Интервьюер приступает к полунаправленному интервью, имея на руках список тем, которые должны обсуждаться в ходе опроса. Если интервьюируемый сам, произвольно, не высказывается по какой-либо из предусмотренных тем, интервьюер должен предложить ему сделать это.
В рамках отдельной темы интерьвьюируемый высказывается свободно. Как и в случае ненаправленного интервью, интервьюер помогает интервьюируемому, если тот затрудняется с выражением своей мысли.
Метод полунаправленного интервью подходит для углубленных исследований (Ghiglione, Matalone, 1998). В подобном типе исследований ответственный за исследование (руководитель) опирается на предшествующие работы, связанные с данной (или родственной) темой, однако объект его исследования несколько иной и популяция, которой он интересуется, имеет свои особенности; он должен дополнить и углубить существующую информацию. Рекомендации, предлагаемые специальной литературой, позволяют ему составить список вопросов для интервью; интервьюер может таким образом проверить, все ли существенные для исследования темы в нем упомянуты. Оставляя интервьюируемому большую свободу слова в рамках каждой темы, руководитель исследования получает возможность доступа к новой неординарной информации.
В маркетинге полунаправленные интервью часто используются как основной инструмент качественных исследований, связанных с восприятием и установками индивидов. В данном типе исследований мы не пытаемся измерить, мы стараемся понять. Для этого мы направляем усилия на выявление референтных рамок и схем мышления, используемых данной популяцией.
Пример. Сеть магазинов, специализирующихся на товарах для садоводов, проводит исследование с целью определения уровня увлечения населением данным видом досуга на текущий момент. Результаты исследования должны помочь выявить психологические рычаги, которые могут быть использованы в рекламных кампаниях. Информация, которой располагают руководители данного предприятия, позволила им выделить четыре темы: природный ритм, противопоставляемый ритму работы, творческий талант садовника (садовода), разнообразие видов и оригинальность сада, природа в домашних условиях. Они используют метод полунаправленных интервью и хотят, чтобы интервьюируемые свободно высказались по каждой из данных тем.
Техника полунаправленных интервью может также быть использована при подготовке анкетного опроса, в котором требуется построить многоуровневую измерительную шкалу, основанную на серии вопросов (для определения удовлетворенности спроса, например). Анализ данных, собранных в ходе интервью, позволяет выявить основные аспекты, которые необходимо затронуть при разработке шкалы; он также позволяет выделить существенные вопросы, которые могут быть использованы для изучения различных граней явления.
Направленные интервью
При использовании данного метода интервьюер направляет интервью при помощи вопросов. Интервьюируемые отвечают в свободной форме; им не предлагается вариантов ответа. Каждый вопрос дает им возможность высказаться настолько, насколько они считают необходимым. В данном типе интервью интервьюер вмешивается, чтобы задать другой вопрос или попросить уточнений, если ответы оказываются чересчур лаконичными, или помочь интервьюируемому вернуться к заданной теме, если тот отвлекся от нее.
Направленные интервью позволяют осуществить исследования по проверке и контролю (Ghiglione, Matalone, 1998); они представляют собой эффективный инструмент исследования, если мы пытаемся актуализировать некоторые знания или оценить валидность результатов, полученных при помощи других методов (наблюдение, эксперимент и т. д.) Направленные интервью часто используются в качественных исследованиях, когда мы уже обладаем общей установленной схемой анализа, применяемой для различных объектов. Используя направленные интервью, можно быть уверенным, что их результаты позволят руководителю исследования получить детальную информацию, а также практические рекомендации. Поскольку этот тип исследований основан на стандартном списке вопросов, можно сравнивать результаты нескольких схожих исследований, осуществленных в разное время.
Пример. Некое предприятие обновило упаковку продукта. Принято решение изучить результаты этого нововведения с помощью направленных интервью и основываясь на схеме анализа, традиционно используемой в данном типе исследований. Интервьюер представляет новую упаковку интервьюируемому и просит его внимательно на нее посмотреть, затем задает серию вопросов: «Когда вы впервые увидели эту упаковку, что привлекло ваше внимание?», «Какие тексты на упаковке этого продукта вы прочли? Почему? Что вы из них запомнили?», «На какие мысли наводит вас изображение на этой упаковке?», «Каким образом вы опишете продукт в этой упаковке?» и т. д.
Направленное интервью нельзя путать с анкетным опросом. В опросниках большинство вопросов сопровождаются вариантами ответов, а те, которые не включают их, предполагают относительно краткие ответы (имя, несколько фраз), которые исследователи просто записывают, не вмешиваясь. Направленное интервью — это техника сбора информации, в которой взаимодействие между интервьюером и интервьюируемым играет важную роль, оно предоставляет данные качественного характера. Цель использования опросников — собрать направленную информацию, позволяющую осуществлять количественный анализ.