Подготовка трактора для работы с прицепами




При составлении транспортных агрегатов необходимо иметь в виду, что в соответствии с действующим ГОСТом наибольший поперечный габарит тракторного поезда в случае его движения по автомобильным дорогам устанавливается в форме прямоугольника шириной 2,5 и высотой 4 м; полная длина поезда в составе трактора с одним прицепом не должна превышать 20 м, а с двумя и более прицепами — 24 м.

Запрещается эксплуатация тракторных поездов, имеющих нагрузку на ось свыше 6 т, на всех дорогах, кроме государственных дорог i и II категории.

Рис. 28. Прицепные устройства трактора:
а — общего назначения; б — универсально-пропашного; в — установка высоты прицепа в зависимости от вида пахоты; 1 — скоба (поперечная); 2 — серьга; 3 — палец; 4 — бугель; 5 — регулировочный болт; 6 — ограничительные цепи; I — при пахоте тяжелых почв; II — то же, старопахотных почв средней плотности; III — то же, старопахотных легких почв на большую глубину; IV — то же, на малую глубину.

Подготовка включает следующие работы.

Общие подготовительные операции. Установите колею колес универсально-пропашного трактора на ширину не менее 1600 мм и наиболее возможную для тракторов общего назначения, если это позволяют условия работы.

При подготовке тракторов Т-28Х4 или МТЗ-80Х установите на них двухколесную ось, предварительно сняв переднее колесо. с На тракторах МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102 в зависимости от характера выполняемых работ закрепите передние фары в следующих положениях.

Рис. 29. Внешние световые и опознавательные знаки трактора: а — установка фар трактора МТЗ-80; б — опознавательный знак тракторного поезда с фонарями; в — то же, в виде треугольника; 1 — передний брус; 2 — боковина; 3 — фара; 4 — кронштейн; 5 — трс угольник; 6 — фонари.

Рис. 30. Дополнительные устройства:
а и б — для включения и выключения блокировки дифференциала (трактор МТЗ-80); в — для обрызгивания стекла кабины водой; 1 — рукоятка; 2 — бачок; 3 — жиклер; 4 — маховичок; I…III — положения рукоятки I.

Убедитесь в том, есть ли и исправен ли опознавательный знак автопоезда — три фонаря 6 оранжевого цвета, расположенных на кабине трактора с промежутками 150…300 мм (рис. 29,6). Вместо них можно применять равносторонний треугольник 5 желтого цвета (сторона 250 мм) с устройством для внутреннего освещения (рис. 29, в).

При движении тракторного поезда освещение опознавательного знака должно быть включено в любое время суток.

Проверьте затяжку гаек крепления колес, а также давление воздуха в шинах и при необходимости доведите их до нормы.

Выключите привод на передние ведущие колеса, если он есть, а также автоматическую блокировку дифференциала (МТЗ-80), поставив рукоятку 1 (рис. 30, а) в положение I «Блокировка выключена». Если рукоятка 1 отсутствует, то выключите блокировку маховичком 4 (рис. 30,6). Остальные положения рукоятки соответствуют: II — «Блокировка автоматическая» и III — «Блокировка принудительная».

На тракторе МТЗ-100 блокировку выключают рукояткой, расположенной слева от щитка приборов, поставив ее в среднее положение «Блокировка выключена».

На универсально-пропашном тракторе сблокируйте тормозные педали.

Если прицеп оборудован гидравлическим опрокидывателем, то проверьте уровень масла в баке гидросистемы и доведите его до метки «С» (для МТЗ) или до верхней метки (для других тракторов) и включите насос. Проверьте, есть и действуют ли сигнал торможения и указатели поворота. Тщательно протрите стекла кабины и заправьте бачок (рис. 30, в) электрического стеклоомывателя (если он имеется) отфильтрованной водой или смесью воды со специальной жидкостью.

Рис. 31. Соединение колесных тракторов: а и в — с полуприцепами; б и г — с прицепами.

Так как эта сила достигает порой больших значений, присоединять полуприцепы к вилке поперечины универсально-пропашного трактора нельзя, потому что передние колеса разгружаются и управляемость трактора ухудшается, кроме того, прицепная скоба не рассчитана на большую нагрузку и может во время работы сломаться. Поэтому необходимо вместо скобы установить гидрокрюк.

Рис. 32. Буксирные приспособления тракторов МТЗ: а —гидрокрюк; б — крюк с автоматическим запором зева; 1 — фиксатор; 2 и 9 —рукоятки; 3 и 7 — тяги; 4 — захват; 5 — ось; 6 и 11 — крюки, 8 — пальцы; 10 — шкворень; 12 — нижняя направляющая.

Рис. 33. Тягово-сцепное устройство трактора Т-150:
1 — проушина; 2 — растяжка; 3 — серьга; 4 — крюк; 5 — цепь; 6 — вилка; I и 11 — положения крюка.

При монтаже гидрокрюка следует снять с задних колес грузы, расположить их на переднем кронштейне (рис. 31, а) и проверить правильность регулировки длины подъемных тяг 3 (рис. 32, а) и тяги управления.

Длина тяг должна быть такой, чтобы при полностью втянутом штоке гидроцилиндра захваты могли бы свободно выйти из-под оси. При этом обе тяги должны равномерно воспринимать нагрузку от гидрокрюка.

Длина тяги должна быть такой, чтобы при установке рукоятки на фиксатор происходили свободный подъем и опускание крюка, а зазор между осью и захватами в запертом положении находился в пределах 2…5 мм.

Подготовка трактора для работы с прицепом. При работе с прицепом вертикальная нагрузка на прицепное устройство трактора отсутствует (см. рис. 31, б и г) и поэтому прицепы можно присоединять либо к гидрокрюку, либо к вилке прицепного устройства.

Подготовка к работе на транспорте тракторов общего назначения Т-150 и Т-150К. Установите на тракторы тягово-сцепное устройство по высоте в одном из двух положений за счет перестановки корпуса в кронштейнах. Если во время работы используется ВОМ, то настраивайте устройство по схеме (рис. 33), при этом крюк 4 расположится на высоте 515 мм от земли, а при работе без ВОМ — по схеме II на высоте 685 мм.

Чтобы установить тягово-сцепное устройство на трактор, следует отъединить нижние тяги механизма навески; поднять навесное устройство в верхнее положение; установить раскосы с левой стороны рычагов подъема и удлинить их до возможного предела. Затем нужно снять упоры головок нижних тяг и закрепить их с левой стороны на крайней лыске. При размещении упоров с правой стороны на третьей от конца нижней оси необходимо расположить головки нижних тяг между упорами.

Далее надо соединить кронштейны тягово-сцепного устройства с головками нижних тяг, а серьги — с раскосами навесного устройства.

Кроме этого, при подготовке трактора Т-150К следует загрузить его заднюю часть грузом массой 1500 кг, что в значительной степени уменьшит буксование его ведущих колес за счет увеличения сцепной силы. Для крепления груза снимите с задней полурамы инструментальные ящики и установите специально изготовленную платформу (см. рис. 31, г).

Подготовка к работе универсального трактора с прицепом. Снимите грузы с переднего кронштейна и установите их на задние колеса (см. рис. 31, б).

Следует иметь в виду, что некоторые прицепы (например, 2ПТС-4) имеют вращающуюся сцепную петлю. При их соединении с буксирным устройством необходимо стопорить петлю от проворачивания.

Некоторые тракторы, например типа МТЗ, снабжены устройством для буксировки двухосных прицепов, которое присоединяется к кронштейну механизма навески двумя пальцами (см. рис. 32, б) и может быть установлено в двух положениях — верхнем (при использовании ВОМ) и нижнем (без использования ВОМ).

Не допускается буксировка прицепа через вилку прицепного устройства механизма навески.

Соедините трактор с прицепом в такой последовательности. Отрегулируйте высоту дышла прицепа так, чтобы оно находилось на одном уровне с центром зева крюка. Затем поверните рукоятку против хода часовой стрелки, при этом шкворень переместится во внутрь устройства, а нижняя направляющая поднимется.

Подавайте потихоньку трактор назад до тех пор, пока петля прицепа не надавит на шкворень 10, перемещая его на небольшое расстояние. При этом освободится поводок, который вместе с рукояткой 9 под действием наружной пружины кручения развернется по ходу часовой стрелки, а шкворень под действием пружины переместится вправо и закроет зев крюка.

После сцепки трактора с прицепом установите страховочный трос или цепь между ними. У трактора Т-150 страховочная цепь (рис. 33) закрепляется на вилках нижних бугелей. После сцепки с прицепом необходимо поставить на место растяжки, укрепив их на проушинах.

Соединение электрической системы и систем управления тормозами трактора и прицепа (полуприцепа). Рассмотрим некоторые виды соединений.

Соединение электрической системы. Для передачи электрического тока на потребители прицепа или сельскохозяйственных машин на задней стенке кабины устанавливают семи-штырьковую штепсельную розетку. На изоляционных колодках розетки и вилках, а также на внутренней поверхности крышки розетки нанесены маркировочные знаки, которые обозначают: I — сигнал торможения; II — указатель левого поворота; III —- двусторонняя звуковая сигнализация; IV—указатель правого поворота; V — правый габаритный свет, фары прицепных машин; VI — левый габаритный свет; М — масса.

Рис. 34. Устройства для управления тормозами прицепа:
а — трактора T-25A; б — пневматический переходник тракторов МТЗ-80 и MT3-100; в — трактора Т-40М; 1 — рычаг;’ 2 — седло; 3 — главный цилиндр; 4 — тормозная педаль; 5, 6 и 12 — вилки; 7 — палец; 8— заглушка; 9—кнопка; 10 — толкатель; II — штанга.

Соединение системы управления тормозами прицепа, имеющей гидропровод.

Для тракторов с механическим управлением (Т-25А, Т-40М) выполните следующие операции. У тракторов Т-25А поставьте рычаг (рис. 34, а) в крайнее переднее положение, снимите с прицепа главный цилиндр и вставьте его в пазы седла. Нажав на кнопку фиксатора, поверните цилиндр на 90° так, чтобы пробка заливного отверстия заняла верхнее положение, после чего отпустите кнопку.

Если главный цилиндр устанавливается впервые, то после получения трактора с завода отрегулируйте привод. Убедитесь в том, что рычаг находится в крайнем переднем положении, а правая тормозная педаль в крайнем верхнем. Затем доведите ролик, посаженный на палец до касания с рычагом с помощью резьбового соединения вилок, после чего затяните контргайки.

У трактора Т-40М главный цилиндр устанавливают так же, как и у Т-25А. Следует иметь в виду, что при каждой разборке привода тормоза необходимо проверять выступание толкателя 10 (рис. 34, в) от передней плоскости седла, оно должно быть равно 36 мм. Его регулируют изменением длины штанги, свинчивая или навинчивая вилку.

Для тракторов с пневматическим переходником или усилителем (МТЗ-80, МТЗ-100 и ЮМЗ-6) удалите сжатый воздух из ресивера, затем снимите заглушку (рис. 34, б) и поставьте в седло 2 главный цилиндр. После этого проверьте при движении агрегата действие тормозов. Если при торможении прицеп набегает на трактор, то увеличьте свободный ход тормозных педалей на 10…20 мм, который не должен быть более 110 мм. Нормальный ход равен 70… 90 мм.

Соединение системы управления тормозами прицепа с пневмоприводом. Соедините трактор с прицепом, предварительно затормозив трактор стояночным тормозом. В противном случае после подключения пневматической магистрали прицепа при давлении воздуха в ресивере произойдет его автоматическое растормаживание. На уклоне это может привести к самопроизвольному движению тракторного поезда и созданию аварийной ситуации на дороге.

Рис. 35. Пневмосистема тракторного прицепа и ее соединение с трактором

Перед соединением воздушных шлангов нажмите пальцем руки на обратный клапан (на рисунке 35 стрелкой показано направление нажима) соединительной головки трактора и откройте разобщительный кран. При отпущенной педали тормоза воздух должен выходить через клапан под давлением 0,88…0,53 МПа, при заторможенной педали выход воздуха прекращается и давление падает до нуля.

После проверки правильности подачи воздуха на прицеп закройте кран и соедините головку с головкой на прицепе. При этом штифт нажмет на клапан и откроет путь воздуху в тормозную систему прицепа.

После соединения шлангов откройте кран, при этом пневматическая система прицепа будет находиться под давлением воздуха.

Воздух из соединительной головки прицепа поступает в воздухораспределитель, нажимает на поршень и перемещает его вверх. Клапан отходит от своего гнезда, соединяя при этом полость тормозной камеры с атмосферой.

Сжатый воздух из тормозной камеры выходит в атмосферу, а тормозные колодки под действием соединяющей их пружины отходят от тормозных барабанов, растормаживая колеса.

Одновременно с этим открывается клапан под давлением воздуха и пропускает его в баллон прицепа.

При нажатии на тормозную педаль трактора или отрыве прицепа (в случае аварии) подача воздуха в воздухораспределитель прекращается. Сжатый воздух, выходя из баллона, нажимает на поршень, перемещает его вниз, при этом клапаны закрываются и сжатый воздух из баллона поступает в тормозные камеры. Здесь он раздвигает колодки и затормаживает тем самым колеса прицепа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: