой деятельности педагога и детей, описанной автором Рябухиной Ксенией Валерьевной (МБДОУ №234 г.Челябинск) в материалах Семинара практикума «Организация совместной деятельности педагогов и детей в ДОУ в соответствии с ФГТ» (определения; формы организации; основные положения характеристики; тематика и краткая характеристика для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп) (либо др. материалах по-выбору, касающихся данной формы организации детской изодеятельности)
//https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/02/organizatsiya-sovmestnoy-deyatelnosti-pedagogov-i-detey-v-dou-v